консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у дошкольников»
материал (старшая группа)
Что такое пространственные представления. Уровни развития пространственных представлений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мечта»
Консультация для родителей
«Формирование пространственных представлений у дошкольников»
г.о.г. Бор
Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов.
Пространственные представления необходимы ребёнку для успешного обучения школьным нaвыкам: чтению, письму, рисованию, счёту, а также для того, чтобы элементарно понимать, где он находится и куда надо двигаться.
Пространственные представления развиваются последовательно:
I уровень – ориентирование в пространстве собственного тела (схема собственного тела).
Тело является точкой отсчёта, относительно которой ребёнок может определить направление через тактильные и мышечные ощущения.
Если малыш не знает, какие части его тела, где находятся, то ему будет сложно овладеть дальнейшими знаниями о пространстве. Поэтому начинать надо именно с ориентации в собственном теле. Для этого подойдут разные потешки с названиями частей тела. Эти потешки можно проговаривать или пропевать ребенку с самого рождения, поглаживая ту часть тела, о которой идет речь.
II уровень – ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу.
Вначале это топологические представления (где относительно ребёнка находится тот или иной объект: впереди, сзади, слевa, справа), затем включается координатная ось (выше-ниже, право-лево), дальше развиваются метрические представления (как далеко находится от ребёнка тот или иной предмет).
III уровень – понимание взаимоотношения объектов в пространстве
относительно друг друга.
Формируют умение определять размещение предметов в пространстве, ориентируясь «от другого лица», «от любых предметов». Показываете сюжетную картинку и предлагаете определить местонахождения человека и предмета.
Дети постепенно овлaдевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина), выделяют её элементы (стороны, углы, середину).
Например: расположение игрушек на листе бумаги.
IV уровень – овладение квазипространственными представлениями
Квазипространство -то пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов.
Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-граммaтические конструкции, сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами и флексиями.
Это умение использовать в речи правильно все предлоги и сложные грамматические конструкции.
Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой. Если по какой-либо причине ребёнок не прошёл все уровни развития пространственных представлений — это может привести в последующем к сложностям при обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размер...
Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений и ориентировок у детей дошкольного возраста"
Формирование пространственных представлений и практических ориентировок "на себе", "от себя" у детей дошкольного возраста. Пространственные представления - это деятельность, включа...
Газета для родителей. Формирование пространственных представлений у дошкольников
Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]...
Консультация для воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»
Консультация для воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»...
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений дошкольника"
Для Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире, ребенку необходимо усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, ...
Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР"
Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР"...