Педагогический проект по патриотическому воспитанию
проект (старшая, подготовительная группа)
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. | 64.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по патриотическому воспитанию
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель
старшей группы Баранова Галина Иннокентьевна
Анализ ситуации
1. 1.Патриотизм. Патриотическое воспитание в ДОУ.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм. Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков,
растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор), постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества,
участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.
Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у воспитанников детского сада:
1.Воспитание любви к своей Родине.
2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи,увлечений родителей, бабушек, дедушек.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Именно поэтому111 патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.
Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной нравственное воспитание:
- продолжать воспитывать уважительное отношение
к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им;
- объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его;
- развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Умственное воспитание:
- закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;
- расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства: прабабушки, прадедушки;
- закреплять знания своего домашнего адреса и телефона
- формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
1.4.Педагогические условия формирования представлений о семье у детей подготовительной к школе группы
Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой.
Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.
Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья» позволяет описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия» помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.
Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и т.п.
Согласно Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.
Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной
- Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной
- Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной
- Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи»
- Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятий
Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.
Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений.
Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы - необходим привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства, воспитатели детских садов могут предложить интересные идеи для их оформления. Радуга - образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда - это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного или родословного дерева.
Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.
Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.
Родословная - это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
Род - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
Поколение - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
Обычай - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции - обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.
Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу - самостоятельно создает образ своей семьи.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
2.Обоснование актуальности проблемы
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ и семьи.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:
-само здание, стены и крыша над головой,
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.
-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа), -семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее
тепло),
-своё личное пространство.
А под положительно насыщенным образом родного дома, мы понимаем:
положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект по патриотическому воспитанию. В ходе бесед среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.
Цель проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.
Задачи проекта:
- дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
- углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- закреплять знание имён и отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба и генеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ о своей семье.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы
- родители
- воспитатели
Предполагаемые результаты:
- знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
- повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Система работы
Для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путём устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, НОД и др.
Диагностика проводилась в МБДОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева», которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией ВераксыН.Е. КомаровойТ.С, Васильевой. Проводился опрос детей на тему: «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи» Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья»;
Этапы реализации
Организационный:
Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение тем, затем провели несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».
В группе проведен ряд занятий по темам: «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», открытое занятие «Семья – начало всех начал» и др. Совместно с родителями реализовали художественно – творческие проекты: «Герб семьи» и «Генеалогическое древо».
Разработаны тематические консультации и памятки для родителей «Как создать родословную своей семьи», «История моей семьи», «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота».
Совместно с родителями были составлены рассказы «Я и моя семья», «Очень бабушку свою, маму мамину люблю!» семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.
Заключительный:
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные семьи.
У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.
Выявленный уровень знаний детьми показал, что не все дети имеют представление об истории семьи, её традициях. Результаты анкетирования показали, что и многие родители не знакомы со своей родословной. Проектная деятельность, проводимая с детьми нашей группы, имеет огромное значение по формированию положительного образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты мониторинга это доказывают: Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом “родной дом” ,“мои родственники” и др., кем они были, стали понятны для детей и их родителей. Дети получили необходимую информацию о своей семье.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
- Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Планирование мероприятий по проекту
№ | Блоки | Содержание работы | Сроки | |
1 | Информационно-аналитический | 1.Подборка -Методической и познавательной литературы -Художественной литературы -Музыкальных произведений 2.Изготовление: -Методических материалов: (конспекты НОД, сценарии бесед, праздников, конкурсов) 3.Разработка:
-Разработка диагностики по данной теме 4.Создание условий для реализации:
-Изготовление сюжетно-ролевых игр: «Семья» «Дочки-матери» «День рождение» «Дом» -Дидактических игр: «Составь семью» «Родство», «Мамы всякие нужны» «Какие у меня мама с папой?» «Назови ласково», «А ты мне кто?»«Как мы помогаем родным» лото «Моя семья» лото «Моя квартира» | Сентябрь Сентябрь - ноябрь Март-апрель | |
-оборудование мини-музея «Реликвия моей семьи» | ||||
2 | Наглядно-информационный | 2. 3. 4. 5. 6. | Выставки: - детско-родительских работ «Герб семьи» «Моя родословная» -детских рисунков «Моя семья» «Как мой папа служил в армии» «Мамин портрет» -мир семейных увлечений «От скуки на все руки» Фото - вернисажи: « Мой папа-солдат России» «Наши дорогие мамы и бабушки» Семейная газета «Мы отдыхаем» Фотоальбомы «Моя семья» «Как я помогаю маме» «Победа будет за нами» «Художественное слово по теме «Семья» Конкурсы: «Герб семьи» «Наша дружная семья» | Октябрь – ноябрь Сентябрь Февраль
Март Январь Февраль Март Апрель Сентябрь Март Май Октябрь Май |
3 | Познавательно-творческий | 1.
| Непосредственная образовательная деятельность с детьми: «Вместе дружная семья» «Конвенция о правах ребёнка» «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» «Традиции в нашей семье» «Мой дом, мой посёлок» «23 февраля – День Российской армии» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
«Семья – начало всех начал» «Я и моя семья» «Этих дней не смолкнет слава!»
«Моя родословная» «Моя семья» «Я и моя семья» (с использованием генеалогического древа семьи) «Добрые избы» «Жилище народов мира» «Выходной день в моей семье» «Кого называют героем» «Беседа о партизанах»
«р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Посидим в тишине» Е.Благинина «А что у вас?» С.Михалков» «Мамины руки» З.Воскресенская «ск. Морозко» «Золушка» Г.Х. Андерсен» «ненецкая сказка Кукушка» «нанайская сказка Айога» Стихи о ВОВ «Твои защитники» Л.Кассиль пословицы и поговорки о семье
О семье, маме и папе, бабушках и дедушках и т.д.
Ф.П. Решетникова «Опять двойка» З. Серебряковой «За завтраком» «Дочка Катя с куклами» | Май Сентябрь Декабрь Январь Апрель Май Сентябрь -май |
«Моя семья»
«Встречайте бабушку» «Самый маленький гном» «Непослушный медвежонок» «Разноцветная семейка» «Осторожно, обезьянки!» «Мама для мамонтёнка»
«Моя семья» «Как мой папа служил в армии» «Мамин портрет» «Как мы отдыхаем» «Букет для ветерана» -лепка по сказке «Репка» по сказке «Красная шапочка» «Семья на прогулке» -аппликация «Красивое платье для мамы» «Подарок для папы и дедушки» «Туфелька» «Моя семья» -конструирование «Дом моей мечты» 8. Пасхальная неделя 9. Экскурсии: Музей ДОУ «Горница», Семейную гостиную ,Правовую академию |
| ||||
Мини-центр «Наши деды - славные победы» Мини-центр «Все профессии важны» | |||||
4 | Детский сад – родители «Нас объединяют дети» |
«Социологическая анкета семьи» «По правовому воспитанию» «Семейные традиции»
«Рисуночный тест «Моя семья» «Как создать родословную своей семьи» «История моей семьи» «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
«Создание благоприятной семейной атмосферы» «Искусство быть родителем» «Как воспитать маленького патриота» 4. Всеобуч для родителей «Здоровая семья» 5. Тематические встречи: «Моя мама – воспитатель Семейные, художественно – творческие проекты: «Герб семьи» «Моя родословная» Семейная газета «Мы отдыхаем» 7. Совместные досуги и праздники: «Вот какая бабушка» (День пожилого человека) «День Матери»
«Новый год» «А ну-ка, парни!»
«8 марта» Концерт «Этих дней не смолкнет слава» 8. Совместный конкурс, посвящённый Дню семьи «Наша дружная семья» | Сентябрь Декабрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Ноябрь Февраль Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Май Май Май |
|
«Я и моя семья» «Очень бабушку свою, маму мамину люблю!» |
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования« От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.- Москва .Мозаика Синтез2011-336с
- Дыбина О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада..-М: Мозаика-Синтез, 2010.-80с
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е..Мы живем в России .Подготовительная группа. - М: Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с
- Козлова А.В. «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.
- Куцакова Л.В.. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М.: Совершенство,1999.
- Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для педагогов и родителей. Москва Мозаика-Синтез 2008г.
- Смирнова Е.О., Богусловская З.М. Развивающие игры для детей. – М.:
Просвещение,1991.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Шаламова Е.И.. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ-М: Издательство Скрипторий 2003.,2009-160с
- Швайко. Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М: Гуманит.издВладос, 2005-144с
- Шорыгина Т.А.. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание.М.Прометей4 Книголюб, 2005-128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт"
В проекте описаны цели, задачи, формы, методы реализации проекта по патриотическому воспитанию, через ознакомление дошкольников с семьёй. Разработан диагностический материал, тематическое планирование...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Памяти павшим - будьте достойны"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Памяти павшим - будьте достойны"...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - Керчь"
Цель: Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей "Духовно-нравственное воспитание детском саду"
Знакомство с Кубанским казачкством....
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию "День Победы"
Автор проекта воспитатель МБДОУ ДС № 95 "Калинка" Пикатова Виктория Евгеньевна...
Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...