педагогический совет Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
презентация
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.39 МБ |
![]() | 23.58 КБ |
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал Ты вспоминаешь Родину, такую, какой ее ты с детства увидал».
. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Задачи: * Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике; * Формирование бережного отношения к природе и всему живому; * Расширение представлений о городах России; *Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) со столицей города Москва *Формирование элементарных знаний о правах человека; *Развитие интереса к русским, бурятским традициям и промыслам; *Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Семья, дом, детский сад, улица, город.
семья Родная улица , район Родной город, республика Страна, её столица, символы Детский сад Система работы Права Права и обязанности -
Чувство Родины …Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это, корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением .
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом республики и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Учитывая индивидуальные возможности каждой семьи, знакомим детей с жизнью и бытом их предков. Предлагаем составить родословное древо семьи
Семья- это общность людей, объединенная системой взаимоотношений супружества, родства, совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство населения, которое предполагает преемственность семейных поколений .
Чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Это играет огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие
Сказки Загадки Пословицы Поговорки закладывают основы любви к своему народу , к своей Родине
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, аптеке, магазинах и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объяснить детям, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Так же объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Родной город… чем он славен и знаменит?
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей
Система работы по ознакомлению с Родиной
Символом нашей Родины является и столица – город Москва . Здесь развивается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вот и один из главных символов страны – Красная площадь .
Знакомство детей с символами государства .
Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины День Государственного флага Российской Федерации – национальный праздник России- отмечается ежегодно 22 августа.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.
Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.
Гимн – это торжественная песня страны. Ее граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя.
Расширение представлений о городах России.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.
Одной из поставленных задач является развитие у детей ответственности и гордости за достижения своей страны в области науки и техники, искусства и спорта.
Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому, к предметам и явлениям окружающей среды.
Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Природа – неисчерпаемый источник, из которого ребенок черпает многие свои первые знания и впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Ребенок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве..
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом . В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение , которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык .
Работая над формированием нравственно - патриотических чувств, необходимо использовать занятия следующих циклов: «Моя семья», «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Город, в котором я живу », «Моя Бурятия» «Байкал- священное озеро» «Наша Родина – Россия», «Русская культура», «Бурятская культура» «Хозяева и хозяюшки»
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Преимущества патриотизма Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны. Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину. Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны. Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков. Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране. Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.
Спасибо за внимание, коллеги !
Предварительный просмотр:
Критерии уголка патриотического воспитания
МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида
Компонент оборудования | группы | |||||||||
«Листочки» | «Одуванчик» | «Кораблик» | «Колокольчик | «Солнышко» | итого | |||||
тематические альбомы: | ||||||||||
- "Наш детский сад" | + | + | ||||||||
- "Наша семья" | + | + | ||||||||
- "Что такое хорошо, что такое плохо»" | + | + | ||||||||
- «Профессии» (мл.гр.: воспитатель, мл. воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель) Ср.г. + почтальон | _ | _ | ||||||||
- «Наш город» (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская и т.д.) | ||||||||||
- «Наша Бурятия» | ||||||||||
- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о республике, России). | ||||||||||
- дидактические игры по краеведению | ||||||||||
- наличие мини-музея («Предметы русского быта»; «Предметы бурятского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.); | ||||||||||
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России | ||||||||||
- «Копилка добрых дел» | ||||||||||
Примечания | ||||||||||
Компонент оборудования | группы | |||||||||
«Звездочка» | «Сказка» | «Смешарики» | «Дюймовочка» | итого | ||||||
тематические альбомы: | ||||||||||
- «Наш детский сад» | ||||||||||
- «Наша семья» | ||||||||||
- «Что такое хорошо, что такое плохо»» | ||||||||||
- «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, заводы) | ||||||||||
- «Наша Бурятия» | ||||||||||
- «Народы Бурятии», | ||||||||||
- предметы искусства народов Бурятии, других регионов России; | ||||||||||
- «Россия» (города, костюмы, песни, национальная кухня) | ||||||||||
- предметы одежды и быта народов Бурятии; | ||||||||||
- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о республике, России). | ||||||||||
- традиции, обычаи, фольклор Республики Бурятия, других регионов России (описания, иллюстрации); | ||||||||||
- дидактические игры по краеведению | ||||||||||
- флаг, гербы и другая символика Республики Бурятии, России; | ||||||||||
- Фотография президента РФ, фото главы Республики Бурятии . | ||||||||||
- наличие мини-музея («Предметы русского быта»; «Предметы бурятского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.); | ||||||||||
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России | ||||||||||
«Наша планета» | ||||||||||
«Копилка добрых дел» | ||||||||||
Примечания |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ»
(Приказ № 92/2 от 12.02.2024 г.)
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» на 2023 - 2024 учебный год в период с 12.02.2021 г. по 29.02.2024 г. была проведена оценка качества организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и выявлению факторов, которые определяют это качество. В состав комиссии вошли следующие педагоги:
- Вологдина В.В. заведующий, председатель комиссии;
-Олейникова В.Б.. –старший вомпитатель;
Воспитатели детского сада
Цель: определение уровня воспитательно-образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям и в соответствии с утвержденным заведующим МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» планом-графиком:
- наблюдение педагогического процесса;
- оценка профессионального мастерства воспитателей;
- оценка предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях;
- анализ планирования работы с детьми;
- анализ работы педагогов по взаимодействию с родителями.
Во время тематической проверки были использованы следующие формы контроля:
- посещение занятий и анализа непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми в направлении патриотического воспитания детей;
- наблюдение за качеством проведения тематических утренников «23 Февраля», «Сагаалган», «8 Марта» воспитателями с детьми;
- анализ календарных планов, проверка конспектов НОД по заданной теме, проведение бесед и консультаций с воспитателями, обследование материальной базы и предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада;
- анкетирование родителей и воспитателей.
Проверка показала следующие результаты.
1.Анализ профессионального мастерства воспитателей.
1.1.Оценить умение педагогов планировать и организовывать работу с детьми по патриотическому воспитанию с детьми.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия у следующих воспитателей: Зайцевой В.В. (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) тема: «Моя родина Россия» Десятовой Е.А. (средняя группа) тема: «Моя семья», Жмакиной С.М. (старшая группа) тема: «Моя семья», Бутытовой А.Б. (старшая группа компенсирующей направленности), тема: «Моя малая родина», Бургутовой С.Д. (подготовительная к школе группа), тема: «Моя родина Россия», Нимаевой И.Л. (старшая группа), тема: «Моя Бурятия». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым материалом и закрепление ранее изученных тем.
Воспитатель старшей группы Жмакина С.М. на занятии по развитию речи вызвала интерес у детей к семье. Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации и таким образом, дети смогли справиться с заданием –рассказы посемейным фотографиям. Светлана Михайловна неоднократно обращалась к повторению и применению в разговорной речи детей пословиц: «Семьёй дорожить – счастливым быть», «Когда семья вместе и душа на месте». Этапы занятия продуманы и выдержаны по времени.
Воспитатель средней группы Десятова Е.А. на занятии по патриотическому воспитанию «Моя семья» закрепила знания детей о своей семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Педагог использовала игровые приёмы, проблемные ситуации были использованы не достаточно. В ходе занятия Елена Анатольевна не предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей, пособия для детей эстетически оформлены, красочные. Этапы занятия продуманы недостаточно, но выдержаны по времени. Необходимо продумывать задачи согласно возрасту детей, задачи нод были занижены.
Воспитатель старшей логопедической группы Бутытова А.Б. построила своё занятие по познавательному развитию «Моя малая Родина» с учётом возрастных особенностей детей. Основная часть НОД была посвящена традициям, культуре и быту бурятского народа, дети называли 12 символов года, познакомились с легендой. В завершении НОД дети получили похвалу и поддержку со стороны воспитателя. Был использован билингвальный компонент (знакомство и закрепление фраз и выражений на бурятском языке).
Воспитатель подготовительной к школе группы Зайцева В.В. провела интегрированное занятие, во время которого дети не только уточнили свои знания о своей родине России, о республике Бурятия но и изобразили разными способами флаги России и республики Бурятии. Дети показали хорошие знания символики, пословиц, было использовано художественное слово. Дети показали хорошие навыки владения пластилином, бумагой, карандашами и красками. В завершении НОД дети получили похвалу и поддержку со стороны воспитателя, она отметила разнообразие изображенных детьми флагов. Виктория Владимировна немного усложнила задачу для детей изобразить разными способами, что было оправдано интегрированным занятием, поэтому занятие немного затянулось, рекомендовано обратить на это внимание.
Боровкова С.Д., воспитатель подготовительной к школе группы, через занятие по патриотическому воспитанию «Моя родина Россия» воспитывала в детях интерес к родному городу, Республике, стране через игровой приём путешествие. Педагог смогла замотивировать детей на предстоящую деятельность и на протяжении всего занятия поддерживала у детей интерес к теме занятия. Однако был взят очень большой объём материала, который можно разделить на несколько занятий.
Воспитатель старшей группы Нимаева И.Л. построила своё занятие по познавательному развитию «Моя Бурятия» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы. Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, ИКТ технологии, и таким образом, дети смогли справиться с заданием. Был использован билингвальный компонент (знакомство и закрепление фраз и выражений на бурятском языке). Дети показали отличные знания для данной группы, активность и интерес детей был поддержан на протяжении всего занятия.
Анализируя просмотренные занятия, можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были посвящены не только на обобщение и закрепление пройденных тем, но дети получили новые знания. Педагоги показали, что проводят образовательную деятельность в данном направлении. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают основные достопримечательности нашей Родины, имеют представление о символике Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, некоторые называют по фамилии.
Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями в центры патриотического воспитания в группах. В младших группах имеются альбомы «Моя семья», «Мой дом», которые оформлены благодаря родителям.
Рекомендации педагогам.
- Больше заниматься самообразованием, изучать современные развивающие технологии и применять их в своей образовательной работе.
- Использовать в работе ИКТ для поддержания интереса детей к образовательной деятельности.
- Не забывать, что даже на итоговом занятии, необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
1.2. Оценить знания педагогов программных задач и уровень их владения методикой работы по организации патриотического воспитания детей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по патриотическому воспитанию. Педагогам были предложены рекомендации зам. Зав. по УВР: «Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста» в соответствии с образовательной программой МБДОУ д/сад № 8 «Огонёк» для корректировки образовательной работы с детьми в данном направлении. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми воспитатели умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
На высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Нимаевой И.Л., Бутытовой А.Б., Зайцевой В.В., Жмакиной С.М.
Молодые педагоги пока слабо владеют методикой проведения НОД, но работают над ошибками, выполняют рекомендации наставников.
Проведено анкетирование воспитателей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста для повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
Аналитическая справка по результатам анкетирования педагогов по теме: «Готовность к работе с детьми по патриотическому воспитанию».
В анкетировании участвовало 10 педагогов (1 не участвовал по уважительной причине-болезнь)
Первый вопрос звучал так:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?
На вопрос «кто такой гражданин», педагоги ответили по разному, но суть одна –это человек с активной жизненной позицией, любящий свою семью, свой родной край, страну, преданный своему Отечеству.
Все педагоги согласны с тем, что начинать гражданское воспитание необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте формируются базовые основы личности, ребенок начинает получать социо-культурный опыт.
2. «Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру»?
На данный вопрос 30%-педагогов ответили, что «частично», 80%- утверждают, что достаточно хорошо знают культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру.
3. «Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного посёлка, края»?
Все педагоги ответили: чтение литературы, использование интернет-ресурсов (семинары, вебинары)
4.«Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к историческому наследию своего народа? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить».
Все педагоги согласны с тем, что необходимо знакомить детей к истокам региональной культуры.
Пути решения: - посещение музеев и памятников; организация экскурсий
ознакомление с декоративно- прикладным искусством; проведение фольклорных досугов; бесед; проектная деятельность; использование устного народного творчества; использование народных игр и игрушек; чтение художественной литературы; рассматривание картин, открыток.
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
70 % считают с младшего дошкольного возраста; а 30% от опрошенных уточняют со среднего возраста более осознанно
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?
100% знают что и как рассказать детям о городе(педагоги уточняют, что используют литературу для бесед, а беседы сопровождают иллюстрациями и видеороликами и презентациями)
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.
30%-Л.К. Суслова «Коркино-наш дом», Б.М. Мещеряков «Коркино-город угольщиков», Е.Ф. Корсунова «Коркино», 70%-сказы Бажова и интернет ресурсы
8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач гражданского воспитания в вашей группе?
30%-Нужна помощь в организации мероприятий, написаний конспектов,
70%-не хватает методической литературы по возрастам, демонстрационного материала.
9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.
40%-нет проблем,
60%-да материальные трудности в распечатке цветных материалов и приобретении пособий и дидактических игр.
10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?
20%- да, нужна помощь старшего воспитателя при текущих и возникающих вопросах; 30%-да, нужна помощь специалистов ЦДОД, старшего воспитателя, работников библиотеки; 50%- нет, больше не нужна, уже была оказана помощь и консультация при решении задач гражданского воспитания.
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:
У 80% педагогов ДОУ имеется представление о системе работы по патриотическому воспитанию. Данная проблема актуальна в наше время. Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно правомерно. Поэтому воспитатели групп будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с детьми с родителями по данному вопросу. Все педагоги могут проектировать и планировать работы по патриотическому воспитанию.
Рекомендации:
- Продолжать изучать современные развивающие технологии и применять их в своей работе;
- Провести консультации для педагогов, испытывающих затруднения в планировании и проведении работы в направлении патриотического воспитания
2. Оценка предметно-пространственной развивающей среды в группах.
В группах детского сада созданы все условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, для внедрения метода проекта в образовательный процесс. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике, наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Мой город», «Символика нашего государства». В группах имеется методическая литература для проведения образовательного процесса с детьми, а также педагоги используют готовый материал из периодических изданий по дошкольному воспитанию и интернет-ресурсов. Предлагаемый в пособиях, журналах наглядный материал с успехом используется педагогами как на НОД, так и в играх по ознакомлению с окружающим, на развитие логического мышления, для обогащения словарного запаса.
В рамках тематической проверки в группах детского сада был проведен смотр-конкурс «На лучший патриотический центр в группе детского сада» (Приказ №92/2 от 06.10.2021 г.) с целью создания в группах условий для патриотического воспитания дошкольников и формирования у них гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к своей семье, городу, стране.
Итоги данного смотра-конкурса показали, что в группах детского сада созданы условия для воспитания у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну и сопричастности к культурному наследию своего народа. Во всех группах в наличии имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители», «Кафе», «Банк» и другие в соответствии с возрастом и интересами детей.
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала. Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с историей города Коркино, его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым малой родины; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
3. Анализ планирование работы с детьми.
В результате проведённого контроля было установлено, что все группы детского сада организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой МКДОУ «Детский сад № 8» на 2021-2022 учебный год. Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с., переработанной в соответствии с действующими ФГОС ДО и рядом парциальных программ.
Планирование данной работы проводится по следующим темам: "Моя семья", "Мой город", "Мой детский сад" и т.д. в соответствии с поставленными задачами каждой возрастной группы. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, чтение, беседы, целевые прогулки, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники и итоговые мероприятия по лексическим темам недели.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. В основном лексические темы по патриотическому воспитанию повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения, в зависимости от возраста и интереса детей каждой возрастной группы. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества), традиции празднования Нового года и Рождества (перед новогодними праздниками и Рождеством) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и традициями.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает:
- беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить» (младшие группы), «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя группа), «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом», «Знаменитые люди Бурятии», «История моей страны», «Государственная символика», «Наша планета-Земля» (старшие и подготовительная к школе группы);
- чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.;
- заучивание стихотворений наизусть;
- продуктивная деятельность: «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», «Природа родного края в детских рисунках», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Я выбираю президента…» и другие. (подготовительная к школе группа).
- запланированы разнообразные игры, игры- упражнения во время проведения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Дом добра», «Как можно понять настроение человека», «Моё имя и гражданство», «Забота о близких», «Я и моя семья».
Основная форма проведения НОД - беседа, рассказы педагога, детей, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Народные промыслы России», «Мой родной край» , «Мой родной город - Коркино», «Буду родину любить», «По дорогам сказок». Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии внутри детского сада и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры. Педагоги привлекают родителей воспитанников к созданию макетов домов в прошлом; организуют выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае) по итогам лексической темы; фотовыставки о том, как дети проводят время с родителями, фотоотчеты для родителей о проведенных мероприятиях в детском саду; привлекают родителей к организации выставок в музыкальном зале детского сада, приуроченных к празднованию общероссийских праздников.
Недостаточно в планах отражена работа по ознакомлению детей с традициями родного города, недостаточно проводятся целевые прогулки, но это связано с эпидемиологической обстановкой в данный момент.
4. Анализ работы педагогов по взаимодействию с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной край», «Мой город» , пополняются центры патриотического воспитания. Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; выставки детских работ, рекомендации для родителей по данной теме размещены воспитателями в группах в Вайбере; воспитатели проводят индивидуальные консультации, беседы.
В рамках тематической проверки среди родителей воспитанников было проведено анкетирование с целью определения важности патриотического воспитания в семье и детском саду. В анкетировании участвовало 78 человек, что составило 75% от общего количества родителей детского сада.
Родители ответили на вопросы таким образом:
Первый вопрос анкеты «Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание?» предполагал выбор родителями предложенных вариантов ответа, можно было выбрать несколько вариантов. Так:
- «Воспитание любви к Родине» - 45 анкетируемых (57,7%);
- «Воспитание уважения старшему поколению» - 25 анкетируемых (32%)
- «Воспитание уважения к традициям и обычаям» - 13 анкетируемых (16,7%)
- «Знание истории своей страны» - 30 анкетируемых (38,5%)
Второй вопрос «Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?» предполагал выбор вариантов родителями воспитанников из предложенных:
- «Да» - 64 человек (82%);
- «Нет» - 14 человек (18%);
Третий вопрос анкеты, был направлен на получение информации, о важности воспитания у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств. Так 72 родителя (92,3%) отметили, что считают важным воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, 6 родителей (7,7%) отметили, что не считают важным воспитание данных чувств.
Следующий вопрос анкеты, был направлен на определение, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- Ответ «Да» - выбрали 66 анкетируемых –84,6 %;
- Ответ «Нет» - выбрали 7 анкетируемых – 9%;
- Ответ «Затрудняюсь ответить» - выбрали 5 анкетируемых – 6,4%;
Пятый вопрос анкеты «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?» предполагал выбор родителями вариантов ответа, можно было выбрать по несколько вариантов:
- «Прививать детям уважение к людям своей страны» - отметили 27% (21 родителя);
- «Познакомить с обычаями и традициями своего народа» - отметили 34,6% (27 родителей);
- «Расширять представления о родной земле, её столице, городах» - отметили 42,3% (33 родителей);
- «Ознакомление с историческим прошлым России» - отметили 23,07% (18 родителей);
- «Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка» - отметили 60,3% (47 родителя)
На 6 вопрос анкеты «Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?». Родители ответили следующим образом:
- «Да» - 76 человек (97,4%)
- «Нет» - 2 человека (2,6%)
В основном родители отвели есть семейные традиции: семейные походы в лес, парк, празднование Нового года, дней рождений, Пасхи, посещение городских мероприятий (Масленица, День города, 9мая и др.), семейное чтение, чтение сказок на ночь и др.
На 7 вопрос «В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?»
Большинство родителей ответило на детских площадках, ФОК РМК площадка, парк имени Федько, меньшинство ответили, что посещают музей, ходят в развлекательные детские центры
На 8 вопрос «Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?»
Родители отвечали так: рассказывают о достопримечательностях города, названиях улиц г. Коркино, прививают бережное отношение к природе, соблюдению порядка, воспитывают культурное поведение в общественных местах, вежливое отношение к другим людям.
На 9 вопрос «Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?»
Большинство родителей ответили: ждут любой помощи, на усмотрение педагогов и в соответствии с программными требованиями, второй распространенный ответ был: экскурсии по городу, посещение библиотеки, музея. 5%- никакой помощи не ждут от садика.
Таким образом, большинство родителей имеют правильное и четкое представление о термине «патриотическое воспитание».
Большинство родителей считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания. Также считают важным воспитание у детей нравственно-патриотически чувств.
Большинство анкетируемых родителей считают, что возможно патриотическое воспитание в детском саду.
Большинство родителей считают актуальной тему ознакомления с родословной семьи, с семейными традициями.
Большинство родителей ждут помощи от садика по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, на усмотрение педагогов и в соответствии с программными требованиями. Положительно относятся к проведению экскурсий по городу, посещение библиотеки, музея.
Рекомендации, предложения.
Систематически проводить мероприятия с привлечением родителей по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с возрастом и интересами детей, но с учётом требований главного санитарного врача РФ в период распространения коронавирусной инфекции. Педагогам продумать, как пополнить знания родителей об истории возникновения города Коркино, его достопримечательностях и известных земляках. Предложить родителям вместе с детьми составить родословную семьи для пополнения знаний о своих предках, их достижениях. В календарных планах отражать работу с родителями в направлении патриотического воспитания, с обязательным указанием цели данных мероприятий.
Таким образом, необходимо продолжать проводить систематическую и целенаправленную работу по повышению уровня усвоения детьми программы дошкольного воспитания в данном направлении. Больше внимания уделять индивидуально - коррекционной работе с детьми для повышения качества освоения материала по патриотическому воспитанию детей, особенно с детьми, у которых низкие результаты. Привлекать родителей и специалистов детского сада для улучшения знаний детей в данном направлении. Систематизировать знания детей по приобщению к русской народной культуре через проведение фольклорных праздников, знакомство с предметами народного быта и народно-прикладного творчества. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников в соответствии с программой использовать в работе разные виды детской деятельности и современные развивающие технологии для поддержания у детей интереса к данной теме.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МКДОУ «Детский сад № 8» по вопросу «Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему патриотического воспитания детей в целом. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить целенаправленную работу на формирование целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
- развивать волевые качества, любознательность, ответственность за начатое дело, умение соблюдать элементарные общепринятые правила и нормы; проявлять патриотические чувства, гордость за свою страну, ее достижения, знать важнейшие исторические события, традиционные семейные традиции;
- способствовать формированию у детей знаний о себе, природном и социальном окружении, знакомить с произведениями детской литературы на патриотические темы в соответствии с программой;
- развивать у детей умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах детской деятельности;
- развивать эмоциональные чувства и качества при восприятии красоты окружающего мира, произведений народного и профессионального искусства;
По результатам тематического контроля видно: предметно – пространственная развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные центры: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, дом, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – центры патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.
Рекомендации по итогам тематической проверки.
1. Признать работу педагогов учреждения в направлении патриотического воспитания детей дошкольного возраста удовлетворительной.
2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные развивающие технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейную педагогику, игровые технологии, ИКТ, развитие исследовательских умений).
3. Осуществлять контроль над оформлением календарного плана работы (при планировании непосредственно - образовательной деятельности указывать цель НОД, приемы, оборудование, источник (методическую литературу, интернет-ресурсы); планировать взаимодействие с родителями и социумом).
4. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, курсы повешения квалификации, активизировать педагогическое мышление в соответствии с требованием времени.
Ответственные: педагоги детского сада
Срок: постоянно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось ...

Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...

Педагогический совет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках Программы воспитания"
Повысить качество нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обновление содержания и технологий работы по данному направлению, совершенствование профессиональной компетентности пед...

Педагогический совет-Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников
Педагогический совет в форме круглого стола...

Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»
Педагогический совет«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель...
Педагогический совет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
педагогический совет в форме деловой игры...

Презентация к докладу на педагогическом совете "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
Презентация к докладу на педагогическом совете "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"...