О ЗНАЧЕНИИ КАРТИНОК (КАРТИН) ДЛЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья

Кажарина Ирина Геннадиевна

Занятиям, на которых используется иллюстративный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире. О познавательной ценности таких занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_znachenii_kartinok_v_rannem_vozraste.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

О ЗНАЧЕНИИ КАРТИНОК (КАРТИН) ДЛЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Занятиям, на которых используется иллюстративный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире. О познавательной ценности таких занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и многие другие.

Так, Е.И. Тихеева подчеркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому картины так ценны и значение их так велико».

Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом.

Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции (восприятие, память, речь и мышление, воображение).

Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. В начале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенная последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картину, картинку), т. е. понимать особенности плоскостного изображения. Установлено, что маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз» (И.П. Павлов).

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом), без лишних отвлекающих внимание деталей (например, мяч, яблоко, огурец, матрешка, лопата, ведро и т. п.).

При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т. е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Если такую работу начать с ребенком в конце 1г или в начале 2 года жизни, то уже с 2,5–3 лет (не говоря о 4–5 годах) он может не только продуктивно рассматривать достаточно сложные сюжетные картинки и картины, замечая детали изображения, описывать изображенное, но и выполнять более сложные умственные действия на подбор, группировку, классификацию изображений по словесной инструкции взрослого. Такая умственная активность имеет прямое отношение к аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий. Иными словами, она развивает мышление (ребенок умнеет).

Работа с картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т. п. Затем следуют серии на основе дальнейших обобщений: «Посуда столовая» и «Посуда чайная»; «Животные домашние» и «Животные дикие»; «Птицы», «Насекомые» и др.

Как уже говорилось, в начале 2-го года к детям приходит понимание того, что каждый предмет имеет свое название. «Это что?» — спрашивает маленький исследователь, совершая первое открытие в своей жизни. Таким же откровением становится картинка, на которой изображен предмет. И вновь мы слышим «Это что?». Картинка является уменьшенной копией реального предмета, поэтому предоставляется возможность использования — на небольшом пространстве (стол) — большого количества изобразительного материала.

Как же проходит первая встреча ребенка с картинкой? Замечено, что он еще в самом младенчестве способен «рассматривать», например, рисунок на обоях, но по настоящему он начинает осваивать изображение с начала 2-го года жизни, вначале воспринимая его как обыкновенный предмет, обладающий комплексом физических свойств: цветом, формой, величиной, массой, фактурой, положением в пространстве и пр. Не случайно маленькие дети рвут и обои на стенах, и иллюстрации, причем тем с большим удовольствием, чем красочнее и привлекательнее для глаза изображения. Ребенок поступает так потому, что еще не понимает функционального назначения картинки как предмета, который предназначен не для манипулирования, а для рассматривания.

Когда и как ребенок получает информацию о картинке как особом предмете, как об изобразительном средстве? Это невозможно без участия взрослого. Во-первых, взрослый не должен позволять ребенку рвать картинки: следует отобрать их, сказав: «Этого делать нельзя!», и отдать только в том случае, если ребенок прекращает нежелательные действия. Во-вторых, ребенка следует неоднократно привлекать к рассматриванию картинки, называя то, что на ней изображено. И, наконец, пожалуй, самое главное — это одновременное рассматривание предмета и его изображения, что и «открывает» ребенку функциональное назначение картинки как предмета для рассматривания.

В этот период жизни ребенок познает мир по-своему — на эмоционально чувственной, ориентировочной основе. Прежде всего он усваивает то, что лежит «на поверхности» и поэтому доступно его пониманию. Однако первые знания являются стержневыми в познании окружающего мира. Дети не только накапливают впечатления и расширяют свой чувственный опыт. Главное, они учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам.

Как же детям удается ориентироваться в этих первых, обрывочных знаниях? Что позволяет им уже в ранние годы упорядочить их в систему? Как уже говорилось, познание мира происходит через познание человека. Это центральное звено, которое «держит» весь познавательный процесс. Все прочие сведения об окружающем присваиваются через понимание человека в его связях с миром: человек и его жилище, человек и результаты его труда, человек и домашние животные и т. д. При этом все предметы относятся к одному из четырех видов деятельности человека: бытовой, трудовой, игровой, художественной. При ознакомлении с окружающим и в работе с картинками действует один и тот же принцип обобщения и группировки предметов и их изображений в соответствии с обозначенными выше видами деятельности человека.

Взаимосвязь предметного мира с разными видами деятельности представлена в содержании ознакомления детей с предметами в процессе различных видов деятельности.

Бытовая деятельность. Знакомство с действиями и предметами, необходимыми для удовлетворения потребности в пище (хлеб, молоко, яблоко и другие продукты; тарелка, ложка, чашка и другая посуда); в чистоте (мыло, мочалка, губка, полотенце и другие предметы туалета); в тепле (сапоги, рубашка, платье, шапка и другие предметы одежды и обуви); в сне (подушка, матрас, одеяло и другие постельные принадлежности).

Трудовая деятельность. Ознакомление с некоторыми трудовыми действиями во дворе, в саду, на огороде, а так-же с предметами, необходимыми для их выполнения (лопата, грабли, ведро, метла, лейка и другой садово-огородный инвентарь), трудовыми действиями, связанными с уборкой помещения; починкой, стиркой, глажением одежды; мытьем посуды; приготовлением пищи и т. п., а также с предметами, необходимыми для их выполнения (веник, щетка, утюг и т. п.).

Эстетическая (художественная) деятельность. Знакомство с элементарными действиями, относящимися к художественной и музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование и т. п.), а также с необходимым оборудованием для их осуществления (металлофон, бубен, колокольчики и т. п.; краски, кисти, карандаши и т. п.).

 Игровая деятельность. Ознакомление с некоторыми действиями, выполняемыми с помощью игрушек, предназначенных для отражения бытовых ситуаций (кормление, укладывание куклы спать и т. п.); трудовых действий (стирка и глажение кукольного белья и т. п.), художественной деятельности (пение, танец куклы и т. п.), а так-же для выполнения игровых действий двигательного характера (катание машин, ловля шаров и т. п.) или действий с дидактическими игрушками: подбор, группировка, классификация предметов по различным и общим признакам (матрешки, пирамидки, шары и т. п.).

Главное, что показало исследование: занятия с картинками должны постепенно усложняться («от простого — к сложному»), что диктуется самой природой мозга, законы развития которого необходимо учитывать.

Так нравится ли ребенку «работать» с картинками? Если занятия неинформативны, скучны, «заезжены», в них отсутствует принцип усложнений, — нет. И, наоборот, эта деятельность исключительно интересна, если взрослые, воспитатели и родители, владеют методикой ее организации.

Итак, картины и картинки, как показали исследования, оказывают на детей глубокое эмоциональное воздействие, о чем свидетельствует анализ записи вегетативных компонентов (дыхание, сердечный ритм и пр.) с помощью точной аппаратуры. При рассматривании изображения ребенок находится в состоянии радостного возбуждения, что сопровождается учащением или замедлением сердечного ритма и дыхания (это зависит от того, на каком фоне двигательной активности проходит восприятие картинки). Взрослые должны знать об этом, чтобы отнестись к подбору и подаче изобразительного материала со всей серьезностью.

Установлено, что состояния, сопровождающиеся радостным подъемом, положительной эмоциональной напряженностью, необходимы для роста ребенка и его развития. Вот почему занятия с картинками и картинами полезны не только для умственного развития, но и для физического совершенствования и здоровья детей раннего возраста.

Список использованной литературы:

Л.Н. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. — М.: МозаикаСинтез; М.: ТЦ Сфера,

2003. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение мелкой моторики в умственном развитие ребенка

Об особом месте мелкой моторики в умственном развитие ребенка...

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка.

Умственное развитие дошкольника осуществляется в игровой деятельности. Конструирование - это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особен...

Консультация «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка».

Консультация ждля родителей по конструированию из строительного материала....

Консультация для родителей " Значение конструирования  из строительного материала в умственном развитии  ребенка."

Значение конструирования  из строительного материала в умственном развитии  ребенка....

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка

 Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практиче...

Консультация для родителей "Значение конструирования в умственном развитии ребенка"

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические де...

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка

quot;Игра для дошкольников - это способ познания окружающего"!...