Семинар - практикум для педагогов «Каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра - обучающей»
консультация (подготовительная группа)
Игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияния на развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 22»
Семинар-практикум для педагогов
«Каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра - обучающей»
Подготовила : Дрокина М.А.
2025
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении игровых технологий в образовательном процессе; развитие творческого потенциала, установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ.
План семинара-практикума.
1. Теоретическая часть семинара с элементами игры: «Современные игровые технологии в НОД»
2. Практическая часть семинара: «Аукцион игр». Воспитатель представляет на аукцион одну игру (обучающую, интеллектуальную, дидактическую, игру-экспериментирование, игру-развлечение, театрально-постановочную и т.д.).
Сегодняшний семинар мне хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста.
1. Игра «Знатоки методики». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос).
#1042; теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия
3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)
4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней (присутствует счет и измерение).
#1054;дно из важнейших условий развития полноценной игры - (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)
#1057;фера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)
#1071;вление жизни, которое отображается в игре.(тема)
8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).
Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии. В свете ФОП ДО личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
В условиях введения и реализации ФОП ДО для педагогов важно понять:
что представляют собой игровые технологии и как их использовать в образовательном процессе?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста какие виды педагогических технологий вы знаете?
Виды педагогических технологий:
«Здоровьесберегающая» технология;
«Игровая» технология»;
Технология проектной деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии;
Личностно-ориентированные технологии;
Технология «ТРИЗ»;
Технология «Проблемного обучения»;
Технология «Марии Монтессори».
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр - педагогическая игра, которые мы используем в НОД обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).
Игры, возникающие по инициативе детей:
Игра – экспериментирование, сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Игры обучающие, интеллектуальные, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, игры – развлечения, театрально – постановочные игры.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: традиционные или народные игры.
Игровая деятельность выполняет несколько функции:
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игро -терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
По виду деятельности игры можно разделить на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
#1071; думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:
- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
В классификации игрушек Е.А. Флериной лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.
А В.С. Мухина. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
3. Предметы-заместители играют важную роль в развитии воображения и творческого развития сюжета. Придумать два-три способа нового применения никому не нужного предмета для игровой деятельности.
первая команда – старое кашпо;
вторая команда – старую пластинку от проигрывателя.
4. Памятка для воспитателей по организации игровой деятельности.
5. Практическая часть семинара «Аукцион игр».Воспитатель представляет на аукцион одну игру (обучающую, интеллектуальную, дидактическую, игру-экспериментирование, игру-развлечение, театрально-постановочную и т.д.).
6. Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Вручение сертификатов.
Памятка для воспитателей
«Организация игровой деятельности детей в ДОУ».
ИГРА – это:
1. создание воображаемой ситуации;
2. перенос свойств одних предметов на другие (предметы-заместители);
3. способ освоения реальности.
4 основных функции игры:
1. Развивающая;
2. социализация детей-дошкольников;
3. коррекционная;
4. служебная (по отношению к другим видам детской деятельности).
Позиция воспитателя по отношению к игре:
- 2-я группа раннего возраста (2-3 года): воспитатель – носитель игровых умений.
- младшая группа (3-4 года) – воспитатель становится для детей партнером в игре.
- средняя группа ( лет) – воспитатель - помощник в организации игровой деятельности, регулятор игрового общения (соблюдение норм поведения).
- старшая группа ( -7 лет) – воспитатель является наблюдателем за игрой, советчик, равный партнер по игре.
На заметку! Центральное место в игре занимает ребенок!
Планирование
Сюжетно-ролевые игры НЕ планируются по содержанию, а планируются по педагогической поддержке:
? во что играть (обогащение содержания);
? с чем играть (изменение предметно-игровой среды);
? с кем играть (формирование взаимоотношений).
Всегда соблюдайте 4 принципа построения планирования игровой деятельности:
1. Ориентирование на интересы и желания детей;
2. разнообразие;
3. вариативность;
4. преемственность.
Поддерживайте интерес детей к игре с помощью следующих элементов:
- знания;
- обязательные действия детей;
- общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Превратим обучение в игру или развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Обучающий семинар по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики руки с использованием диагностических тестов по определению уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкол...
Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ. З...
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание и заботу"
подготовил:методист МАДОУ ЦРР д/с № 131Луничкина Е.В.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.Задачи:Создать условия для развития эмоциональной...
Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ. Задачи:...
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребёнок имеет право на понимание"
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ...
Семинар- практикум для воспитателей по обучению дошкольников игре в шахматы «Шахматы».
Взаимодействие с коллегами....
Семинар практикум для педагогов по обучению детей игре в шахматы
Семинар практикум для педагогов...