консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у дошкольников»
материал (старшая группа)

Что такое пространственные представления. Уровни развития пространственных представлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мечта»

Консультация для родителей

«Формирование пространственных представлений у дошкольников»

г.о.г. Бор

Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов.

Пространственные представления необходимы ребёнку для успешного обучения школьным нaвыкам: чтению, письму, рисованию, счёту, а также для того, чтобы элементарно понимать, где он находится и куда надо двигаться.

Пространственные представления развиваются последовательно:

I уровень – ориентирование в пространстве собственного тела (схема собственного тела).

Тело является точкой отсчёта, относительно которой ребёнок может определить направление через тактильные и мышечные ощущения.

Если малыш не знает, какие части его тела, где находятся, то ему будет сложно овладеть дальнейшими знаниями о пространстве. Поэтому начинать надо именно с ориентации в собственном теле. Для этого подойдут разные потешки с названиями частей тела. Эти потешки можно проговаривать или пропевать ребенку с самого рождения, поглаживая ту часть тела, о которой идет речь.

II уровень – ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу.

Вначале это топологические представления (где относительно ребёнка находится тот или иной объект: впереди, сзади, слевa, справа), затем включается координатная ось (выше-ниже, право-лево), дальше развиваются метрические представления (как далеко находится от ребёнка тот или иной предмет).

III уровень – понимание взаимоотношения объектов в пространстве

относительно друг друга.

Формируют умение определять размещение предметов в пространстве, ориентируясь «от другого лица», «от любых предметов». Показываете сюжетную картинку и предлагаете определить местонахождения человека и предмета.

Дети постепенно овлaдевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина), выделяют её элементы (стороны, углы, середину).

Например: расположение игрушек на листе бумаги.

IV уровень – овладение квазипространственными представлениями

Квазипространство -то пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов.

Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-граммaтические конструкции, сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами и флексиями.

Это умение использовать в речи правильно все предлоги и сложные грамматические конструкции.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой. Если по какой-либо причине ребёнок не прошёл все уровни развития пространственных представлений — это может привести в последующем к сложностям при обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размер...

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений и ориентировок у детей дошкольного возраста"

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок "на себе", "от себя" у детей дошкольного возраста. Пространственные представления - это деятельность, включа...

Газета для родителей. Формирование пространственных представлений у дошкольников

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]...

Консультация для воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»

Консультация для воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений дошкольника"

Для Для того,  чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире, ребенку необходимо усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, ...

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР"

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР"...