Проект "Масленица"
проект (средняя группа)

Темирбаева Наталья Валерьевна

Проект предназначен для детей средней группы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Участие детей в презднике дает возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_proekt.docx735.38 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Степнячок»  Акбулакского района Оренбургской области

Проект «Масленица» в средней группе «Светлячки»
                      C:\Users\admin\Downloads\7i3uctVagB0 (1).jpg

                                               Воспитатель: Темирбаева Наталья  Валерьевна
                                               

                                                Акбулак 2024 г

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный ( 1-неделя). 
Участники проекта: воспитатели, дети, родители. 
Сроки реализации проекта: с 11 по 15  марта 2024 г. Возраст детей: 4-5 лет. 
                                         Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми. 
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. 
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. 
Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. 
Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо. 
А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют Сырной неделей. 
                                                     Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. 
                                                 Цель проекта:
Расширить знания детей о традициях русского народа. 
                                              Задачи проекта:

                    Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

                   Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. 

                   Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях, 

представление о народных русских обрядовых праздниках. 

                   Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа. 

                                     Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. 
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории. 
Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»
                                 Интеграция образовательных областей:
Социализация и познание:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями. 
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа. 
- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда. 
- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину. 
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника. 
Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми. 
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры. 
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы. 
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- развивать умения  детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. 
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией. 
использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком. 
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой. 
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников. 
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений. 
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения. 
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. 
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
                                Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие. 

Создание дидактических пособий
                                Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ;
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек.

Изготовление дидактического материала.

Основной:
• Проведение тематических занятий;
• Художественно-творческая деятельность. 
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме. 
• Прослушивание музыкальных композиций. 
Заключительный:
• Изготовление куклы «Масленица»;

Досуг «Празднование широкой Масленицы»

                                 Взаимодействие с родителями:
Выпечка блинов


                                   Тематическое планирование
Понедельник 11 марта  «Встреча»
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»

C:\Users\admin\Downloads\ESfrBg6itvM.jpg
Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Малечина–калечина»
Катание с горки Чтение стихотворения
Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Масленица»
Народная игра – забава «Петушки»
Вторник 12 марта «Заигрыш»
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Изготовление «Куколка Масленица»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле? »
Среда 13  марта  «Лакомка»
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Работа с дидактическим пособием «Масленица»

C:\Users\admin\Downloads\top-fnCvEdc.jpg
Народная игра - забава «Звонарь»
Четверг 14 марта  «Разгуляй»
1 половина дня  Досуг «Празднование широкой Масленицы»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Развлечение «Прощай, Масленица! »
Игра» Найди пар перчаток»
Народная игра - забава «Ручеёк»

C:\Users\admin\Downloads\A0OHCVbd-0Y.jpg
Пятница 15 марта  «Тёщины вечера»
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Народная игра - забава «Снежный тир»

                                               Вывод:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. 
Педагоги накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями. 
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье. 

 

 


                           Список используемой литературы:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г. 
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г. 
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш! » Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.