Доклад "Использование сюжетно - ролевых игр при ознакомлении дошкольников с профессиями"
статья

Балуева Наталья Анатольевна

В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Автор делится опытом использования сюжетно - ролевых игр как средства формирования у детей дошкольного возраста представления о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_syuzhetno_rolevoy_igry.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сюжетно – ролевых игр при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Игра - путь детей к познанию мира,

                                                                в котором они живут и который

                                            призваны изменить.

М. Горький.

 Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, следят за тем какие у него интересы и склонности, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

 А где же собственно происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

 Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об  ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. А в чем же собственно цель ранней профориентации, спросите вы?

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его  кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

  По мнению психолога А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности [3].

 В практике дошкольных учреждений существует множество методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

 Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей [2].  Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная  и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно – ролевая игра «Мы строители»

Цели: уточнение представлений детей о рабочем – строителе; воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых; формирование детского коллектива, на развитие творческих способностей.

Ход игры:

Обращаю внимание детей на то, что к ним пришла в гости кукла – строитель. Она хочет посмотреть, хорошо ли они знаете труд строителей. Затем дети объединяются в группы  и  договариваются, кто какую работу будет выполнять.

В начале игры шофёры проходят в диспетчерскую за путёвками и  вежливо здороваются с диспетчером. Затем шофёры проходят в гараж, берут машины и едут по назначению. Каменщики, сварщики и другие занимают свои рабочие места. Когда шофёры подвезет груз, рабочие на стройке принимают его, грузят в клетку, которую прикрепляют к подъёмному крану. Крановщик поднимает груз. Каменщики укладывают кирпичи, сварщики сваривают сваи. Затем на стройку пришла медицинская сестра и сообщила, чтобы строители пришли в поликлинику проверить здоровье, сделать необходимые процедуры.

Несколько девочек играют с куклами в детский сад, но постепенно их внимание переключилось на дружную и слаженную работу строителей.

В конце игры воспитатель говорит, что нашей гостье очень понравилось, как дети дружно играли, строительные профессии знают хорошо. Рабочий день закончился. Приводим в порядок рабочие места.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Цель: обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос.

Ход игры:

Предлагаю детям поиграть в игру «Космонавты».

Прежде чем приступить  к игре спрашиваю детей, какими качествами должен обладать космонавт и какие действия он должен выполнять. Затем распределяем роли. После того как роли распределены, дети надевают костюмы, берут атрибуты к игре и начинают выполнять функции своей роли.

Варианты развития сюжета игры могут быть разные: запуск ракеты, выход в космос, работа на орбитальной станции, поломка ракеты и т.д.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим

миром. Учить распределять роли, исполнять соответствующую роль.

Ход игры: Начинаем игру с сюрпризного момента. В группу приходит девочка Катя. Она очень грустная, потому что мама отправила её в магазин за продуктами, а Катя не знает где их купить. Так как в настоящий магазин мы пойти не можем, предлагаю детям организовать его у нас в группе. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов. После того как роли распределены напоминаю детям правила поведения в магазине. Затем предлагаю отправиться в магазин на автобусе. Продавцы помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках. Кассир принимает деньги за покупки. Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку. 

Сюжетно - ролевая игра "Салон красоты"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

        Ход игры: Предлагаю детям поиграть в игру «Салон красоты». Сообщаю детям о том, что в нашем районе открылась новая детская парикмахерская и нам отправили пригласительные. Затем раздаю каждому ребенку пригласительные билеты. При помощи считалки распределяем роли, чтобы никому не было обидно. Парикмахеры получают заказы, моют клиентам голову, делают причёски, плетут косички, делают хвостики. Клиенты делают заказ по телефону или лично, выбирают причёску, сидят в очереди, оплачивают заказ. Администраторы организуют работу. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра " Ветеринарная лечебница "

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Ход игры: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Литература:

1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008 - 251 с. - (Школа развития).

3. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой

     Игра  в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада.     Извес...

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой

     Игра  в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада....

Консультация на тему «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой»

   Известно что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности....

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

«На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.

laquo;На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.Диплом 2 место...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно - ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Самое эффективное средство в решении формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий - это дидактические игры и упражнения, которые формируют у детей уважение и...