Программа "Патриотики"
рабочая программа (старшая группа)

Пономарева Татьяна Дмитриевна

Программа духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста  от 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriotiki.docx721.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1.  Пояснительная записка                                                                                 5            
  2.  Комплексно - тематический план реализации программы                   8          
  3.  Ожидаемый результат реализации программы                                  20
  4. Социальное партнерство                                                                       21
  5.  Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей                                                                                                          23                                                                    
  6.  Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей                                                                                   24
  7.  Материально-техническое сопровождение                                          25
  8.      Используемая литература                                                             26

Паспорт программы

Наименование программы

«Патриотики»

Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Разработчики программы

Пономарева Татьяна Дмитриевна Старший воспитатель высшей квалификационной категории

Панова Валентина Владимировна                

Воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                    

Основание разработки программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ;

-  Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Федеральный         государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155;

- Устав МБДОУ «Д/сад № 48»;

- Программа МБДОУ «Д/сад № 48».

Цель программы

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы

•        Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.

•        Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).

•        Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.

•        Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.

•        Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.

•        Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.

Срок реализации программы

2 года

Участники реализации программы

•        Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        родители воспитанников;

•        педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        представители социума.

Методическое обеспечение программы.

 

Материально-технический ресурс:

- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Информационно-методический ресурс:

- Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова;

- Детская Библиотека;

- МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска;

- МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья:

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей;

 - воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности;

- создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Система организации контроля за                 исполнением программы

Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель.

Планируемые результаты

1.        Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).

2.        Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.

3.        Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.

4.        Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.

5.        Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды- Способствование  повышению  активной  жизненной  позиции  родителей  в  нравственном  воспитании  детей.

  1. Пояснительная записка

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся гласит: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач, среди которых также есть задачи:

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Программа охватывает направления воспитания ребенка-дошкольника, которые обозначены в основных направлениях воспитательной работы ДОО, в Рабочей программе воспитания ФОП ДО:

- Патриотическое воспитание

Цель патриотического воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

 - Духовно-нравственное воспитание

Цель духовно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.

- Социальное воспитание

Цель социального воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

- Познавательное воспитание

Цель познавательного воспитания - формирование ценности познания.

Ценность - познание лежит в основе познавательного воспитания.

- Трудовое воспитание

Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.

- Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.

Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Реализация программы будет способствовать развитию личности ребенка-дошкольника, его духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию, активному взаимодействию коллектива детского сада и семьи, включая социальные институты города Ачинска.

Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания является актуальной для реализации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

•        Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.

•        Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).

•        Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.

•        Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.

•        Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.

•        Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.

Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.

   

II. Комплексно - тематический план реализации программы

Календарный план воспитательной работы

Старшая группа

№ п/п

Праздники, памятные даты

Событие

(название и форма)

Сроки

Сентябрь

1 сентября.

День знаний

- Праздник «День знаний»

- Беседы о школе

1.09

3 сентября:

День солидарности в борьбе с терроризмом

- Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ»)

- Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности

04.09

8 сентября: Международный день распространения грамотности

- Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка».

08.09

27 сентября.

День воспитателя и всех дошкольных работников

- Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»;

- Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада».

20-30.09

Октябрь.

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки

- Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»;

- Изготовление открыток для бабушек и дедушек

02.10

4 октября:

День защиты животных

- Акция помощи приюту

Бездомных животных «Доброе сердце»;

- Беседа о Дне защиты

Животных

02-06.10

15 октября: День отца в России

- Беседа по теме;

- Открытка для папы;

- Выпуск стенгазеты «Мой

любимый папа»;

- «Праздник для пап»

12-13.10

16 октября:  Всемирный день хлеба

- Квест «Откуда хлеб пришел»;

- Выставка детских рисунков;

- Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?»

16-20.10

Ноябрь

4 ноября: День народного единства

- Квест- игра «Русь, Россия, Родина моя»;

- Развлечение с родителями «Игры народов России»;

- беседы по теме;

- Посещение экспозиции «Русская изба» музея имени Каргаполова;

- Посещение библиотеки «Русская матрешка»

01-03.11

3 ноября: День птиц

- Акция «Покормите птиц зимой»

- Занятие «Зимующие птицы»

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

- Беседы с просмотром презентации о героях МВД

08.11

26 ноября: День матери в России

- Праздничный концерт;

- Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»;

- Изготовление поздравительных открыток;

- Беседы

20-24.11

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации

- Беседа о происхождении символики.

30.11

Декабрь

3 декабря: День неизвестного солдата;

- Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату.

03.12

3 декабря: Международный день инвалидов

- Акция «Мы разные, но мы вместе»;

- Просмотр презентаций

03.12

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России

- Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»;

- «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании

05.12

7 декабря:

День образования Красноярского края

- Беседы;

- квест-игра «Это мой край – Родина наша»

07.12

8 декабря: Международный день художника

- Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»;

- беседы с рассматриванием картин о известных художниках России

08.12

9 декабря: День Героев Отечества

- Чтение художественной литературы о героях;

- Возложение цветов к памятникам защитников Отечества

11.12

12 декабря: День Конституции Российской Федерации

- Беседы;

- Викторина «Моя Родина»

12.12

31 декабря: Новый год

- Музыкальный праздник;

- Конкурс новогодних поделок;

- Посещение библиотеки «Досье Зеленой красавицы»

25-29.12

Январь

11 января: Всемирный день «спасибо»

- Беседа «Волшебное слово»;

- Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»;

- Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо»

11.01

27 января: День снятия блокады Ленинграда

-Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»;

- Мероприятие «Блокадный Ленинград»

27.01

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

- Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций;

- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- Мероприятие «День Сталинградской битвы»

02.02

8 февраля: День российской науки

- Мероприятие «День науки»

08.02

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

- Беседа с презентациями

15.02

21 февраля: Международный день родного языка

- Беседа «Международный день родного языка»;

- Чтение русских народных пословиц и поговорок

21.02

23 февраля: День защитника Отечества

- Спортивное развлечение с папами;

- Беседы;

- Изготовление открыток

19-22.02

Народный праздник Масленица

- Развлечение «Масленица»;

- Беседы, ООД «Масленичная неделя»

Март

8 марта: Международный женский день

- Праздник «Международный женский день»:

- Конкурс рисунков «Мамочки портрет»;

- Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры

01-07.03

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией

- Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций

18.03

27 марта: Всемирный день театра

- Беседы: «Знакомство с

понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»;

- Показ спектаклей

25-29.03

Апрель

1 апреля: Международный

день птиц

- Акция «Подарите птицам дом»;

- Беседа на тему: «Эти удивительные птицы».

- Чтение художественной

литературы: Л.Н. Толстой

«Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин

календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»;

- Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые»

01-05.04

12 апреля: День космонавтики

- Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»;

- Развлечение «День космонавтики»;

- Посещение библиотеки «Космос»

08-12.04

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда

- Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде»

02.05

9 мая: День Победы

- Праздник «День Победы»;

- Акции:

«Бессмертный полк ДОО»,

«Окна победы»,

«Стена памяти»,

«Голубь мира»,

«Георгиевская лента»;

- Беседа по теме «День Победы – 9 мая»;

- Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»;

- Чтение художественной

литературы;

- Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»;

- Экскурсия в краеведческий музей  имени Каргаполова «ВОВ»

06-10.05

19 мая: День детских общественных организаций России

- Беседа о детских общественных организациях России

20.05

24 мая: День славянской письменности и культуры

- Беседы на тему азбуки;

- Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица»

24.05

Июнь

1 июня: День защиты детей

- Развлечение «День защиты детей»;

- Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»;

- Конкурс рисунков на асфальте

01.06

6 июня: День русского языка

- Конкурс чтецов «Стихи Пушкина»

06.06

12 июня: День России

- Развлечение «День России»;

- Беседа «Я – гражданин

Российской Федерации»;

- Чтение художественной

литературы о России;

- Просмотр мультфильма

«История России для детей» (авт. М. Князева);

- Посещение библиотеки «День России»

11.06

22 июня: День памяти и скорби

- Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»;

- Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»;

- Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»;

- Чтение стихотворения Р.

Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»;

- Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам.

22.06

28 июня: День города Ачинска

- Беседы о родном городе;

- Выставка рисунков «Мой Ачинск»;

- Просмотр презентации «Наш город»;

- Создание газеты «Наш город А»;

- Трамвайная экскурсия по городу

28.06

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности

- Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»;

- Аппликация: открытка- ромашка для родителей;

- Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»;

- Посещение библиотеки «История праздника «День семьи, любви и верности»

08.07

- Посещение библиотеки «Природная аптечка»

Август

12 августа: День физкультурника

- Спортивные развлечения;

- Городские соревнования;

- Экскурсия на стадион;

- Беседы с детьми о пользе спорта и физической нагрузки для здоровья;

- Просмотр презентации «Известные спортсмены нашего города, области, страны»

12.08

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации

- Развлечение «День флага»;

- Беседа на тему «Государственные символы России»;

- Конструирование «Флажок на палочке»;

- Чтение книги А. Кузнецова «Символы Отечества»

- Посещение библиотеки «День флага России»

22.08

27 августа: День российского кино

- Беседы «Что мы знаем о кино», «Как снимается кино?»;

- Рисование на тему «Мой любимый герой мультфильма»

27.08

Подготовительная группа

№ п/п

Праздники, памятные даты

Событие

(название и форма)

Сроки

Сентябрь

1 сентября.

День знаний

- Праздник «День знаний»;

- Беседы о школе;

- Экскурсия в МБОУ «Школа № 16»

1.09

3 сентября:

День солидарности в борьбе с терроризмом

- Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ»)

- Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности

04.09

8 сентября: Международный день распространения грамотности

- Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка»

08.09

- Посещение библиотеки «Кем быть?»

27 сентября.

День воспитателя и всех дошкольных работников

- Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»;

- Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада».

20-30.09

Октябрь.

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки

- Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»;

- Изготовление открыток для бабушек и дедушек;

- Поздравительный концерт в Доме ветеранов

02.10

4 октября:

День защиты животных

- Акция помощи приюту

Бездомных животных «Доброе сердце»;

- Беседа о Дне защиты Животных;

- Посещение библиотеки «День защиты животных»

02-06.10

15 октября: День отца в России

- Беседа по теме;

- Открытка для папы;

- Выпуск стенгазеты «Мой

любимый папа»;

- «Праздник для пап»

12-13.10

16 октября:  Всемирный день хлеба

- Квест «Откуда хлеб пришел»;

- Выставка детских рисунков;

- Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?»

16-20.10

Ноябрь

4 ноября: День народного единства

- Квест - игра «Русь, Россия, Родина моя»;

- Развлечение с родителями «Игры народов России»;

- беседы по теме;

- Посещение библиотеки «Когда едины – мы непобедимы»;

- Участие в городском фестивале национальных культур «Мы вместе»

01-03.11

3 ноября: День птиц

- Акция «Покормите птиц зимой»

- Занятие «Зимующие птицы»

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

- Беседы с просмотром презентации о героях МВД;

- Экскурсия в музей МВД

08.11

26 ноября: День матери в России

- Праздничный концерт;

- Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»;

- Изготовление поздравительных открыток;

- Беседы

20-24.11

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации

- Беседа о происхождении символики.

30.11

Декабрь

3 декабря: День неизвестного солдата;

- Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату.

03.12

3 декабря: Международный день инвалидов

- Акция «Мы разные, но мы вместе»;

- Просмотр презентаций

03.12

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России

- Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»;

- «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании

05.12

7 декабря:

День образования Красноярского края

- Беседы;

- квест-игра «Это мой край – Родина наша»

07.12

8 декабря: Международный день художника

- Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»;

- беседы с рассматриванием картин о известных художниках России

08.12

9 декабря: День Героев Отечества

- Чтение художественной литературы о героях;

- Возложение цветов к памятникам защитников Отечества

11.12

12 декабря: День Конституции Российской Федерации

- Беседы;

- Викторина «Моя Родина»

12.12

31 декабря: Новый год

- Музыкальный праздник;

- Конкурс новогодних поделок;

- Посещение библиотеки «История главного волшебника»

25-29.12

Январь

11 января: Всемирный день «спасибо»

- Беседа «Волшебное слово»;

- Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»;

- Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо»

11.01

27 января: День снятия блокады Ленинграда

-Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»;

- Мероприятие «Блокадный Ленинград»

27.01

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

- Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций;

- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- Мероприятие «День Сталинградской битвы»

02.02

8 февраля: День российской науки

- Мероприятие «День науки»

08.02

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

- Беседа с презентациями

15.02

21 февраля: Международный день родного языка

- Беседа «Международный день родного языка»;

- Чтение русских народных пословиц и поговорок

21.02

23 февраля: День защитника Отечества

- Спортивное развлечение с папами;

- Беседы;

- Изготовление открыток

19-22.02

Народный праздник Масленица

- Развлечение «Масленица»;

- Беседы, ООД «Масленичная неделя»

Март

8 марта: Международный женский день

- Праздник «Международный женский день»:

- Конкурс рисунков «Мамочки портрет»;

- Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры

01-07.03

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией

- Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций

18.03

27 марта: Всемирный день театра

- Беседы: «Знакомство с

понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»;

- Показ спектаклей;

- Посещение спектакля в театре кукол «Сказка»

25-29.03

- Участие в краевой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево»

Март

Апрель

1 апреля: Международный

день птиц

- Акция «Подарите птицам дом»;

- Беседа на тему: «Эти удивительные птицы».

- Чтение художественной

литературы: Л.Н. Толстой

«Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин

календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»;

- Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые»

01-05.04

12 апреля: День космонавтики

- Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»;

- Развлечение «День космонавтики»;

- Посещение библиотеки «Космос»

08-12.04

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда

- Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде»

02.05

9 мая: День Победы

- Праздник «День Победы»;

- Акции:

«Бессмертный полк ДОО»,

«Окна победы»,

«Стена памяти»,

«Голубь мира»,

«Георгиевская лента»;

- Беседа по теме «День Победы – 9 мая»;

- Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»;

- Чтение художественной

литературы;

- Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»;

- Экскурсии к памятным местам (автобусная экскурсия музей Каргаполова);

- Экскурсия в мини – музей МБОУ «Школы № 5»;

- Участие в городском конкурсе патриотической песни;

- Участие во всероссийской акции «Сады памяти»

06-10.05

19 мая: День детских общественных организаций России

- Беседа о детских общественных организациях России

20.05

24 мая: День славянской письменности и культуры

- Беседы на тему азбуки;

- Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица»

24.05

Июнь

1 июня: День защиты детей

- Развлечение «День защиты детей»;

- Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»;

- Конкурс рисунков на асфальте

01.06

6 июня: День русского языка

- Конкурс чтецов «Стихи Пушкина»

06.06

12 июня: День России

- Развлечение «День России»;

- Беседа «Я – гражданин

Российской Федерации»;

- Чтение художественной

литературы о России;

- Просмотр мультфильма

«История России для детей» (авт. М. Князева);

- Посещение библиотеки «День России»

11.06

22 июня: День памяти и скорби

- Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»;

- Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»;

- Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»;

- Чтение стихотворения Р.

Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»;

- Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам.

22.06

28 июня: День города Ачинска

- Беседы о родном городе;

- Выставка рисунков «Мой Ачинск»

28.06

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности

- Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»;

- Аппликация: открытка- ромашка для родителей;

- Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»;

- Акция «Посади семейное дерево»

08.07

  1. Ожидаемый результат

1.        Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).

2.        Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.

3.        Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.

4.        Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.

5.        Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды.

Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные  человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

  1. Социальное партнерство

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);

- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;

- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;

- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями и педагогами с организациями-партнерами.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.  Нашими социальными партнерами являются:

Учреждение

Цель взаимодействия

Филиал детской библиотеки МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система»

- организация тематических занятий и развлечений;

- приобщение любви к художественной литературе

МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов»;

- совместное проведение мероприятий, конкурсов, акций

МБОУ «СОШ № 16»

МБОУ «СОШ № 5»

- совместное проведение мероприятий, организация экскурсий.

МБУК «АКМ им. Каргополова»

- посещение тематических выставок, участие в конкурсах, знакомство с историческим прошлым; памятниками архитектуры и героическим прошлым земляков, посещение тематических экспозиций, экскурсии по городу

МУК городской Дворец культуры Кукольный театр «Сказка»

- посещение спектаклей, участие в конкурсах

«Дом Ветеранов»

проведение совместных мероприятий, концертов

Центр помощи семье и детям «Ачинский»

проведение совместных акций, участие в конкурсах

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

проведение совместных мероприятий

Городской драматический театр

- ознакомление с культурным наследием города

ДОО

- совместные выставки, развлечения, соревнования, конкурсы

Технопарк «Кванториум»

- совместные мероприятия, мастер – классы

  1. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Наши родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохранные акции

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.

Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.

Предметно-пространственная среда содержит следующие компоненты, способствующие повышению ее воспитательного потенциала:

- знаки и символы государства, края, города и ДОО;

- компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;

- компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;

- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;

- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.

Развитие ППС ДОО - управляемый процесс, направленный на то, чтобы среда была гармоничной и эстетически привлекательной.

При выборе материалов и игрушек для ППС приоритет отводится продукции отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.

  1. Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России, Красноярского края.

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

«Наш Ачинск» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого мы проводим:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют родителей педагогов и детей, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в музей;

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у наших детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет, помнить о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Посещение музея;

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»;

Занятия «Дети – войны», «Герои войны – наши земляки»;

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время;

Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны;

Занятия, беседы;

Утренник «День Победы»;

Экскурсия в Парк Победы.

  1. Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО;

Методическая литература;

Репродукции картин;

Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой Ачинск», «Моя семья»;

Художественная литература;

Аудиозаписи с песнями военных лет;

Сборники стихов местных авторов;

Карты, атлас, города;

Символика округа, города, глобус и т.д.

  1. Используемая литература

Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.   Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб. ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом

«Литера», 2007.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада //

Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Знакомим дошкольников с российской символикой //Воспитатель ДОУ 2011 № 12 с. 43-45.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005

№10, с.10-19.

Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-

29.

Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб:

Издательский Дом «Литера», 2007.

Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом

«Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемнәрендә балаларга патриотик тәрбия бирү.

Туган ил, туган җир. Бу сүзләр мәгънәсенә шулай ук әти, әни, әби, бабай, безнең якын кешеләребез, гомумән, барлык тереклек дөньясы керә....

Халык авыз иҗаты аша әхлакый-патриотик хисләр тәрбияләү

материал по нравственному воспитанию...

Мәктәпкә әҙерлек төркөмө өсөн “Минең бәләкәй Ватаным” темаһына ҡарата әхләки – патриотик тәрбиә буйынса план конспект:

Мәктәпкә әҙерлек төркөмө өсөн “Минең бәләкәй Ватаным” темаһына ҡарата әхләки – патриотик тәрбиә буйынса план конспект: Белем биреү өлкәһе интеграциялары:”Комуникация”,”Познание”,”художество...

"Патриотик тәрбия бирүдә уеннар"

Представление практического материала в региональном семинаре по теме: “Формирование активной позиции родителей при осуществлении нравственно-патриотического воспитания дошкольников” на базе МБДОУ дет...

Выступление на МО по теме: “Балаларга әдәп-әхлак тәрбиясе бирү, аларда патриотик хисләр тәрбияләү”.

Мәшһүр татар  мәгърифәтчесе К.Насыйри үз вакытында: «Тәрбия – һәр нәрсәнең ачкычы, аның белән һәр нәрсәне хәл итеп була, ул – кешене кеше итүдә иң дөрес юл», – дип, бик дөрес язган....

Презентация "Мәктәпкә әзерлек төркемендә патриотик тәрбия"

Туган җирем – Татарстан,Үзем – Идел баласы.Туган телем – татар теле,Мәккәм – Казан каласы....