Консультация для педагогов «О чём рассказывает сказка»
консультация
Консультация для педагогов
«О чём рассказывает сказка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_dlya_ped.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«О чём рассказывает сказка»
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как же помочь?
Один из исследователей творчества удачно заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если, не познакомиться хотя бы с одной из существующих.
Художественные произведения в символической форме рассказывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Уже с трех лет они знакомятся с примерами разных жанров литературы: стихи, потешками, сказками, короткими рассказами.
Условно в детской литературе можно выделить два направления. Первое – художественно-познавательная литература. Такие произведения знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Сначала это отдельные короткие рассказы, а затем и книги. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именно к книге за нужными сведениями.
Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка не только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. С этой целью взрослый задает простые вопросы: «О ком этот рассказ? Что они делали?» и т.д. Ребятам постарше можно задавать вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?»
Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Если вы прочитали рассказ об осени, осудите с ним, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь ребенку найти ответ в книге.
Хорошо использовать настольный театр. Существуют готовые наборы кукол. Эти куклы станут для ребенка добрыми друзьями. Куклы легко передвигаются в любую сказку. Дети смогут выражать свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально переживать ее. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно, забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – быть понятным другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагая действия и события.
Словесное творчество детей, с одной стороны, требует развития творческих способностей, а с другой стороны, способствует развитию речи. Игры-драматизации, принятие стихов и их чтение – все это помогает ребенку найти средства интонационной выразительности. Тексты литературных произведений, беседы со взрослыми, материал из которого строится собственно речевое развитие. Взрослый должен подчеркнуть в текстах и беседах новые слова, выделить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать все это богатство родного языка в собственной речи дошкольника. Важно не исправлять речевые ошибки сразу в процессе своего творчества, а отметить потом, как лучше и точнее можно было бы сказать.
Второе направление детской художественной литературы собственно художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их. Это происходит прежде всего в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивает игрушечных зверей перед теремком. Но далеко не всегда и не все дети достаточно полно выражают свое понимание художественных произведений. Если же нет такого выражения, мы никогда не узнаем, что переживает, есть ли за молчанием глубина чувств или полная пустота. Поэтому, нам взрослым, необходимо помочь ребенку научиться свободно, выражать свои мысли и чувства.
Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, эти процессы слиты в единое целое. Но у ребенка они могут быть разделены, хотя и очень условно.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают ее, принимая на себя определенную роль. В игре-драматизации могут принимать участие несколько детей или взрослый с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»
Информация о сказках А.С. Пушкина, знакомство дошкольников со сказками....
Консультация для педагогов "Игровой стретчинг- фитнес - сказка для детей".
Организация и проведение фитнес - сказки....
Май 2018 год. Консультация для педагогов МДОУ детский сад «Сказка» на тему: «Помощь «трудным семьям»
Цель: дать понять ребенку, что он личность, имеющий право на понимание, способный совершенствоваться, обладающий индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения)....
Консультация для педагогов Сказкотерапия - искусство создавать сказки
В сказкотерапии применяются 5 видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Подробнее о них....
Консультация для педагогов "Играем пальчиками в сказку."
Консультация для педагогов "Играем пальчиками в сказку."...
Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»
Цель: формирования представления о роли и значения сказки в жизни дошкольников.Задачи: повышение педагогической и коммуникативной компетенции педагогов в социально – личностном развитии де...
Консультация для педагогов «Как с помощью сказки развивать речь ребенка.»
распространение педагогического опыта...