Алгоритм работы по ознакомлению детей с художественной литературой
учебно-методический материал

Логунова Елена Александровна

Методика воспитателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_raboty_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ  РАБОТЫ  ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  

ЛИТЕРАТУРОЙ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1. Подготовка к восприятию художественного произведения.

     Чтобы вызвать у детей интерес к содержанию, пробудить ассоциации с аналогичными событиями, в которых они сами приняли участие, воспитатель проводит вводную беседу (не более 2-3 минут). Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картиной, небольшим стихотворением, песенкой, загадкой и т.п. Но иногда детям просто сообщают название произведения, имя автора, тему.

2. Первичное чтение.

     При чтении воспитателю обязательно нужно время от времени поглядывать на детей. Лучше всего делать это между предложениями или абзацами. Этот виртуальный контакт имеет огромное значение для понимания детьми мыслей и чувств воспитателя.

     В процессе чтения или рассказывания не следует задавать вопросы или делать замечания – это отвлекает дошкольников. Если недостаточно внимательны, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.

3. Чувственный анализ текста.

    Можно задать вопрос: «Понравился ли рассказ?» или «Кто из героев понравился?». Далее провести анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности). Затем дается установка: «Я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы внимательно слушайте».

4. Вторичное чтение.

    Перед тем как прочитать произведение второй раз, следует задать детям вопрос, например: «Почему рассказ называется именно так?»

5. Полный анализ художественного произведения.

    Прежде всего это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а также использовать разнообразные приемы, облегчающие восприятие художественного произведения.

6. Заключительная часть.

    Не должна занимать более 1-2 минут. Это подведение итогов: педагог еще раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности; упоминает, что понравилось детям. Кроме того, отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказываниям сверстников.

Рекомендуются следующие категории вопросов для бесед с детьми на темы литературных произведений:

  • вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему?);
  • вопросы, направленные на выявление смысла произведения, его проблематики;
  • вопросы, направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешила медведю отдыхать?» - сказка «Маша и медведь»);
  • вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности;
  • вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
  • вопросы, подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем он рассказал нам эту историю?)
  • вопросы, связывающие содержание истории с личным опытом детей.

Приемы анализа текста

     Они весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае   объясняется спецификой художественного произведения и задачами литературного развития. Для полноценного восприятия текста существуют частично – поисковые приемы.

1. Словесное рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе ЗПР

планирование непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе

Тематический план помогает правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане разработаны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой  " От рождения до ...

Ознакомления детей с художественной литературой задачи и содержания работы.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе особенностей восприятия и понимания произведений литературы. ...

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...