Статья
статья
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_tokareva_e.f.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Токарева Эльвира Фаридовна,
воспитатель,
I квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ.
Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А еще это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания и хотелось бы, чтобы все они стремились к нравственным нормам, честности, порядочности, искренности и морали, ведь именно в таких семьях вырастут высоконравственные люди, способные любить, доверять, то есть жить настоящей жизнью. Семья — это первый коллектив, в котором у ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции – это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, включенных в сферу жизнедеятельности. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционного воспитательного воздействия на ребенка.
Одним из важных направлений в действии воспитателя является работа с семьями детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ не случайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Умеем ли мы правильно использовать такие возможности?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, я решила провести занятие на тему «Семья. Семейные традиции», определив при этом следующие задачи: воспитание чувства любви и уважения к родителям и включение семьи в структуру приоритетных нравственных потребностей воститанников; создание модели ценностной основы семьи, обеспечивающей совместную деятельность детей и взрослых на основе взаимного уважения.
Поскольку подготовка к занятию включала в себя непосредственное участие родителей воспитанников, их желание поделиться личными фотографиями, то уже на этапе подготовки я столкнулась с некоторыми трудностями: не все воспитанники смогли привезти из дома фото своих родных, оправдываясь тем, что таких фотографий дома нет. И только три человека из десяти привезли несколько семейных снимков. Это, конечно, меня насторожило и, беседуя с детьми, я выяснила, что 2/3 из них по причине от них независящим, не могут выполнить мою просьбу. Этот материал был необходим для раскрытия темы занятия, так как за основу я брала одну из традиций «Семейный альбом». Мне пришлось искать выход из положения, ведь задуманный сценарий грозил быть сорванным. Я принесла несколько альбомов своей семьи: и родительский, и свой семейный, и альбом своих школьных лет, и альбомы своих детей; показала детям видеоролик, где собрала фотоснимки из нескольких альбомов, сопровождая просмотр комментариями о своих родителях, об их работе, жизни, о себе, своей семье. Дети внимательно слушали, в их глазах я видела интерес к тому, что я им рассказывала. Настал их черед рассказать о своих близких. С чувством трепета, неподдельного уважения и любви к своим родителям говорили дети о своих мамах и папах, бабушках и дедушках, братьях и сестрах. И какое желание рассказать о своей семье было в глазах тех детей, чьих семейных фотографий, к сожалению, не было. Мы, правда, нашли выход из положения и решили эту проблему другим способом: я рассказала детям о том, что семейных традиций очень много, остановилась на главных:
- узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо;
- давать имена детям в честь кого-то из членов семьи;
- заниматься одним видом деятельности;
- отмечать совместные праздники;
- одной из традиций было то, что люди гордились своими предками, пусть даже их предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми;
- хранить и передавать семейную реликвию.
Дети активно участвовали в их обсуждении.
В план проведения занятия у меня была включена недавно родившаяся традиция – участие в акции «Бессмертный полк», которая убеждает нас в том, как много людей хранят память о своих предках, об их подвиге. На мой вопрос «Участвовали ли вы в этой акции? Чьи портреты были в ваших руках?» - дети, к сожалению, отрицательно качали головами. Я сделала вывод о том, что есть и наша недоработка в духовно-нравственном воспитании воспитанников, так как такие традиции должны лежать в основе формирования их личности.
Воспитанники с интересом слушали и сами участвовали в разговоре. Однако, наблюдая за ними, я увидела, что многое из того, что мне казалось самым обыденным, имеющим место в каждой семье, оказалось для них совершенно неожиданным, новым, неизведанным. Поэтому, я считаю, что взаимодействие с родителями – такой же ответственный участок работы, как и с детьми. А значит, педагог обязан построить свою работу так, чтобы одной из основных форм воспитания был тесный контакт семьи с детским садом. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. При работе с родителями важно помнить и учитывать:
- родительское чувство любви к ребенку;
- использовать доступную для них терминологию;
- работа должна быть консультационно-направленной;
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными: беседы, консультации, родительские собрания, индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
Именно семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Когда взрослые понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение способствуют рождению у ребенка тех качеств, которые они хотят ему передать.
Роль семейных традиций в том и заключается, чтобы создать крепкие связи между членами семьи, ощущение надежности и стабильности, что особенно благотворно скажется на психике воспитывающихся в семье детей.
Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее, они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста. Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть, потому что они для того и созданы, чтобы принести радость и сплотить всю семью.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
«Утрачивающий традиции скатывается вниз» (Петр Николаевич Савицкий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...