открытое мероприятие: " Использование аппликации в развитии творчества дошкольников"; Квест-игра " Эмоции"
презентация к уроку (старшая группа)
Познавательное занятие для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_applikatsii_v_razvitii_tvorchestva_doshkolnikov.docx | 18.29 КБ |
kvest_-_igra_emotsii.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 "Радость" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Выступление
На педагогическом совете
«Использование аппликации в развитии творчества дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Ющенко Надежда Владимировна
Новочебоксарск , февраль 2023г
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. .
Аппликация- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) – это вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне.
Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Для того чтобы творческая деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно необходимо придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
-Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
-Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
-Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний
-Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания .
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность
Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание - Аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется и затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус .
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.).
Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.).
Декоративная аппликация включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы: из салфеток, из сухих растений, из ваты, ватных дисков, обрывная, из крупы и семян, квиллинг, из песка, объемная, пластилинография и т.д.
Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом — это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги. Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой — закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Занятия аппликацией способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Предварительный просмотр:
Конспект квест-игры для старших дошкольников: «Путешествие в страну эмоций»
Актуальность темы.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике;
- развивать саморегуляцию воспитанников (саморегуляция - сознательное управление своими переживаниями, и их изменением)
- создать комфортный психологический климат в группе, бодрый и радостный настрой;
Состав группы:
Возраст участников: 5-6 лет;
Количество детей: 6-8 человек;
Продолжительность занятия: 25 мин.
Ресурсное обеспечение: аудиозаписи и колонка (музыка - веселая, грустная, страшная, спокойная) видео детей, которые показывают эмоции; ткань-парашют; спортивный инвентарь для инсценировки «пещеры», «горы»; пиктограммы эмоций, ткань для озера, коробка-посылка, куклы - гномы, картинки животных с различными эмоциями, зеркало, ватман, цветные мелки-карандаши.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Воспитатель. Сегодня к нам пришло очень много гостей давайте с ними поздороваемся стихом:
Зазеленеет даже пень
Услышав - Добрый день!
2. Упражнение «Давайте поздороваемся с Другом»
Цель: снять напряжение, создать эмоциональный комфорт.
Приветствие необычное. Давайте поздороваемся различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.
3. Беседа учителя-логопеда с детьми «Что такое эмоции?»
- Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.
- А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое ... ..)
- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?
(По выражению лица).
- Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!
- Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).
- Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).
- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
4. Игра «Отгадай эмоцию». (Видео).
5. Сюрпризный момент: «Письмо к детям».
Стук в дверь. К нам пришла посылка. В посылке письмо. Интересно от кого это?
Давайте прочитаем!
«Дорогие друзья, (имена участников). Я знаю, что вы на ваших занятиях учитесь узнавать и передавать различные эмоции. Также я знаю и вижу, что это у вас очень хорошо получается! Для меня это так приятно! Потому что это самое необходимое знание в нашей стране - стране эмоций! Я хочу пригласить вас всех в путешествие в нашу страну! Я подготовила для вас некоторые задачи, если вам удастся справиться с ними, в конце путешествия вас ждет приятный сюрприз. Если вы согласны, то, желаю вам прекрасного путешествия!
Подпись: Фея Эмоций
Ну, что, отправляемся в путешествие? Полетели ...
«Полетели путешествовать,
чтобы обо всем на свете знать,
В мир эмоций мы отправимся,
Со всеми задачами мы справимся!»
6. Первая остановка - «Поляна Радости».
Звучит веселая музыка.
- Кого вы видите на этой поляне? (Радостный Гномик).
- А какое у него настроение?
- Дети, а что такое радость? (Ответы детей)
К примеру:
«Радость - это когда всем весело, все радуются»
«Радость - это когда у всех праздник»
«Радость - это когда подарили куклу»
«Радость - это когда мама разрешает смотреть мультики»
«Радость – это когда папа приехал из командировки»
- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей)
Психологический этюд «Кто как радуется» (задание от гномика).
Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:
- При встрече с мамой;
- Когда встречают гостей в свой день рождения;
- Когда едут с родителями на море;
- Когда идут в цирк;
- Когда идут в гости;
Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.
Веселая игра с парашютом.
7. Вторая остановка - «Озеро печали»
- Дети, на что это похоже? Да, какое-то озеро. Но почему-то никто здесь не плавает, не растут никакие растения. А давайте узнаем, кто живет в этом озере. (Каждый опускает руку в озеро и берет животное).
- Посмотрите на этих животных. Что с ними? Грустные глаза, нет улыбки . (печаль)- Что произошло в этом озере? Почему здесь такие все грустные? (Аудиозапись животных) «Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?»
- Детки, а у вас бывает грустное настроение?
- А как можно поднять настроение? (Ответы детей)
- Детки, поможем им превратить печальное лицо в веселое? (Наклеивают веселые лица).
- (Аудиозапись животных) «Спасибо, ребята, вы нам помогли! Теперь мы знаем, как поднять себе настроение»
- А нам пора ехать дальше ...
8. Третья остановка - «Пещера страха»
Мы добрались до пещеры. (Аудиозапись)
Упражнение «Страшные звуки»
(звучит муз. Э. Грига «В пещере горного короля»)
- Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей).
- Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей)
- Наверное здесь кто-то живет, давайте посмотрим? (Гномик Страх).
- Как вы догадались?
Читают записку гномика. «Научите меня преодолевать страх!»
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют все вместе эти слова. Когда ведущий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, льва, волка), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится ведущим и продолжает игру.
Упражнение «У страха глаза велики»
А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук). А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).
А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
- А нам пора ехать дальше ...
9. Четвертая остановка - «Гора Злости»
- Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Гномик Злость)
- Как вы догадались?
- Что у него с ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.
- Что происходит с бровями? Покажите! Нос сморщивается.
- Что происходит с глазами? Покажите!
- Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Придумывают ситуацию)
Упражнение «Зеркало»
Дети перед зеркалом изображают злость.
Игра «Мамы злятся, когда ...»
Дети садятся на стулья полукругом. Воспитатель задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
- Мамы злятся, когда едят мороженое.
- Мамы злятся, когда дети не убирают игрушки.
- Мамы злятся, когда им дарят подарки.
- Мамы злятся когда, дети не послушны.
- Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.
- Мамы злятся, когда их любят.
- Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!!!!
- Нам пора возвращаться в детский сад ....
10. Рисунок «Цветок настроения»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, покой - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению. После этого дети разрисовывают каждый свой лепесток.
Обращается внимание на «лепестки», имеющие темный цвет, спросить у детей, почему у них такое настроение.
12. Ритуал прощания.
Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творчества дошкольников» на тему «Мы не ели, мы не пили, бабу снежную лепили»
Познакомить родителей с нетрадиционными техникамиаппликации - из ватных дисков....
Проект на тему:" Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд"(старшая группа)
Проект включает в себя работу по: сбору и изучению природного и бросового материала, ...
Конспект открытого мероприятия образовательная область «Речевое развитие» с использованием мультимедийной презентации (младшая группа) Тема: «В ожидании Нового года…»
Конспект открытого мероприятия образовательная область «Речевое развитие» с использованием мультимедийной презентации(младшая группа)Тема: «В ожидании Нового года&hel...
Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»
Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»...
Открытое мероприятие НОД ОО «Физическое развитие» с использованием скандинавской ходьбы. «Если с другом вышел в путь!» (на открытом воздухе), разновозрастная группа от 5-8 лет
Цель:Приобретение опыта скандинавской ходьбы в ходе выполнения физических упражнений в двигательной деятельности....
Конспект открытого мероприятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе. Тема: «Разноцветный зонтик»
Цель: создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме в технике аппликация.Задачи:- учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Побуждать в...
Методическая разработка мероприятия для родителей старших дошкольников Квест-игра «Семейные финансы».
Квест-игра «Семейные финансы».Цель:-вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей...
- Мне нравится (1)