Проект «Покормите птиц зимой» 2 младшая группа
проект (младшая группа)
Проект «Покормите птиц зимой»
2 младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Покормите птиц зимой»
2 младшая группа №8
Тип проекта: иформационно - воспитательный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Дата проведения: с 28 января по 11 февраля 2022 года
Воспитатели: Медведева О.В.
Тимошина Е.И
Проблема.
Зимой нет ягод, семян, насекомых - птицам нечем питаться.
Как же выживают в зимнее время наши младшие пернатые друзья – птицы?
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать у малышей с раннего возраста.
В холодное время года доступной пищи для зимующих птиц становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Выбор темы проекта обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями необходимо повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Задача взрослых – воспитать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель: формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года; создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к природе и бережное отношение к ней, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру, желание помогать птицам в трудное для них время.
2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые».
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта; укрепление детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный.
- составление плана работы над проектом; определение цели и задач проекта;
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц;
- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок;
- информирование родителей о необходимости изготовления кормушек для птиц и приобретение корма;
- консультации и памятки для родителей.
Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
2 этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период.
Реализация проекта проводится в направлениях:
Работа воспитателей с детьми.
1.Познавательное развитие
1.1. Наблюдение «Птицы зимой» - ежедневно на прогулке. (Приложение 1)
1.2 Беседы (Приложение 2)
2. Художественно-эстетическое развитие (Приложение 3).
2.1. Лепка «Ягоды рябины для снегирей»
2.2. Рисование: «Ягоды для снегиря»
2.3. Раскраски «Птицы».
2.4Аппликация (коллективная работа) «Кормушка для птиц»
3. Речевое развитие
3.1Чтение художественной литературы о птицах: (Приложение 4).
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Ю. Никонова «Зимние гости»
Р. Новикова «Поможем птицам»
Г. Ладонщиков «Каждый день.»
Н.Щербинина " Синичка"
Сладков Н.И. «Курорт «Сосулька»»
З. Александрова «Новая столовая»
3.2 Отгадывание загадок по теме. (Приложение 5).
4. Игровая деятельность 9Приложение 6)
4.1Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
Цель: учить детей выполнять игровые действия, способствовать повышению выразительности движений, повышать двигательную активность, развивать координацию движений.
4.2Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Воробей», «Зимующие птицы».
4.3Дидактические игры: «Назови птичку», Д/и «Кто не птица?»
Цель: закреплять знание внешнего вида птиц, учить отличать птиц от других животных.
5. Конструирование с мелким строительным материалом «Домики для птичек».
Цель: развивать у детей фантазию, воображение, учить складывать из кубиков домик по образцу.
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в детских книгах; рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.
- Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты.
Цель: Привлекать детей к самостоятельной деятельности на основе полученных знаний.
- Продуктивная деятельность детей в свободное время.
Цель: Привлекать детей у самостоятельной продуктивной деятельности на основе полученных знаний.
Совместная деятельность с родителями. (Приложение 7)
- Оформление папки-передвижки «Кормушки для птиц»
- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц;
Цель: Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц, содействовать укреплению детско-родительских отношений, воспитанию нравственных чувств у детей.
- Оформление памятки «Покормите птиц зимой»
- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
- Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.
План реализации проекта
Название и формат мероприятия | Дата | Участники | Материалы | Результаты мероприятия |
Беседа «Зимующие птицы» Рассматривание иллюстрации птиц из альбома «Зимующие птицы» | 28.01 | Дети и воспитатель | Письмо от птиц Альбом «Зимующие птицы» | Закреплены знания детей о зимующих птицах. Дети рассмотрели иллюстрации, картины. |
Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен». | 31.01 | Дети и воспитатель | Книги и рассказы для чтения | Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах. |
Изготовление кормушек Задачи: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей | С 31.01- 11.02. 2022 | Воспитатели, дети, родители | ||
Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?» | На протяжении недели | Дети и воспитатель | Корм для птиц. | Дети научились наблюдать за птицами. Изучать их поведение. Искать сходства и различия между ними |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка из соленого теста «Ягоды рябины для снегирей» | 2.02. 2022 | Дети и воспитатель | Картинка снегиря, подготовленные шаблоны с веточками рябины, тесто красного цвета, дощечки, салфетки. | |
Чтение и разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой!» Задача: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно. Выставка книг о зимующих птицах | 3.02. 2022 На протяжении проекта | Дети и воспитатель | Книги и рассказы для чтения | Расширились знания детей о птицах. |
Беседа «Птицы зимой». Чтение Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька». | 4.02.2022 | Дети и воспитатель | Конспект беседы Книги и рассказы для чтения | Расширились знания детей о птицах. |
Чтение Н.Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В.Бианки «Сумашедшая птица». | 7.02.2022 | Дети и воспитатель | Книги и рассказы для чтения Аудио запись | Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах. |
Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках». | На протяжении недели | Дети и воспитатель | Дети научились играть в новые подвижные игры. | |
Раскраски «Птицы».
| 7.02-11.02 На протяжении недели | Дети и воспитатель | Раскраски | Дети научились раскрашивать птиц делая их похожими на оригинал. |
Проведение Акции «С каждого по зёрнышку». | С 4.02-11.02 | Дети и воспитатель | Собран корм для кормушек | |
Размещение кормушек на деревьях на территории садика. | На протяжении проекта | Дети и воспитатель | Кормушки. Корм | Кормушки размещены на территории садика |
Речевое упражнение «Назови ласково». Конструирование с мелким строительным материалом «Домики для птичек». | 7.02.2022 | Дети и воспитатель | Конструктор «Лего». «Строитель» | Дети научились играть в новую реч. Игру. |
Лепка «Зернышки для птичек». | 8.02.2022 | Дети и воспитатель | Соленое тесто.Иллюстрации зёрен | Зёрна из пластилина для птиц |
Отгадывание загадок о зимующих птицах. | 9. 02.2022 | Дети и воспитатель | Загадки | Дети Отгадали загадки о птицах .Научились узнавать птиц по их описанию. |
Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы». | 10.02.2022 | Дети и воспитатель | Иллюстрации и картины с птицами | Дети рассмотрели иллюстрации птиц. |
Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек. | Всю неделю | Дети и воспитатель | Корм | Дети увидели птиц в близи ранее рассматриваемые на иллюстрациях |
Оформление плаката воспитателем совместно детьми. «Кормушка для птиц» | 11.02.22 | Дети и воспитатель | Готовый материал для наклеивания | Плакат |
3 этап. Достигнутые результаты.
Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат проекта – усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Список литературы:
1) «Вместе с семьей»- пособие по взаимодействию дошкольных и образовательных учреждений и родителей. Т.Н.Дронова.
2) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/09/proekt-pokormite-ptits-zimoy-2-mladshaya-gruppa
3) https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-pokormite-ptic-zimoi-1-mladshaja-grupa.html
4) «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина
Приложение 1
«Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи: узнавать птицу, называть части тела
Обучающие:
• Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
• Научить детей правильно называть части тела птицы.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
• Развивать физическую активность детей.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Ход наблюдения:
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам. Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их.Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить». Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают. Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Серая птица, Меня не боится, моргнет удивленно, ведь это (Ворона).
И поиграть в игру «Ворона и воробей». Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки.Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.
Наблюдение за синицами на кормушке из окна
Задачи:
-Организовать наблюдение за птицами, предложить детям назвать знакомых птиц, уточнить представления о синицах, закрепить знания о внешнем виде синиц.
- Организовать кормление (семена тыквы, подсолнуха, сало)
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. Формировать умение детей выявлять особенности передвижения птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
Ход наблюдения
Беседа. Ребята сегодня я принесла необычное угощение для птиц. Посмотрите, вы знаете, что это? (Показывает сало). Это сало. Сало любят птички синички, но оно не должно быть соленым. Давайте повесим его к нашей кормушке и подождем синичек. А еще насыпим в кормушку семена тыквы и подсолнуха, и понаблюдаем, как синички расклевывают семечки, очищая их от шелухи. Синички маленькие птицы, отличить их можно по желтой грудке. Кажется,что птичка нарядилась в яркую желтую блузку и в зеленый плащик,а голову украсила темной,черной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Любит синица семечки, но больше всего - любит лакомиться салом.
Наблюдение за птицами у кормушки
Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не простое, оно важное и очень ответственное. Птицам нельзя есть цитрусовые, острые и жаренные продукты.
Нежелательно кормить гречкой и рисом. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Почти у всех пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и не жаренными, умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышко. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку – скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Приложение 2
Художественно-эстетическое развитие.
Конспект занятия по лепке «Ягоды рябины для снегирей»
Тема занятия: «Ягоды рябины для снегирей».
Цель занятия: формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации.
Задачи:
• продолжать учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие кусочки для лепки;
• познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, с новым словом «стайка»;
• закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды).
• развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук;
• воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах;
• воспитывать аккуратность, внимательность.
Материал и оборудование: картинка снегиря, подготовленные шаблоны с веточками рябины, тесто красного цвета, дощечки, салфетки.
Тип занятия: комплексное.
Ход занятия.
- Колокольчик поет, всех ребят к себе зовет
- На улице зима. За окном мороз, вокруг снежок и на деревьях, и на дорожках. Я сегодня на улице видела вот такую красивую птичку.
(Показ картинки со снегирем)
- Видели такую птичку?
(Ответ детей)
-Это снегирь. Вот такая нарядная птица. Смотрите, у птички есть голова, клюв, глаза, туловище, крылья, лапки, хвост. Сама птичка черная, а грудка красная. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Стайка - это много птиц, которые летают вместе.
- Ребятки, а хотите мы с вами сейчас превратимся в стайку снегирей и поиграем.
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
- И за стульчики присели! Превращаемся обратно в девочек и мальчиков.
- Снегири, как все птички, любит зернышки клевать. Больше всего он любит ягодки рябины, он достает из них зернышки своим сильным клювиком, а саму ягодку выкидывает на землю.
- Ребятки, а давайте угостим вкусными годками нашего снегиря.
(Ответы детей)
- Но вот беда веточки рябины есть, а ягодок на веточке нет. Давайте их сделаем из пластилина. Какого цвета ягодки рябины? (Ответы детей)
- Правильно, красного. Ягодки мы будем делать из пластилина красного цвета. Отщипываем маленькие кусочки пластилина и круговыми движениями катаем шарик, затем его кладем на веточку и придавливаем пальчиком. Вот одна ягодка уже висит на веточке, а нам надо много ягодок сделать, чтобы всем хватило.
(Воспитатель показывает детям, как это надо делать.)
- Молодцы, ребятки! Дружно трудились и много ягодок для снегирей сделали! Птичка говорит вам спасибо!
- Ребята, что мы с вами сегодня лепили, вешая на веточки? А каких птиц вы запомнили? (Ответы детей).
Конспект занятия по рисованию ватными палочками «Ягодки для снегиря»
Цель: приучать детей слушать и повторять художественное произведение Алексея Кондратьева "Снегирь"; расширять словарный запас, обогащая его прилагательными; учить аккуратно, рисовать пальчиком (ватной палочкой); знакомство с названием птиц, прививать заботу о птицах зимой; продолжать знакомить детей с красным цветом и рисовать в ограниченной плоскости.
Оборудование и материалы: иллюстрации кормление птиц детьми зимой и веточка Рябины; мольберт для показа, альбомный лист А5 с изображением ягод рябины на всех детей, красная гуашь, ватные палочки.
Ход занятий: Стук в окно. Воспитатель обращает внимание детей на окно. Кто к нам в гости прилетел, показывает птицу, называя детям как её зовут, это-Снегирь.
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Согреешь в морозы,
Ветки берёзы?
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Вот—Моя ладошка:
Сядь—Погрей немножко.
Воспитатель спрашивает: «Посмотрите, какого цвета у него грудка?» – дети (Красная, воспитатель добавляет, а голова-Черная. Снегирь залетел к нам в окно погреться. Давайте поможем Снегирю, как гостеприимные хозяева согреться.
Пальчиковая игра.
Прилетайте птички к нам! (зовущие движения обеими руками)
Сала дам синичке. (режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой крошить хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки-голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки-воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
«Согрелись?» -дети (Да).
Теперь надо накормить нашего гостя. Зимой холодно, морозно, вьюжно и тяжело найти зернышки, поэтому люди строят кормушки для птиц, развешивают их на деревья, заполняя хлебными крошками, зерном, семечками.
Мы тоже можем, угостим нашего гостя его любимым лакомством, Снегири очень любят красные, маленькие ягодки, это ягода-Рябина. Снегирёк, дети постараются нарисовать для тебя твое любимое лакомство.
Воспитатель объясняет, как они будут рисовать ягодки. Сегодня мы будем рисовать ватными палочками, аккуратно, только круглые ягодки на конце веточки. Набираем краску на палочку и прикладываем к круглой ягодке, убираем. Приложили, убрали. Ягодки растут рядом друг с другом. Рисуем аккуратно. Воспитатель сам прорисовывает всю веточку показывая, тем самым как надо аккуратно рисовать, приговаривая одну ягодку-рисую, на другую-смотрю, третью-замечаю.
Пальчиковая игра.
В нашем саду деревья растут (руки - вверх, локти на столе, пальцы раскрыты)
Ветер подул (дуем на пальчики)
И листья опали (ладошки, с раскрытыми пальцами качаясь, ложатся на стол)
Ночью выпал белый снег (двигая пальцами сверху в низ, опускаем ладошки на стол)
Стало все в саду белым-бело (ладошками делаем круговые движения от себя к себе)
Дети приступают к рисованию ягод - Рябинки. Во время работы воспитатель следит за выполнением задания. Все готовые работы дети несут на выставочный стол, где сидит Снегирь, и со словами «Угощайся Снегирек», кладут свои работы. Воспитатель закрепляет у детей полученные знания, вопросами «Что рисовали?», «Какого цвета?» Все хорошо потрудились, Снегиря угостили, обогрели, и теперь приглашаю всех поиграть.
Физминутка. (повторить 2-3 раза)
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири (дети бегают)
Грудки показали (дети выпячивают грудь)
Ягод поклевали (изображают, что клюют ягоды)
По веточкам попрыгали (дети прыгают)
Крылышки расправили и снова полетели! (дети машут руками и бегают).
Снегирь благодарит детей за угощение и гостеприимство. Наказывает им не забывать про птиц зимой и подкармливать вкусными зернышками, хлебными крошками, семечками. До свидания, ребята! Дети машут макету Снегиря со словами «До свидания!».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект беседы для детей второй младшей группы: «Птицы зимой»
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах.
Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! Послушайте продолжение стихотворения:
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших краях.
Приложение 4
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
* * *
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай,кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Надежда Щербинина " Синичка"
Среди зимнего пейзажа
На заснеженной дорожке
В черном галстуке синица
Подбирает хлеба крошки.
Вся в зелененьком наряде
Птичка яркая порхает.
Над пушистым белым снегом,
Словно летний лист летает.
Прохожу совсем я близко,
Но синица не боится.
Возле ног моих пичуга
Деловито копошится.
Доверяет, видно, людям
Эта маленькая птичка…
Провожаю добрым взглядом
В черном галстуке синичку.
Снегири - А.Говоров
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.
Холодно без солнца.
чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки.
Курорт «Сосулька» Сладков Н.И.
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну и чудеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Живи лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. До самой весны.
Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Новая столовая Зинаида Александрова
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.
Приложение 5
Копилка загадок о птицах
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
Я птица мирная,
Хоть и бесквартирная.
Гнёзда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать (Голубь)
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
Приложение 6
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Подвижная игра «Воробушки и кот».
Дидактическая игра «Один-много»
Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов,использовать в речи слова: один (одна, много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
В один мешочек насыпано пшено, в другой – горох. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь,какое зерно насыпано в мешочек: горох или пшено.
Подвижная игра «Собака и воробьи»
Пальчиковые гимнастики.
Дидактические игры.
Дидактическая игра « Назови птичку».
Игра направлена на ознакомление детей с названием птиц, на развитие умения различать их по внешнему виду.
Дидактическая игра способствует развитию у детей речи, активизирует словарный запас. Развивает внимание, память, наблюдательность, умение поддерживать разговор на тему: «Зимующие птицы». Формирует у детей интерес к птицам и воспитывает бережное отношение к ним.
Правила использования дидактической игры:
Собрать картинки птиц из нескольких частей (голова, туловище, хвост и крыло).
Дидактическая игра. «Назови птицу».
Цели: познакомить с зимующими птицами, различать пернатых по окрасу,
развивать речь, мышление, словарный запас ребёнка.
Приложение 7
Работа с родителями.
Оформление папки-передвижки. (приложить фото папки)
Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц. (совместные фото родителей и детей в процессе изготовления кормушки).
Памятка для родителей. «Покормите птиц зимой».
Папу я поздравлю,
Песенку спою!
Своего героя
Очень я люблю!
Сегодня папин праздник
Ну, и немного мой,
Я тоже, ведь, защитник,
Пока, пусть, небольшой.
Папу очень я любл
Папа, дедушка и брат —
Каждый будет очень рад,
Всех поздравлю нынче я
С 23 Февраля!
Двадцать третье февраля!
Всем друзьям желаю я:
Кушать кашу, подрастать
И девчонок защищать!
Что сегодня отмечаем?
И кого мы поздравляем?
Милый папочка, тебя
С 23 Февраля!
Богатыри
На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы – богатыри.
Царапины. Занозы.
Нам страшен только йод!
(Тут, не стесняясь, слёзы
Сам полководец льёт.)
Пусть голова в зелёнке
И в пластырях нога,
Но есть ещё силёнки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор!
… От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.
Приготовьте ушки, глазки,Начинаем нашу сказку,Я сегодня в группу шлаИ корзиночку нашла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это?
Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: пожалуйста, спасибо, добрый день /вечер/ночи, приятного аппетита, до свидания, здравствуйте, простите, доброго пути.
А в нем что то лежит?
- Чтобы это узнать, надо загадку отгадать.
- Всех зверей она хитрей. Шуба рыжая на ней.-Какая красивая, рыжая, хвост пушистый.
- А это кто?Он любитель грызть морковку,Есть капусту очень ловко,Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам,Серый, белый и косой,Кто, скажите,он такой?
- Заяц (ответы детей).
- А вот последняя загадка.
Кто рано встает,Ку-ка-ре-ку поет,На макушке красный гребешок,Кто, скажите, это?
- Петушок (ответы детей).
- Посмотрите, какой красивый, красный гребешок.
Что за это книга? (Книга со сказками) Ребята, вы любите сказки?
Воспитатель: Сказки живут в волшебной стране — за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.
????????Воспитатель: - Тогда давайте проверим, какие сказки вы знаете.
1. Налетели …., подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. (Гуси-лебеди)
2. «Посадил дед …Выросла она большая пребольшая…» («Репка»)
3. Несёт меня Лиса за тёмные леса.Выгляни в окошко дам тебе горошка (Кот, петух и лиса)
4. «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь…» («Колобок»)
5. «Жили - были дед и баба, и была у них …
Снесла она яичко, не простое, золотое…» («Курочка Ряба»)
6. «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его, Еле успели все звери из него выскочить…» («Теремок»)
(На мольберт надо поставить картинку «Лиса и заяц», затем к ней вернуться, когда будут угадывать сказку про лису.)
Воспитатель: Ну, хорошо вы сказки знаете!
А в каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Кот, петух и лиса.)
Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Ребята, а вы знаете как называется эта сказка? А хотите ее послушать? («Лиса и заяц», обращаем внимание на картинку на мольберте, показ сказки)
Воспитатель: Давайте отдохнем!
Я ладошками взмахну, вас в зайчишек превращу.
Были ребятишками, станьте вы зайчишками!
Встаньте, зайки, улыбнитесь! Выше, выше подтянитесь!
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, лап коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали и на месте поскакали.
- Были вы зайчишками – станьте ребятишками.
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места.
Чтение сказки. Во время чтения – показ иллюстраций по сюжету сказки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие герои были в этой сказке?
Дети: Заяц, лиса, медведь, бык, петух.
Воспитатель: Какая у зайчика была избушка?
Воспитатель: Правильно, лубяная – она построена из коры дерева (показ картинки).
Воспитатель: Какую избушку построила себе Лиса?
Воспитатель: А как вы думаете ледяная изба из чего построена?
Воспитатель: Почему Лиса осталась без избушки?
Воспитатель: А какая беда случилась у зайчика?
Воспитатель: Хорошо ли поступила лисичка?
Воспитатель: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису?
Воспитатель: Как думаете, волк, медведь и бык сильнее лисы?
Воспитатель: А почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?
Дети: Они сильные, но трусливые (всего боятся).
Воспитатель: Кто помог зайчику выгнать лису?
Воспитатель: А что можно сказать про петушка, который меньше и слабее лисы?
Дети: Петух храбрый (смелый, ничего не боится)
Воспитатель: Да, петушок мал, но удал. Петух оказался храбрым, поэтому про него можно сказать: мал удалец, да храбрец.
Повторить вместе с детьми слова петушка:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Пальчиковая гимнастика: «Серый зайка»
Зайка серенький сидит
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит.
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть,
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.
Рефлексия:
Воспитатель: Какую сказку мы сегодня прочитали?
Дети: «Лиса и заяц»
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Чем она вам понравилась?
Дети: Как маленький петушок не испугался лисы.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Доброте, дружбе.
Воспитатель: : Молодцы.
Мне зайчик и лисичка говорят, что устали, и хочет спать
- Ребята, вот мы с Вами познакомились со сказкой «Лиса и заяц», а чему она нас учит? (Справедливости, добру.)
А вы добрые ребята? (Да). Вот поэтому Я предлагаю Вам из деревянного конструктора построить дом для лисы. И у неё будет лубяной дом!
Строим лубяной дом для Лисы.
Воспитатель: Большое всем спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть1
В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...

Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть 2
В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...

Технологическая карта проекта «Покормите птиц зимой» (младший возраст)
Технологическая карта проекта для младшей группы «Покормите птиц зимой»....

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «Покормите птиц зимой» ( младшая группа)
Каждый день мы встречаемся с загадками и тайнами природы. Иногда, спеша, проходя мимо, не замечаем их. Необычайно удивительным миром природы является мир птиц, как их называют пернатый мир. Птицы насе...
Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа
В презентациях представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1 и 2) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП ...

Экологический проект "Покормим птиц зимой" 2 группы раннего возраста
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Проект "Покормите птиц зимой" средняя группа
Данный проект помогает расширить представления детей 4-5 лет о зимующих птицах нашего края, создать совместно с родителями кормушки для птиц, организовать выставки книг, иллюстраций, рисунков, поделок...