Взаимодействие с родителями при использовании музейной технологии
учебно-методический материал
Взаимодействие с родителями при использовании музйейной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_muzeynoy_tehnologii.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями при
использовании музейной технологии
В своей педагогической деятельности я создаю условия, при которых полученные детьми знания становятся прочными и долговременными, носят актуальный характер для детей и применяются в дальнейшем ими в повседневной жизни. В этом мне помогает активное взаимодействие с родителями. Дошкольники понимают, что они являются участниками создания мини-музея, так как они выбирают тематику, проводят экскурсии как для детей своей группы, так и для младших воспитанников, представленные в музее экспонаты могут быть семейными ценностями, ребята сами принимают участие в творческой выставке со своими работами. Музей будет актуален, как уже говорилось, лишь при активном взаимодействии детей, родителей и педагога. Поэтому наши родители всегда с нами.
Для укрепления и усовершенствования взаимоотношений с семьями воспитанников, которые способствуют целостному развитию личности дошкольника, а так же для повышения педагогической компетентности родителей выделила следующие аспекты работы с семьей:
- показать родителям особенности и возможности интеллектуального
развития ребенка;
- направить внимание родителей на развитие у ребенка потребности к
познанию, формирование умений общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому родителям необходимо помнить о важности детских вопросов. Ни в коем случае нельзя оставлять их без внимания, а стремиться находить ответы в совместных обсуждениях и размышлениях, наблюдениях, посещении выставок, галереи, музеев.
- вовлекать родителей в активное взаимодействие с детьми в различных
видах деятельности.
Взаимодействие с семьей проводила по двум направлениям:
1) в первую очередь это педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;
2) привлечение родителей в активную деятельность совместно с детьми и педагогом, что придаёт педагогическому процессу свободу и открытость. При взаимодействии с родителями применяю следующие формы работы:
- семейные выставки: - "Моя мама – мастерица", "Вместе с папой"(скворечники) , "Старинные новогодние игрушки" (семейные старинные игрушки), - каждый родитель талантлив по своему: кто то вкусно готовит, другой мастерит из дерева, вышивает, творит чудеса из бумаги, другие гордятся и могут представить семейные реликвии;
- проведение тематических дней: - "Бабушкино рукоделие", "Цветные недели", "День любимой книжки" , "Награды моего деда" (настоящие награды, полученные в ВОВ), выставка творческих работ в рамках проекта по творчеству П.П.Бажова;
-проектная деятельность: - "Удивительный мир природы", "Значение Книжки малышки в развитии дошкольников", "Птичья столовая", "Здоровое питание", "Матрёшечка - матрёшка", "Нестандартное оборудование для физического развития детей",
- проведение совместных мероприятий - мастер классы и открытые занятия: "Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики", "Рисование цветным песком", "Кукла матрёшка своими руками",
"Здоровое питание", "Использование нестандартного оборудования для физического развития".
- показ презентаций и видеофильмов с участием детей о проделанной работе: "Берегите природу", "Здоровье и физическое развитие детей", "Память на все века";
- встречи с интересными людьми:- "Мама - повар лучше всех", "Мой папа - пожарный".
Перед тем, как начинать разрабатывать музей я проводила анкетирование, для того чтобы увидеть насколько родители знакомы с этой технологией, на родительском собрании проходило обсуждение наиболее непонятных для родителей моментов, давала рекомендации, предлагала памятки. Так же проводила консультации, индивидуальные беседы, выставляла папки передвижки с ознакомительной информацией по созданию музея.
С начала работа по организации музея немного пугала родителей или они относились к этому без особого внимания. Затем переходя от одной выставки к другой, участвуя в разнообразных мероприятиях, в поиске экспонатов и интересной информации о них, изготовлении творческих работ, родителям стало интересно узнавать что то новое. Они уже сами с увлечением помогали детям в организации музеев и выставок. Благодаря участию родителей в этой деятельности, мы узнали о них много нового: об их увлечениях и интересах, семейных традициях и реликвиях. Нам удалось сформировать у родителей желание быть активными участниками в жизни группы и ДОУ.
Началась наша деятельность по созданию мини-музеев в младшей группе. Первая выставка - экспозиция была организована в рамках проекта "Разноцветный май", для которой дети совместно с родителями приносили игрушки определённого цвета, которому был посвящён данный день, одежда детей так же соответствовала данному цвету. Этот проект помог закрепить у детей знания о цвете. Далее был проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста". В рамках данного проекта была показана презентация о дидактических играх и пособиях, проведён мастер-класс, а так же рассказано о значении сенсорного развития для детей, где было предложено родителям изготовить такие пособия своими руками. Далее по такому же плану был проект "Нестандартное оборудование для физического развития детей". В результате реализации этих проектов в группе появились очень яркие экспозиции пособий, которыми с увлечением и огромным интересом пользовались дети, а так же педагоги других групп.
В средней группе особое внимание привлёк проект "Моя любимая книжка малышка". Родителям было предложено изготовить книжку малышку своими руками совместно с детьми. Экспозицию составили книжки с разнообразной тематикой: это и книжка с загадками, книжка - "машина" - в ней были собраны машины разных марок, ребёнок, который готовил книжку с папой мог назвать марку любой из них, книжка со стихами, книжка с животными, особый интерес привлекла книжка со сказкой, которая была сделана папой с сыном, она была сделана в объёмном формате. Но, а мы с ребятами изготовили книжку, по которой можно было изучать цвет и форму. Экспонаты этой выставки ребята демонстрировали другим группам и рассказывали о них. Свой творческий потенциал и ловкое уменье родители могли продемонстрировать в выставке из природного материала, которая вошла в экспозицию всего детского сада "Моя мама мастерица", выставке кормушек для птиц, которые далее участвовали в конкурсе "Помоги птицам на муниципальном уровне".
В старшей группе запомнилась выставка детских коллекций, где ребята представили свои интересные экспонаты и увлечения - это и значки, и открытки, бижутерия, модели машинок, разнообразные динозавры, киндер игрушки, куклы. Каждый с особой гордостью рассказывал о своей коллекции. В рамках проекта "Матрёшечка-матрёшка" родителями и детьми были представлены в мини-музее куклы из разного материала: ткани, бумаги, фетра, деревянные матрёшки, старинные куклы, которые сохранились от бабушки. Благодаря этой экспозиции дети познакомились с историей возникновения куклы, увидели какими куклы были в старину. Для родителей был проведён мастер-класс по изготовлению стариной куклы-оберега из ткани без использования иглы. К новому году в мини-музее появилась экспозиция старинных новогодних игрушек. Для этой выставки ребята приносили игрушки, которые были приобретены ещё бабушками и бережно хранятся в семье. Для детей была проведена квест-игра, при прохождении которой они узнали историю возникновения новогодней игрушки, о материалах из которых они изготавливались и как изменились в современном мире. В рамках экологического воспитания ребятам запомнилась выставка гербария листьев деревьев нашего посёлка. Ребята самостоятельно выбирали дерево, о котором представят свою работу (гербарий листьев, название, описание, где растёт, семена, изменения по временам года) и с интересом рассказывали о деревьях на экскурсии. Благодаря этой экспозиции дети познакомились с деревьями, на которые раньше даже не обращали внимание.
В подготовительной группе особенно запомнилась экспозиция к Дню победы. Девочка из нашей группы принесла настоящие награды и медали дедушки, который участвовал в ВОВ. Его фотографию и медали семья бережно хранит, а историю передают подрастающему поколению. Интересными были выставки "Камни Урала", где ребята увидели какое многообразие камней существует в нашем регионе, и для чего они используются. В рамках реализации данного проекта мы посетили настоящий музей камня в нашем посёлке "Кристалл". Благодаря экспозиции "Лекарственные растения" ребята познакомились какие из них растут у нас и какую пользу приносят. Для родителей был проведён мастер-класс, где они узнали от какого недуга помогают лекарственные травы. Организация мини-музеев "Удивительная тарелочка" и "Волшебство из дерева" проводились для всего детского сада. Экспозиции получились очень богатыми и колоритными. Здесь были представлены и современные экспонаты, и предметы старины, а так же дорогие сердцу семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Оказалось, что папа одного ребёнка высококлассно владеет резьбой по дереву. Им были представлены необычайной красоты работы: "Резной дом", "Шкатулка", "Салфетница", "Самолёт", "Сани" и др. Данные мини-музеи научили детей сохранять семейные традиции, семейные реликвии и ценности.
Заключительным этапом данной работы, является демонстрация результатов для детей и родителей: показ небольших видеофильмов или интерактивной презентации. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов над созданием музея, сделала взаимоотношения более близкими и доброжелательными, способствовала сближению и пониманию друг друга.
Использование в своей работе музейной педагогики способствовало развитию у детей следующих качества:
- мини - музей активизировал у детей познавательный интерес, они стараются как можно больше узнать нового по заданной тематике;
- экспонаты детского музея расширили кругозор детей;
- музей позволил закрепить и углубить имеющиеся знания, полученные при создании музея стали более крепкими и осознанными;
- музей даёт возможность сделать самостоятельный выбор каждому ребёнку;
- музейная практика даёт возможность использовать разнообразные формы и методы работы с детьми;
- мини – музей отвечает всем предложенным Федеральным Государственным Стандартом требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (информативность, мобильность, гибкость пространства, безопасность);
- информация в музее стала наглядной, носит образный характер, способствует активизации визуального мышления, является эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;
- деятельность музея носит просветительный и образовательный характер;
- укрепила взаимоотношения с родителями.
Со временем к созданным мини-музеям внимание детей не угасало. Музейное пространство всегда привлекает к себе детей, даже в свободное время. Активное участие в создании музея сделало его для детей очень близким и своим для каждого. Мини-музеи привлекают внимание детей своей открытостью и возможностью, ведь здесь на чувственном опыте можно познакомиться с каждым экспонатом. Такой музей - это место, где ребёнок чувствует себя свободно, что присуще детскому поведению: приходить ежедневно, самостоятельно устанавливать экспонаты, рассматривать, взяв в руки, что-то изменять по своему усмотрению. Здесь не нужно просто наблюдать, а необходимо проявить свои творческие возможности, включая его семью. Таким образом, мини – музей становится элементом научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад – музей - школа», и является ступенью подготовительного этапа ребёнка к школе.
Использование музейной практики в своей работе способствовало формированию у детей : познавательно – исследовательских умений, умение поставить для себя вопрос или задачу, подготовить информацию и найти способы их решения, умение работать с полученной информацией (анализировать и синтезировать новые знания), находить причинно-следственные связи, обосновывать свои суждения.
Заключение
Музейная педагогика позволяет использовать развивающее вариативное образование, которое опирается на зону ближайшего развития дошкольника и учитывает его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и способности.
Мини-музей является инновационной, современной формой взаимодействия с детьми и родителями. Погружение в новую предметно-информационную среду, позволяет его участникам делиться своими впечатлениями и чувствами и переживаниями, которые можно отразить в совместной продуктивной деятельности; развивать творческие способности, не только изобразительные, но и речевые и интеллектуальные, они способствуют расширению словарного запаса, формированию связной речи, развитию мышления и ручной умелости.
Систематизированная работа воспитания музейной педагогики объединяет детей. Использование творческих заданий позволяет активно развивать познавательный интерес, так как дети находят способы решения для создания экспозиции, опираясь на свой опыт и знания. Удовлетворяя познавательные и образовательные потребности личности, познавательная среда музея и окружающего мира является для ребёнка практически воспитателем, так как способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка. Данная работа, основанная на совместной деятельности позволяет напрягать детский ум, зарядиться эмоционально, обогатить его социальный опыт, развивать индивидуальные способности.
Можно сказать что, мини-музей в нашем современном мире является наиболее идеальным вариантом в процессе воспитания, ведь созданные своими руками мини-музеи важны не только своими экспонатами, а главное, содержанием проводимой воспитательной работой с детьми.
Использование музейной педагогики в своей работе показало, что создание коллекций развивает у детей любознательность и познавательную активность, инициативность, креативное мышление, коммуникативные качества, формирует исследовательские способности, желание быть аккуратным и внимательным.
Данная работа способствует укреплению взаимоотношений воспитателей, родителей и детей, что способствует развитию духовно -нравственного воспитания детей. Родители проявляют активную позицию, заинтересованы в информации о педагогическом процессе, задают вопросы,
оказывают посильную помощь. Становятся полноценными участниками в образовательном процессе ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О взаимодействии с родителями при реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ
В статье говорится о том, что цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и в...
Взаимодействие с семьями с использованием современных технологий и форм.
Презентация о том, какие интересные формы работы можно использовать при работе с родителями воспитанников, и как с помощью этих форм сплотить родительский состав группы....
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Использование музейных технологий в работе с детьми с ООП
Одной из главных задач образовательного процесса является художественно-эстетическое воспитание, формирования личности, воспитания ее эстетической культуры. Музеи имеют большее значение в духовной жиз...
Консультация для родителей "Использование музейных технологий, как средство изучения родного края"
Консультация для родителей средней группы....
Консультация для родителей. Использование музейных технологий, как средство изучения родного края.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей респуб...
Методические рекомендации по использованию музейной технологии в педагогической деятельности.
Методические рекомендации по использованию музейной технологии в педагогической деятельности....