Самообразование 2022-2023
учебно-методическое пособие

Батюта Татьяна Олеговна

«Развитие  ритмических навыков  и  элементарного музицирования  дошкольников  в музыкальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Малиновский д/с»

  

План самообразования

Тема: «Развитие  ритмических навыков  и  элементарного музицирования  дошкольников  в музыкальной деятельности»

 

Музыкальный  руководитель  Батюта Т.О

 

2023-2024г.г

 

 

Тема самообразования: «Развитие  ритмических навыков  и  элементарного музицирования  дошкольников  в музыкальной деятельности»

Цель: Формирование творческих проявлений с помощью элементарного музицирования, как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.

 Задачи:

  • Обосновать необходимость использования шумовых и музыкальных инструментов в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
  • Определить основные психолого-педагогические условия, для развития дошкольников на занятиях музыки.
  • Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей  дошкольников.
  • Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей  дошкольников.

Актуальность темы:

Элементарное музицирование  самое важное, востребованное звено у детей. Если завести ребёнка в музыкальные зал и положить  инструменты (барабан, гармошку, маракас, бубен), различные картины, портреты композиторов. Не надо никому объяснять и рассказывать, что он выберет, это понятно всем. Он выберет инструмент и это естественно. Теперь задача педагога – научить его владеть этим инструментом. Ведь даже самые застенчивые дети не стесняются проявлять своё творчество в элементарном музицировании.

   Этапы работы над темой по самообразованию:

I. Диагностический (постановка проблемы):

  • детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
  • анализ затруднений

 

II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):

  • разработка системы мер
  • направленных на решение проблем

III. Практический: -

  • посещение семинаров, методических объединений для педагогов наро-фоминского  района и нашего Мадоу.
  • тщательный подбор музыкального репертуара в соответствии с возможностями детей
  • расширять собственные знания,  умение  передать их детям
  • повышать их интерес к музицированию, оркестровому исполнению
  • изготовление музыкально-дидактических игр, способствующих развитию элементарного  музицирования
  •  

IV. Обобщающий: - анализ работы

  • корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

            Динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:

  • средством развития музыкальных  способностей детей  является в основном музыкально-ритмическая деятельность;
  • будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных способностей;
  • учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;
  • использование  наиболее эффективного метода среди педагогов - творческую деятельность;
  • систематично и целенаправленно планировать данную работу.
  • использовать поэтапность,  стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.

   Предполагаемый результат: в результате проведенной работы предполагается,  что у детей сформируется комплекс определенных умений ребенка: умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества), играть на разных инструментах в сольном и ансамблевом исполнении;  

для детей наиболее важным станет эмоциональное восприятие музыкального образа,  являющееся стимулом в проявлении музыкальных способностей дошкольников, активизируется интерес и творческое отношение к  музыкальному искусству;

в процессе проведение работы планируется постепенный переход к более развернутым и сложным музыкальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в музыке (исполнительского и композиционного).

   Форма самообразования: индивидуальная.

  Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по теме;
  • Самоанализ и самооценка НОД в группах;
  • Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;
  • Обобщение опыта на заседании педагогического совета МАДОУ;
  • Работа с родителями: консультации, беседы, оформление сайта;

8. Форма отчета о проделанной работе: отчет на педагогическом совете

Срок работы: Сентябрь 2023 г. – май 2024г.

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей детей

 Работа над музыкальным репертуаром

Форма работы:

Диагностика на начало реализации плана

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме
  • Составление рабочей программы.

Октябрь

Подготовительный этап:

Практическая деятельность

С помощью шумовых инструментов выполнение несложных ритмических рисунков

 

  • Выбор методов и приемов для работы по теме.
  • Использование  инновационных технологий.
  • Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами, методы и приёмы их использования
  • Просмотр иллюстраций и фильмов о музыкальных инструментах
  •  

Играть в ансамбле, используя уже освоенные приёмы музицирования

Ноябрь - Январь

  • Реализация плана
  • Описание полученных результатов
  • Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов
  • Показ полученных навыков и умений на утренниках и развлечениях

Работа с детьми Октябрь - Ноябрь

  • Беседа с детьми о музыке, о музыкальных и шумовых инструментах
  • Беседа о различных видах оркестров их звучании
  • Изготовление в группах шумовых инструментов из подручного материала 

Знакомство с различными жанрами  музыкального  искусства

Декабрь - Апрель

 

  •  Игра на шумовых и музыкальных инструментах, разучивание партий в оркестреЯнварь- Арель   Работа с родителями
  •        Анкетирование по теме «Роль музыки в вашей жизни»;
  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Рекомендации к созданию домашнего оркестра
  • Оформление сайта   фотографиями, видео занятий, досуговМай
  • Концертная деятельность, выступление оркестра на мероприятиях ДОУ
  • Музыкальная викторина
  •  

Досуг в зале с родителями

  • Диагностика музыкальных способностей детей.
  • Анализ проведённой работы 
  • Итог по результатам диагностики

Используемая литература:

1 И.Каплунова , И. Новоскольцева «Праздник каждый день»

2..О.Арсеньева «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

3. Л. Гераскина  «Ожидание чуда»

4. Т.  Тютюнникова  « Элементарное музицирование»

5. Журналы «Музыкальный руководитель»

6. Журналы  « Музыкальная палитра»

 

7. Инновационные  технологии    в интернете, статьи, приёмы, формы работы  ведущих музыкантов и педагогов других регионо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

самообразование 2022 -2023

laquo;Современные подходы к интеллектуальному развитию детей  младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....