Главные вкладки
Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи младшего дошкольного возраста».
статья (младшая группа)
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с ним говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка и дальнейшем обучении в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.02 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/14/20220922_152746_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/14/20220922_153103_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/14/20220922_154934_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/14/20220922_155257_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/14/20220922_155938_1.jpg)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4
города Шатуры городского округа Шатура»
Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4»
высшей категории
Волкова Нелли Николаевна
Сентябрь 2022 г.
Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Основной целью работы педагогов заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
При проведении дидактической игры с ребенком дошкольного возраста взрослый объясняет правила по ходу игры. При этом он помнит о том, что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо учитывать и при чтении художественной литературы.
Дидактические игры, созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Игра с картинками
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам. Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того, игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Дидактические игры по развитию речи, успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
• Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
• По мере развития познавательных возможностей, дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
• Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
• Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника, в занимательной игровой форме;
• Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
• Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает«туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка. Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому необходимо предлагать детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Список литературы:
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост.
А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: «Просвещение», 1983.
3. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.
- М.: «Просвещение», 1986 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-681249-1531847277.jpg)
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-1148722-1560195385.jpg)
Презентация. Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1138267-1555524823.jpg)
Статья на тему: "Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1195944-1575475287.jpg)
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376448-1641838722.jpg)
Доклад на тему: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
доклад о театрализованной деятельности для подготовительной группы...