Доклад на педагогическом совете на тему: «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»
занимательные факты (подготовительная группа)

"Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя" Л.Н.Толстой. Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка» г.Ак-Довурака

________(МБДОУ детский сад «Мишутка» г.Ак-Довурака, эл.почта: (dietsadmishutca@mail.ru )___

Юридический адрес: индекс 668050, Республика Тыва, г.Ак-Довурак, ул. Строительная 56 тел: 2-11-21

     

Доклад на педагогическом совете

на тему:

«Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»

                                  Докладчик: Воспитатель старшей

                                                                       группы Сарыглар С.Б.

                                                  Ак-Довурак 2023 г

        "Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы  воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя"
Л.Н.Толстой.

         Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка.

        Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.      

        Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. Цель семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить.          

        Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

    Для этого надо в их сознание вложить понятие родства. Отталкиваясь от него, идти к понятию Родина. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг возрождения России  к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он напрямую связан с духовностью человека, и её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет в ребенке пробудить чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовная самоопределение.                                                      

       Все мы родом из детства, и все мы родом из своей семьи. Многие навыки, привычки, человек получает от окружения своих близких, своей семьи. В семье закладывается наша личность, наше будущее, будущие традиции наших семей, будущее наших детей, формируются чувства. Одним из главных и социально значимых является  чувство патриотизма.                          

      Роль семьи, семейных традиций неоспоримо в процессе формирования чувства патриотизма. Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким ему людям — родителям, близким родственникам. Родной дом — сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе, как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям, к народной культуре. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом — все это включается в представлении ребенка о родном доме, о своей «изначальной Родине».)

       Постепенно эти представления расширяются. Родина ассоциируется не только с домом и улицей, но с родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Совершенно точно можно сказать, что любовь к Родине зарождается уже в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается детской восприимчивостью и впечатлительностью. Общаясь с ровесниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества.  С точки зрения патриотического воспитания необходимо формировать у детей бережное отношение к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. -

(К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, внимательного отношения к своей семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.)

       Это связывает его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Все задачи дошкольного воспитания, которые поставлены перед нами, важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте являются задачи воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду, родной речи, к родному городу и республике.    

      Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.    

      Развитие любви и привязанности к родному дому, городу, краю, окружающей природе служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Наша задача — помочь детям увидеть удивительный край, в котором они живут, познакомить с прошлым и заглянуть в будущее, где им предстоит жить полноправными гражданами России. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.

Спустя двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!

Рекомендуемая литература.                                                                                                    

1. Платохина Н. А., Дудникова С. А., Самарина И. В. Социальная ситуация как условия воспитания патриотического отношения к родине у детей дошкольного возраста / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2016. — № 8. — С. 110–115.

2. Малютина Е. В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме / В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. — 2012. — С. 66–69. 3.                    

 3. Платохина Н. А. Научно-методическое сопровождение процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 67–72.  

Тестирование родителей
"Мой стиль воспитания ребёнка в семье"
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из - за стола;
в) не выпустите из - за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;
в) успокоите ребёнка словами: " не стоит расстраиваться из - за пустяков".
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять вашу просьбу. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать выполнять просьбу;
в) пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место: "пусть поскучает без них";
б) предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...".
в) накажите ребёнка лишением игрушек.
5.Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая , что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:
а) отчитываете ребёнка , показывая своё недовольство его поведением;
б) говорите ребёнку, что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как - то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Посчитайте, каких ответов больше- а, б, в. "А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей. "Б" - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. "В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы - порицание и наказание.

Памятка для родителей:
"Основы нравственно - патриотического воспитания в семье".

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
  • Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на педсовете «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»

Сообщение на педагогическом совете на тему "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания детей". Роль семьи в патриотическом воспитании....

Доклад на педагогическом совете Тема: «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...

Консультация для педагогов "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника"

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. Семья является ячейкой обще...

Статья "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания"

Статья создана для родителей . В статье раскрыла понятие, что такое патриотизм. Огромное внимание родителей обратила на то,  с чего начинается патриотическое воспитание. Роль семьи, семейных трад...

Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника

Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...

Презентация: «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания»

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании) человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называе...