Итоговое тематическое мероприятие "Новогодние и рождественские традиции"
методическая разработка
Автором представлен материал для приобщения дошкольников к духовно-нравственным традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_novogodnie_i_rozhdestvenskie_traditsii.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».
«Новогодние и рождественские традиции».
(итоговое тематическое мероприятие по патриотическому воспитанию в старшей группе)
Конспект составил: воспитатель
Фомичева Светлана Александровна
Мероприятие провёл: воспитатель
Фомичева Светлана Александровна
2023-2024 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
«Новогодние и рождественские традиции».
(итоговое тематическое мероприятие по патриотическому воспитанию в старшей группе)
Цель: Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о России как о родной стране.
2. Закреплять знания детей о народных традициях во время празднования Нового года и Рождества.
3. Воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору.
4. Воспитывать патриотические чувства через приобщение детей к русским народным традициям, обрядам, играм.
5. Создать условия, способствующие укреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
Материалы и оборудование: убранство комнаты в стиле древне - русской избы, атрибут русская печь, искусственная ёлка, украшения для ёлки в виде конфет.
Ход занятия:
Педагог и дети заходят в зал. Дети одеты в русскую национальную одежду.
Педагог приветствует гостей и читает стихотворение:
Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Педагог: А раньше, как называлась?
Дети: Русь.
Педагог: Наша страна многонациональная, у каждого народа свои традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?
Дети: Это правила, обычаи, которыми следуют народы.
Педагог предлагает поиграть в игру в традиции и произнести слова.
Дети говорят слова:
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга
Игру в традиции начнем.
Педагог: Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Педагог: Раньше на Руси народ слагал разные пословицы. А вы знаете пословицы о зиме?
Дети говорят пословицы:
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Мороз невелик, да стоять не велит.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Зима без снега – лето без хлеба.
Педагог: И еще на Руси зиму зазывали, а как ее зазывали?
Дети: Закличками.
Дети говорят заклички:
Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!
Зазимка зима,
Что ты нам принесла?
- Глубокие снега,
Святые вечера,
Рождество, Колядку,
День с курину пятку!
Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай.
Педагог: У нас зима снежная, морозная и для того, чтобы согреться, я предлагаю затопить печь.
Дети подходят к атрибуту русской печи, чётко произносят слова, ловко и быстро выполняют движения:
Чтобы печку затопить, (дети разводят руки в стороны)
Надо дров нам нарубить
Взяли мы топор (дети берут топор)
Раз, два – нарубили мы дрова (рубят дрова)
Будем печку топить, (кладут дрова в печь)
Щи да кашу варить (мешают кашу).
Педагог: Ребята, чтобы узнать о каком празднике мы сейчас будем говорить, вам нужно отгадать загадку:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?
Дети: Новый год.
Педагог: Новый год празднуют по всей Земле с давних пор, и у каждого народа существуют свои традиции. Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно. Приносить в дом елку и наряжать ее стали менее века назад и эта традиция сохранилась и сейчас. А чем украшали елку раньше?
Дети: Елку украшали яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями, пастилой и медовыми пряниками.
Педагог: А мы украсим нашу елочку конфетами и еще поиграем в игру «Доскажи словечко».
Дети украшают елку конфетами и отгадывают загадки:
1. Возле ёлки веселится
И сюрпризов ждёт народ.
Всё сияет, всё искрится
В яркий праздник -… (Новый год).
2. Нам подарки он несёт
В яркий праздник Новый год!
В красной шубе, красный нос.
Это добрый … (Дед Мороз)
3. Дед Мороз – он друг детей.
Возле ёлки ждут….. (гостей)
4. Дружно песню спели.
Игр череда!
На верхушке ели
Яркая… (звезда)
5. Он в обёртке. Манит, ярок!
Дед Мороз принёс…. (подарок)
Педагог: Была еще одна традиция на Руси – это водить хороводы.
Педагог предлагает хороводную игру вокруг ёлки.
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так! » С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог.
Педагог: Новый год веселая пора, но есть еще один праздник, который мы ждем как великое чудо! Ну – ка отгадайте загадку:
Летят снежинки за окном,
И праздник к нам приходит в дом
Особым светлым торжеством.
Зовем тот день мы…
Дети: Рождеством.
Педагог: Еще одной зимней традицией русского народа являлось празднование Рождества! Что же это за праздник Рождество?
Дети: Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа.
Педагог: Как называется ночь перед Рождеством?
Дети: Ночь в канун Рождества с 6 на 7 января получил название «сочельник».
Педагог: Как называются дни после Рождества?
Дети: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками. Зимние святки начинались с колядования.
Педагог предлагает спеть колядки.
Первая подгруппа детей поют колядку:
Шире двери открывайте
И конфеты раздавайте!
На пороге коляда,
Прибегайте все сюда!
Вам здоровья мы желаем,
И конфеты забираем!
Получают конфеты от гостей.
Вторая подгруппа поют колядку:
В хату я зайду любую!
И там я поколядую!
Будет день и будет ночь,
Все печали уйдут прочь!
Счастье всем, здоровья вам,
Ждем конфеток мы сто грамм!
Получают конфеты от гостей.
Педагог: Молодцы ребята, постарались, люди вам добром отплатили – сладостями угостили.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали много интересных зимних традиций нашего народа, и я предлагаю игру «Собери картинку».
Первая подгруппа детей собирает картинку «Новый год», и рассказывают о традициях празднования Нового года.
Вторая подгруппа детей собирает картинку «Рождество», и рассказывают о традициях празднования Рождества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рождественские традиции
сценарий рождественского утренника в подготовительной к школе группе...
"Рождественские традиции на Руси"
Конспект НОД"Рождественские традиции на Руси"Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.Задачи: уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и исто...
Духовно нравственное воспитание. Рождественские традиции. Ярмарка идей (обмен опытом).
Наша страна — многонациональная, однако основной религией является христианство. Именно христианство сформировало многие обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас в ...
Рождественские традиции в семье.
Консультация включает в себя обзор рождественских традиций в семье....
консультация "Семейные рождественские традиции"
консультация "Семейные рождественские традиции"...
Конспект НОД Рождественские традиции на Руси
Конспект НОД"Рождественские традиции на Руси" Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.Задачи: уточнять представление о зимнем празднике ...
Детям о рождестве и рождественских традициях
Детям будет интересно узнать о семейных рождественских традициях, о народных обычаях. И даже если в семье не соблюдают все православные обряды с точностью, этот праздник так или иначе затрагивает жизн...