Организация сюжетно - ролевых игр по ознакомлению с музыкальными профессиями.
учебно-методический материал
Организация сюжетно - ролевых игр по ознакомлению с музыкальными профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация сюжетно ролевых игр по ознакомлению с
музыкальными профессиями.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
ФГОС это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет).
Музыка и детская музыкальная деятельность это одно из средств вхождения ребёнка в мир социальных отношений.
В образовательной области - «Художественно – эстетическое развитие» важно научить ребёнка дошкольного возраста обращаться с произведениями искусства в целом, видеть отражение в художественных образах и во всех видах искусства. И то, как ребёнок научился воспринимать, размышлять, видеть идею художника, писателя, режиссера, композитора – это зависит так же от работы каждого специалиста и педагога. Даже трехлетний ребенок проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности дошкольника, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы, педагоги ДОО, можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Работа по ранней профориентации дошкольников в направлении музыка, может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную и игровую деятельность. Профориентация в музыкальном направлении - это система мероприятий, направленная на выявление личности, особенности его интересов и способностей в выборе профессии. Дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессии, в том числе и музыкальных.
Чем больше разных умений и навыков приобретает ребёнок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Задача педагога подготовить детей, чтобы они в своё время смело вступили в самостоятельную жизнь понимали, что труд, работа, это основа жизни человека.
Мир профессий в обществе сложная динамичная, постоянно развивающаяся система. На музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках, тематических вечерах, малыши знакомятся с простейшими чертами профессий такими как: композитор, певец, пианист, дирижер, хореограф, музыкант, актер и т.д. посредством сюжетно – ролевых игр, а также происходит знакомство или закрепление знаний о разного рода профессиях: сапожник, почтальон, врач, водитель и многие другие при участии в инсценировках, при разучивании песен.
Например, французская народная песня «Сапожник» для старшего дошкольного возраста. На музыкальном занятии проходит знакомство с содержанием песни, мелодией, обсуждение данной профессии, с демонстрацией атрибутов этого вида деятельности, презентации на эту тему, чтобы дети наглядно видели все что связано с профессией сапожник. Затем проходит разучивание слов и мелодии с работой расстановки динамики, эмоциональности, выразительности, интонационных кульминаций, дыханием. Когда ребята усваивают материал, предлагается поиграть в игру «Сапожники и клиенты» Объясняются правила игры, дети с большим интересом играют и продолжают играть в нее на улице, используют полученные знания в свободных играх, играют в сапожников и клиентов с своей семьей. Песен – игр, связанных с профессиональной деятельностью в разных направлениях для разных возрастов достаточное множество. Поэтому взяв с нужной профессией песню, можно всегда ее обыграть, придумать игру со своими правилами и использовать для реализации проектов по ранней профориентации в ДОУ.
Организация сюжетно ролевых игр по ознакомлению с музыкальными профессиями проходит по такой же схеме. Например, сюжетно-ролевая игра «Веселые музыканты»
- Подготовка к игре.
Совместное изготовление атрибутов:
- Самодельные музыкальные инструменты можно сопровождать беседой о таких профессиях как сборщик-монтажник ударных, клавишных, смычковых инструментов. Настройщик инструментов, реставратор духовых инструментов.
- Изготовление программок концерта, билетов на концерт, автобусных билетов, банковских карт, бумажные деньги- знакомим детей с профессиями водитель автобуса, кассир, стюард (обеспечение безопасности), контролер, капельдинер (человек проверяющий билеты).
- При восприятии произведения, сопровождающего игру – рассказываем о профессии композитор, рассматривая нотную грамоту в музыкальных учебниках, говоря о музыкантах исполнителях – учим приемам игры на детских музыкальных инструментах, дирижере – учим отхлопывать ритмический рисунок музыкальной композиции, учим дирижировать оркестром. Готовим палочку для дирижера, бабочки для музыкантов-мальчиков, банты для музыкантов-девочек, ноты, пюпитры.
Оборудование места игры – постройка концертного зала, выдача музыкальных инструментов, настройка инструментов, репетиция, дирижирование оркестром, дети-артисты кланяются, дети-зрители аплодируют, покупка билетов на концерт.
- Знакомство с речевыми оборотами определенной профессии,
например:
Я бы посоветовала вам купить билеты в третий ряд
Как будете расплачиваться: карточкой или наличными деньгами?
Купите, пожалуйста, программу концерта
Проходите, пожалуйста, в зал, занимайте свои места
Напомните, пожалуйста, своим детям, что во время концерта нельзя разговаривать, вставать со своих мест, ходить по залу
Выключите, пожалуйста, свои сотовые телефоны
- Ход игры
Создание интереса к игре
Педагог обращает внимание детей на новые самодельные музыкальные инструменты, которые появились в «Музыкальном оркестре». Эти инструменты изготовили сборщики-монтажники шумовых музыкальных инструментов Степан, Руслан, Алиса и Аня. Инструменты очень яркие и красивые. Но как они звучат? Можно ли на них сделать оркестровку какой-нибудь мелодии? Чтобы это проверить, наши настройщики проверят инструменты – правильно ли звучат.
- Сговор на игру
Педагог предлагает выбрать дирижера, который очень серьезно относится к работе. Дети предлагают кандидатуры. Затем дети выбирают музыкантов-оркестрантов, конферансье, смотрителя, кассира, контролера. По желанию дети становятся «мамами и папами», которые хотят пойти на концерт со своими «детьми». Дети предлагают своих товарищей на роль водителя автобуса. Педагог тоже желает участвовать в игре. Он берет на себя роль звукорежиссера, который будет помогать музыкантам: он будет включать аудиозаписи музыкальных произведений.
- Планирование игры
В городе расклеены афиши концерта. Он состоится во Дворце культуры города Валуйки, в котором примут участие известные музыканты и дирижер. Музыканты получают инструменты у смотрителя. Настройщик настраивает инструменты. Музыканты выбирают музыкальные произведения, которые будут исполнять. Дирижер дает советы музыкантам по исполнению музыки. Горожане спешат на концерт. Они наряжаются сами, наряжают и причесывают своих кукол-дочек. Едут на автобусе во Дворец культуры, покупают билеты у водителя. В кассе покупают билеты на концерт, расплачиваются пластиковыми карточками или «деньгами». В фойе их встречает контролер. Он проверяет билеты, продает программки концерта. Зрители занимают места в концертном зале. Конферансье объявляет номера концерта. Музыканты исполняют музыкальные произведения. После окончания звучания музыки зрители хлопают, кричат «Браво», артисты кланяются. Дети по желанию исполняют несколько произведений. По окончании концерта зрители дарят цветы артистам.
6.Создание воображаемой ситуации
Дети и педагог огораживают воображаемый зрительный зал мягкими модулями, сцену для выступления, расставляют стулья для зрителей, строят автобус из большого напольного конструктора-строителя, строят кассу для продажи билетов из модулей или предметов-заместителей, вешают афишу, подбирают атрибуты для игры из пластиковых контейнеров, соответствующих сюжетных игр : «Семья» (куклы, «Парикмахерская» (расчески, заколки, бантики, щипцы для завивки волос, «Супермаркет» (одежда для кукол и бусы, сумочки, шляпки для «мам», касса, «деньги» - небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами,, «Транспорт» (рули, автобусные билеты, водительские права, талон техосмотра).
7.Приемы обучения игровым действиям
- Показ или рекомендации педагога (помощь в оформлении сцены, зрительного зала, расстановка стульев для артистов, зрителей, показ работы настройщика инструментов, выдачи инструментов смотрителем, оплата билетов пластиковой карточкой)
- Наводящие вопросы педагога.
- Приведение соответствующего примера
8. Развитие и поддержание игры
- Ввести в игру новые роли: «артисты», выступающие на концерте с танцевальным номером или с песней – знакомство с профессией актер, певец, хореограф, танцор.
- Концерт оркестра отменяется по болезни дирижёра (одного из музыкантов и т. д., зрителям предлагается посмотреть спектакль (драматизация любой знакомой детям сказки)
- Сюрпризный момент – пришли клоуны – профессии циркач, клоун…
- Включение новой ситуации – неожиданно произошла авария: отключили электричество – профессия электрик….
- Неожиданно у одной из «дочек» (кукла) заболел живот- профессия врач, фельдшер….
9. Окончание игры
Педагог говорит детям о том, что сегодня выступал со своими музыкантами очень талантливый дирижер, поэтому все артисты старались не подвести его и выступили замечательно. Зрители хорошо вели себя во время концерта, не мешали артистам. В этом заслуга контролера, который напоминал зрителям, как нужно вести себя в концертном зале. Никто из зрителей не опоздал на концерт, потому что водитель автобуса быстро, без аварии довез их. Большое спасибо надо сказать настройщикам инструментов, конферансье и кассиру. Без них концерт не прошел бы так хорошо.
Раздается звонок сотового телефона. Педагог слушает. Потом говорит детям, это звонили игрушки, которые тоже хотят посмотреть концерт музыкантов. Они все собрались на детской площадке детского сада и просят ребят скорее выйти на прогулку и поиграть на самодельных музыкальных инструментах и для них. (Педагог заранее договаривается с помощником воспитателя о том, что она вынесет игрушки на участок группы и позвонит по телефону педагогу).
10. Оценка игры
Педагог, оценивая взаимоотношения детей в игре, говорит им, что сегодня все дети были очень дружные, добрые, внимательные друг к другу, проявили творчество и единство во время игры.
Давая положительную оценку игре, педагог предлагает детям высказать своё мнение об игре, и о том, как справились их товарищи с порученными им ролями в игре.
Организация сюжетно ролевых игр по ознакомлению с музыкальными профессиями интегрирует с многими другими профессиями.
Формы организации сюжетно-ролевых игр многообразны. Последовательная и творческая работа музыкального руководителя и педагога в воспитании дошкольников, использование технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно-ролевых игр, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное приподнятое настроение, способствует эстетическому развитию дошкольников.
Подводя, итог всего вышеперечисленного я могу сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии сюжетно - ролевых игр по ранней профориентации в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Организация сюжетно-ролевых игр младших дошкольников по тематике «Профессия повар-кондитер»
формирование первичных представлений о труде взрослых во 2 младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Доклад "Использование сюжетно - ролевых игр при ознакомлении дошкольников с профессиями"
В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Автор делится опытом использования сюжетно - ролевых игр как средства формирования у детей дошкольного возраста представления о профе...

«На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.
laquo;На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.Диплом 2 место...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно - ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Самое эффективное средство в решении формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий - это дидактические игры и упражнения, которые формируют у детей уважение и...

Сюжетно-ролевая игра по ознакомлению с миром профессий.
В современном мире профориентация детей-дошкольников является неотъемлемым фактором гармоничного, всестороннего развития личности. Так же благодаря этому выбор профессии становиться более ос...