«Сказки А.С. Пушкина как основа формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

«Сказки А.С. Пушкина как основа формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoy_seminar_pushkin.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы представляем детский сад 79 Калининского района Санкт-Петербурга.

Василиса Игоревна Хасдан, старший воспитатель, Виктория Константиновна Лаврентьева, воспитатель и Юлия Андреевна Чумакова воспитатель.

Сегодня мы хотим поделиться опытом работы по теме «Сказки А.С. Пушкина как основа формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Все мы понимаем, что дошкольное детство это период, в котором происходит развитие личности ребенка: он становится социальным субъектом, приобретает определенные социальные роли, развивается в интеллектуальном и физическом плане, духовно и нравственно.

2 СЛАЙД

Обратимся к Федеральной образовательной программе. На слайде представлены целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания детей к трем годам, а также на этапе завершения освоения программы. Главные ценности – это жизнь, милосердие, добро. Так как же сформировать в ребенке эти ценности в духовно-нравственном направлении?

Нечасто бывает, что писатель сказок знаменит на весь мир. А. С. Пушкин сделал огромный вклад в развитие русского литературного языка. Его произведения легко узнать среди всех остальных. Первое, с чем знакомятся дети – это сказки. Невольно возникает вопрос, чему учат сказки Пушкина?

Мы опираемся на 5 сказок А.С. Пушкина с разными сюжетами. Но во всех четко прослеживается главная мысль: «Нужно быть благодарным, за то, что имеешь, знать меру и не жадничать».

3 СЛАЙД

Теперь вопрос к вам, коллеги: из какой сказки представлен данный отрывок?

«Ветер по морю гуляет 
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо 
острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят»

Верно, это сказка о царе Салтане.

4 СЛАЙД

«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».

Верно, сказка о рыбаке и рыбке.

5 СЛАЙД

Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Сказка о попе и работнике его Балде.

6 СЛАЙД

Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел

Сказка о золотом петушке.

7 СЛАЙД

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

8 СЛАЙД

Какие формы и методы работы мы используем по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста? Для этого мы предлагаем сыграть в игру – «Бабушкин сундук». Задача проста: вам нужно достать предмет, назвать его и назвать форму работы, к которой относится данный предмет.

9 СЛАЙД

Картинки:

- памятник А.С. Пушкин (целевые прогулки)

- музей (экскурсии)

- иллюстрации (беседы)

10 СЛАЙД

- мяч, ходилка (игры)

- книга (чтение)

- погремушка (праздники, развлечения)

11 СЛАЙД

- краски, пластилин (занятия)

Таким образом, можно сделать вывод, что через все формы работы, может проходить формирование духовно-нравственного воспитания детей на основе сказок А.С. Пушкина.

12 СЛАЙД

Что же кроется в самих сказках? Какую главную мысль мы, совместно с автором, должны донести до детей?

- Сказка о царе Салтане?

О царе Салтане

Зависть до добра не доводит, а ложь, даже самая продуманная, в конце раскрывается. Милость царя показывает, что искреннее раскаяние достойно прощения.

О рыбаке и рыбке

Алчность ослепляет и лишает всего, что мог бы получить человек, знай он меру. Благодарность не может быть бесконечной, и не следует ей злоупотреблять.

13 СЛАЙД

О попе и работнике его Балде

 «Скупой платит дважды». Смекалка помогает выйти победителем. Жадный поп не хотел платить за работу Балды, и не думал наперед, что придется расплачиваться. Но час расплаты всегда приходит, и плата за труд должна быть справедливой.

О золотом петушке

Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь сдержать свое слово. За нарушение обещания можно дорого поплатиться.

О мертвой царевне и семи богатырях

Гордыня, злость и зависть не приносят счастье. Чистая душа – главная красота в человеке. Нужно поступать по совести, преодолевать препятствия, и не опускать руки. Тогда сама судьба подскажет выход из сложной ситуации, подарит счастье и исполнение мечты.

В сказках Пушкина есть великая мудрость: «Добро всегда побеждает зло, ложь рано или поздно раскрывается, а злодей остается ни с чем». Местами мрачноватые, но полные чудес, они остаются в памяти на долгие годы. Произведения автора вне времени. Их хочется перечитывать, чтобы снова и снова переживать ощущение волшебства, справедливой победы добра. Образы, которые рисуются в воображении, могут быть использованы для творчества – собственных стихов, сказок, музыки или рисунков и являются основой для формирования духовно-нравственных ценностей.

14-15 СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...