Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
методическая разработка по окружающему миру
Мастер-класс будет полезен педагогическим работникам и всем кто интересуется этой темой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
Цель мастер-класса: продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение
делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер класса
Свое выступление хотели начать с китайской пословицы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Сегодня мы покажем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, и сегодня мы вам расскажем сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 3
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она увидела радугу.
Опыт № 4 «Цветной взрыв»
Необходимые продукты и оборудование: молоко (желательно большой жирности); пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится); средство для мытья посуды; тарелка; ватные палочки; пипетка.
Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей. Далее берется палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.
Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».
Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался вулкан и она увидела удивительное явление - извержение вулкана.
Опыт № 5 «Извержение вулкана»
Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми.
Для его проведения потребуется: сода; краска красного цвета; лимонная кислота или сок лимона; вода; немного моющего средства. Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола. Порядок действий: Насыпать в бутылку соду. Добавить краску. Капнуть моющего средства (1 каплю). Налить воды и как следует перемешать. Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока).
Лава из вулкана попадала в озеро, образуя волшебные пузырьки.
Опыт № 6 «Лавовая лампа»
Понадобятся: прозрачная стеклянная емкость (ваза, банка, большой бокал или бутылка); вода; краситель; растительное масло; шипучие таблетки;
Смешай воду с красителем; в приготовленную емкость вылей масло так, чтобы оно занимало половину объема; туда же влей подкрашенную воду; брось пару шипучих таблеток; смотри, появились цветные пузырьки;
Объяснение опыта: Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда ты бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по- иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта.Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....
Мастер-класс на тему:"Аппликация и конструирование из различных материалов в работе с детьми с ОНР"
Масте-ркласс предназначен для педагогов работающих с детьми с ОНР и понимающих необходимость развивать творческие способности в работе с различными материалами....
Мастер класс для педагогов ДОУ по экспериментированию с различными материалами.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер - класс для воспитателей по экспериментированию с различными материалами.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....
Мастер – класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами. Тема: «Обучение с увлечением»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер - класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами: « Лаборатория «Сказочных открытий»» с презентацией
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познавател...