Главные вкладки
Опыт работы «Толерантность – как одно из средств духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
статья
Формирование основ толерантной культуры у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Толерантность – как одно из средств духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Самая большая роскошь на свете-
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент – Экзюпери
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Россия переживает сложный этап своего развития, идет разрушение личности, материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразной информации сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которая ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит развитие и формирование как телесных, так и душевных качеств ребенка.
Опыт восприятия окружающего мира у дошколят ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения, по мере роста и развития, обучения и приобретения социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Теодор Рузвельт сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Эта проблема наиболее актуальна сейчас в нашем обществе.
Так что же такое духовность и нравственность? Два понятия так неразрывно связаны друг с другом и такие разные.
В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «духовный», звучит как: «относящийся к умственной деятельности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведения, действия».
«Нравственность» - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».
Следовательно, духовно – нравственное воспитание – целенаправленное создание условий для становления духовно – нравственной сферы личности, правильных норм и образов поведения, принимания и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, развивая такие нравственные качества, как: адекватная самооценка, дисциплинированность, сдержанность, сочувствие, сопереживание.
В старшем дошкольном возрасте духовно – нравственная сфера детей формируется различными компонентами. Вашему вниманию я предлагаю модель организации процесса формирования духовно – нравственной сферы и модель компонентов содержания духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдая за своими воспитанниками старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что они замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность, низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре разных народов, к друг другу.
Поэтому, актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность.
Понятие «толерантность» тесно связано с французским политиком и дипломатом, Шарлем Мори́сом де Талейра́н-Периго́ром, занимавшем пост министра иностранных дел при нескольких режимах: Королевская власть, Революция, Империя Наполеона, Реставрация, Июльская революция... Известный мастер политической интриги. И всегда, кроме, может быть, самого начала, Талейран умудрялся быть на первых ролях. Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Это была странная и загадочная личность. Талейран скончался 17 мая 1838 г. в Париже, прожив 84 года. Остряки шутили: «Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?» Виктор Гюго в связи с его смертью рассказывал следующее. В целях бальзамирования врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем… затем слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе!
Таков был конец гения дипломатии, который интересы государства всегда ставил выше всех нравственных норм. Впрочем, как это ни странно, но его действия, в конечном итоге, всегда оборачивались на пользу его стране, Франции… Сам он так выразил свою последнюю волю: «Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чём думал и чего хотел». Споры эти длятся, и по сей день.
Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности, стало актуальной проблемой на мировом уровне. Особая роль в формировании толерантности должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию.
Работая со старшими дошкольниками, я поставила перед собой цель - формирование основ толерантной культуры детей дошкольного возраста.
Проанализировав учебно-воспитательный процесс, выявила следующие проблемы:
- отсутствие научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности в семье;
- низкий уровень этнического самосознания современных родителей;
- недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме, поэтому разработала определенные задачи:
- Создание условий для развития гармоничной личности ребенка средствами организации предметно – развивающей среды;
- Воспитание активной жизненной позиции на основе формирования базовых ценностей через духовно – нравственное воспитание личности;
- Расширение социального опыта ребенка в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения и жизни через организацию различных видов детской деятельности.
В дошкольном возрасте во время взаимоотношений с представителями разных культур и национальностей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения друг к другу.
Свою работу основываю на следующих принципах:
- комплексно – тематический подход к планированию;
- личностно – ориентированный подход к участникам воспитательно – образовательного процесса;
- интеграция образовательных областей;
- соответствие форм и методов работы с детьми соответственно возрастным особенностям;
- эмоциональный и практический компонент этнотолерантности;
- предметно – развивающая среда с учетом современных требований.
Работая с воспитанниками, использую различные методы воспитания и обучения.
Метод наглядности использую при чтении художественной литературы, при проведении экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, проведении дидактических игр.
Наиболее эффективный словесный метод представляется в беседах, рассказах, проведении викторин, конкурсов, игр, чтении литературных произведений.
Когда необходимо организовать продуктивную, свободную деятельность, провести экскурсии различной направленности практический метод не заменим.
Так как игра является основным видом и естественной формой жизнедеятельности ребенка, цель которой - освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия, опираюсь на игровой метод воспитания. В процессе игры развиваются интеллектуальные, эмоционально – волевые, нравственные качества, формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей). Предлагаю детям игры и упражнения, направленные на:
- развитие навыков общения: «Угадай-ка», «Кто ушел»; «Я принес тебе подарок»
-развитие чувства дружелюбности: «Ласковое имя», «Комплименты»; «Дружба начинается с улыбки»;
- проявление чувства милосердия и сострадания: «Рукавички»
-развитие умений, понимать настроение окружающих: «Фотография», «Глаза в глаза», «Зеркало»
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в общественных местах, игре, на умение выражать сопереживание и сочувствие людям.
Толерантное отношение формируется и в различных формах работы с детьми, а именно в организованной деятельности, целевых экскурсиях и прогулках, посещение социально – значимых учреждений (библиотека) организации выставок, совместной художественно - творческой деятельности, просмотре мультфильмов и слайд – фильмов, досуговой и музыкально - театральной деятельности, сюжетно – ролевых играх, где основная цель – освоение и практическое применение способов толерантного взаимодействия, изучение и знакомство с традициями соседних народов, фольклорных и государственных праздниках. Все эти формы работы с детьми способствуют воспитанию толерантности, уважению прав людей, окружающих ребенка, друг к другу, семье, обществу.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей, и я стараюсь, чтобы в нем было тепло и светло всем. Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по – своему самобытен и имеет богатые традиции, и Северный Кавказ тому пример. В своей работе использую программу Р.М.Литвиновой по региональной культуре Ставрополья, в которой большое внимание уделяется воспитанию любви, гуманных чувств, милосердию и состраданию. На занятиях, в ходе бесед дети знакомятся с пословицами, поговорками, сказками, считалками, легендами и сказаниями Ставрополья и Северного Кавказа.
Устное народное творчество – неоценимое богатства каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способности и таланта. На примере сказок и пословиц демонстрирую богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства добрососедства, миролюбия, дружбы, взаимопомощи, по обучению правилам человеческого общежития, раскрываю роль фольклора в деле воспитания у детей толерантности.
Взаимодействие педагогов и родителей детей одно из важных звеньев моей работы. Трудно переоценить значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Невозможно сформировать толерантность у детей, как и другое качество, если родители не являются моими союзниками в решении этой проблемы, так как они являются первыми и основными воспитателями детей. Стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми, атмосферой в семье существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В группе детей, воспитателем которой я являюсь, в основе взаимодействия с родителями лежит принцип доверия и уважения, терпения и терпимости друг к другу, взаимной поддержки и помощи.
Работу с родителями провожу в различных формах: открытые показы воспитательно – образовательного процесса, родительские собрания, стенды с информацией и выставками детских работ, фото коллаж и фото вернисаж, а родители оказывают помощь в изготовлении пособий для различных мероприятий, праздников, развлечений, принимают участие в совместной досуговой деятельности, оформление стендов - очень важно пространство в детском саду наполнить «толерантной» атрибутикой: детскими рисунками, красочными плакатами - дети должны знать, что толерантность – это дружба, доброта и терпение.
Воспитание толерантности предполагает взаимную ответственность сопереживание, взаимопомощь участников педагогического процесса, способность вместе преодолевать трудности. В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения добилась следующего:
- ребёнок учится общаться с разными людьми;
- дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня;
- ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях;
- дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей;
- у детей формируются коммуникативные навыки: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;
- дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения;
- осознание причин конфликтов и их самостоятельное разрешение.
Толерантное воспитание предъявляет определенные требования к современному педагогу. Подготовка воспитателя должна соответствовать целям и задачам толерантного воспитания. От его профессиональных знаний и умений, взглядов и убеждений, мировоззрения и личностного потенциала зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности с детьми и с родителями.
Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей.
«Если есть праведность в сердце, будет красота в характере.
Если есть красота в характере, будет гармония в доме.
Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране.
Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире».
Конфуций

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке...

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...

Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель: преодоления трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....