Рабочая программа на средний возраст
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа на средний возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_madou_no_421.docx | 96.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 421 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА им. С.Н РОВБЕЛЯ»
630005 Г.НОВОСИБИРСК, УЛ. ДЕРЖАВИНА, 51
тел./факс 224-35-55, e-mail ds-421@mail.ru
СОГЛАСОВАНО педагогический совет протокол № от «» _______2024 г. | УТВЕРЖДЕНА Заведующий __________Пашкович Т.В. Приказ № _ от ______2024 г. |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
МАДОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 421 им. С.Н РОВБЕЛЯ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СОСТАВИТЕЛИ:
Шульженко Александра Сергеевна
воспитатель
высшей квалифицированной категории;
Шеляпин Иван Александрович
НОВОСИБИРСК 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ……………………………..4
1.1.2. Характеристики развития детей 4
1.2. Планируемые результаты освоения программы 11
2.1. Описание образовательной деятельности. 12
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………………..19
3.1. Материально-техническое обеспечение программы. 29
3.2. Методические материалы и средства обучения. 31
3.3. Проектирование образовательного процесса. 35
3.4. Организация жизнедеятельности воспитанников ……………………………….38
3.5. Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды 42
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа образования детей младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с нормативными документами: Нормативно-правовая основа разработки Программы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 14.04.2014 № 919 «О введении Федерального государственного стандарта дошкольного образования на территории Новосибирской области».
5. Приказ Главного управления образования мери города Новосибирска от 26.03.2014 № 257-од «О введении Федерального государственного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Новосибирска, реализуемых программу дошкольного образования».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ города Новосибирска «Детский сад № 421 имени Сергея Николаевича Ровбеля» от 28.08.2015 г.
- Положение о рабочей программе педагога МАДОУ города Новосибирска «Детский сад № 421 имени Сергея Николаевича Ровбеля» от 28.08.2015 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 421 имени Сергея Николаевича Ровбеля» расположено по адресу: 630005 г. Новосибирск ул. Державина, 51, телефоны: 224 – 35 - 55, 224 – 35 - 31, e-mail: ds-421@ mail.ru.
Заведующий МАДОУ д/с № 421: Пашкович Татьяна Васильевна.
Учредительные документы:
- Устав, утвержденный начальником Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 27.11.2014 г. № 1133-од;
- Лицензия А № 0002653, регистрационный № 7321 от 25 апреля 2012 года., выданная Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Срок действия: бессрочно.
Рабочая программа является документом педагогического работника. В рабочей программе представлена модель организации образования во второй младшей группе МАДОУ города Новосибирска детский сад № 421 имени С. Н. Ровбеля». Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября по 31 мая.
Дошкольная образовательная организация работает 5 дней в неделю.
Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни.
Длительность пребывания детей в дошкольной образовательной организации 12 часов (с 7.00 до 19.00).
Образовательная программа МАДОУ разработана на основе Федеральной образовательной программы.
Программа сформирована в соответствии с целями, задачами и принципами, определёнными ФГОС ДО.
- Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы:
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, общение становится ситуативным.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность - начинают формироваться представления о предмете. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, в аппликации развивается восприятие. Конструктивная деятельность осуществляется по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте дети осваивают сенсорные эталоны, воспринимают до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.
Развиваются память и внимание, наглядно-действенное мышление, воображение.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, ярко проявляются в игровой деятельности.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя, а также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Возрастные психофизические особенности воспитанников раннего и дошкольного возраста соответствуют, описанным в Федеральной образовательной программе.
- Планируемые результаты реализации Федеральной программы к 5 годам
- ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;
- ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
- ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
- ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
- ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;
- ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;
- ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;
- ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
- ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
- ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских играх.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с учетом программ и методических пособий.
Обязательная часть
Образовательные области см. примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Социально – коммуникативное развитие стр. 198-203.
Познавательное развитие стр. 203-209
Речевое развитие стр. 209-214
Художественно – эстетическое развитие стр. 215-224
Физическое развитие стр. 224-228
Программно-методическое обеспечение
Примерная общеобразовательная программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Наименование образовательных областей, входящих в заявленную основную общеобразовательную программу дошкольного образования | Парциальные программы |
Познавательное развитие | Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» |
Развитие речи | Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» |
Художественное –эстетическое развитие | − Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» − Лыкова И.А. Парциальная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» − Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» |
Социально-коммуникативное развитие | Тимофеева Л. Л. Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет |
Физическое развитие | Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду» |
Формы организованной образовательной деятельности (Н.А.Виноградова)
Формы организации | |
Индивидуальная организация | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми |
Групповая (индивидуально – коллективная) | Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня облученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения |
Фронтальная | Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения |
Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе МАДОУ «Детский сад № 421», являются игровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа (С.Н. Николаева, И. А. Комарова):
игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами (изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения));
игровые обучающие ситуации с литературными персонажами построены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания;
игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:
Дошкольный возраст (3 года -8 лет) |
|
Каждому виду деятельности соответствуют формы работы с детьми:
Виды деятельности | Формы работы |
Игровая | игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные, драматизации, инсценировки, игры-импровизации,режиссерские игры). |
Коммуникативная | беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги |
Познавательно-исследовательская | наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры |
Восприятие художественной литературы и фольклора | рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театральные игры, различные виды театра. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд |
Конструирование | игры-конструирования из конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала на основе модели, условий, образца, замысла, темы, чертежей и схем; сюжетно-ролевые и режиссерские игры. |
Изобразительная | проекты эстетического содержания, студия, кружок, мастерская, творческие |
Музыкальная | слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале. |
Двигательная | подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале,физические упражнения, физ.минутки и динамические паузы, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная),ритмика, ритмопластика,игры-имитации, хороводные игры,пальчиковые игры, спортивные упражнения. Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке. |
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта можно выделить следующие группы методов реализации Программы:
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.
Перспективный календарно-тематический план
См. приложение 1.
Ежедневное планирование совместной деятельности педагога и детей
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 половина дня | ||||
Беседа - название, цель беседы. Работа в уголке природы - имя ребенка, что делал. Дидактические игры (2-3) - название, цель игры. НОД - по расписанию. Указываем образовательную область, тему, цель. Индивидуальная работа (например, социально-коммуникативное развитие) -название игры, цель, имена детей. Подвижная игра - название, цель игры. Прогулка №1 (вписывать номер карточки, имена детей). | Беседа - название, цель беседы. Дидактические игры (2-3)- название, цель игры. НОД - по расписанию. Указываем образовательную область, тему, цель. Индивидуальная работа (например, речевое развитие) - название игры, цель, имена детей. ОБЖ - смотреть папку по ОБЖ. Прописывать тему, цель. Дыхательное упражнение-название, цель. Прогулка №1 (вписывать номер карточки, имена детей). | Беседа по духовно-нравственному воспитанию - название, цель беседы. Дидактические игры (2-3)- название, цель игры. НОД - по расписанию. Указываем образовательную область, тему, цель. Индивидуальная работа (например, художественно-эстетическое развитие)-название игры, цель, имена детей. Сюжетно-ролевая игра-название игры, имена участников, ход игры. Пальчиковая игра -название, цель. Прогулка №1 (вписывать номер карточки, имена детей). | Работа в книжном уголке - имя ребенка, что делал. Беседа - название, цель беседы. Дидактические игры (2-3)- название, цель игры. НОД - по расписанию. Указываем образовательную область, тему, цель. Индивидуальная работа (например, художественно-эстетическое развитие) -название игры, цель, имена детей. Сюжетно-ролевая игра-название игры, имена участников, ход игры. ПДД / пожарная безопасность тема беседы, цель. Пальчиковая игра - название, цель Прогулка №1 (вписывать номер карточки, имена детей). | Беседа - название, цель беседы. Дидактические игры (2-3)- название, цель игры. НОД - по расписанию. Указываем образовательную область, тему, цель. Индивидуальная работа (например, физическое развитие) - название игры, цель, имена детей. Опытно-экспериментальная деятельность – тема, цель. Подвижная игра - название, цель игры. Прогулка №1 (вписывать номер карточки, имена детей). |
2 половина дня | ||||
Дыхательные упражнения-название, цель. Сюжетно-ролевая игра-название игры, имена участников, ход игры. Индивидуальная работа (например, познавательное развитие)-название игры, цель, имена детей. Дидактическая игра (1-2)- название, цель игры. Чтение художественной литературы - название произведения, цель. Прогулка №2 (вписывать номер карточки, имена детей). | Пальчиковая игра - название, цель. Сюжетно-ролевая игра-название игры, имена участников, ход игры. Индивидуальная работа (например, познавательное развитие) - название игры, цель, имена детей. Дидактическая игра (1-2) - название, цель игры. Чтение художественной литературы - название произведения, цель. Прогулка №2 (вписывать номер карточки, имена детей). | Дыхательные упражнения-название, цель. Индивидуальная работа (например, социально-коммуникативное развитие)-название игры, цель, имена детей. Чтение художественной литературы - название произведения, цель. Дидактическая игра (1-2)- название, цель игры. Подвижная игра - название, цель игры. Прогулка №2 (вписывать номер карточки, имена детей). | Дыхательные упражнения-название, цель. Театрализованная деятельность/художественно-эстетическое воспитание – тема, цель. Индивидуальная работа (например, социально-коммуникативное развитие)-название игры, цель, имена детей. Чтение художественной литературы - название произведения, цель. Дидактическая игра (1-2) - название, цель игры. Подвижная игра - название, цель игры. Прогулка №2 (вписывать номер карточки, имена детей). | Дыхательные упражнения-название, цель. Чтение художественной литературы - название произведения, цель. Дидактическая игра (1-2)- название, цель игры. Индивидуальная работа (например, речевое развитие)-название игры, цель, имена детей. Сюжетно-ролевая игра - название игры, имена участников, ход игры. Прогулка №2 (вписывать номер карточки, имена детей). |
Примерная циклограмма образовательной деятельности на день
1-я половина дня | 2-я половина дня |
Режимные моменты: – утренняя гимнастика; – подготовка к завтраку, завтрак; – подготовка к прогулке, возвращение с прогулки; – подготовка к обеду, обед; – подготовка к сну | Режимные моменты: – подъём, воздушные, водные процедуры; – подготовка к полднику/ужину, полдник/ужин |
Утро Индивидуальная работа (на основе педдиагностики). Совместная деятельность: – игровая; – коммуникативная; – самообслуживание и элементарный бытовой труд; – познавательно-исследовательская; – восприятие художественной литературы и фольклора; – конструирование; – изобразительная; – музыкальная; – двигательная. Самостоятельная деятельность (создание предметно-развивающей среды, проблемных ситуаций в среде, мотивация к самостоятельной деятельности) | Перед 2-й прогулкой Совместная деятельность: – игровая; – коммуникативная; – самообслуживание и элементарный бытовой труд; – познавательно-исследовательская; – восприятие художественной литературы и фольклора; – конструирование; – изобразительная; – музыкальная; – двигательная. Дополнительные образовательные услуги (кружки/секции) |
1-я прогулка Совместная деятельность: игровая; коммуникативная; элементарный бытовой труд; познавательно-исследовательская; двигательная. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики) | 2-я прогулка Совместная деятельность: игровая; коммуникативная; элементарный бытовой труд; познавательно-исследовательская; двигательная. Самостоятельная деятельность |
- | Вечер Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики) |
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители-главные участники педагогического процесса.
Система работы ДОО с семьей | ||
Принципы работы с родителями
| Методы изучения семьи
Беседа с родителями | Формы работы с родителями
Клубы по интересам |
Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста как посещающих, так и не посещающих дошкольное образовательное учреждение и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Задачи:
- приобщать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения;
- формировать у родителей более полный образ своего ребенка, повысить психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявление положительного опыта семейного воспитания;
- содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением;
- популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности района.
План взаимодействия с семьями воспитанников
средней группы
Месяц | Форма работы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Родительское собрание | «Путешествие в страну знаний». «Режим дня и его значение. Создание условий дома для полноценного отдыха и развития детей». | Знакомство родителей с требованиями программы ФГОС воспитания в детском саду детей 4 – 5 лет. | Воспитатели, родители |
Анкетирование | «Сотрудничество детского сада и семьи» | Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада | Воспитатели, родители | |
Консультация | «Развитие речи детей 4-5 лет». | Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. | Логопед, воспитатели | |
Беседа | «Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения» | Дать понять родителям о значении зарядки в жизни детей | Воспитатели, физ. инструктор | |
Октябрь | Конкурс поделок из природного материала | «Осенние чудеса». | Вовлечение воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природного материала. | Воспитатели, родители, дети |
Консультация | «Воспитываем ребёнка» | Информировать родителей о важности данного вопроса | Воспитатели | |
«Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» | Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка | Воспитатели, психолог | ||
Осенний праздник | «Осенние приключения» | Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети |
Открытый диалог | «Драчуны. Как исправить ситуацию» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Совместный поиск путей решения проблем воспитания. | Воспитатель, психолог, родители, у детей которых есть данные проблемы | |
Ноябрь | Фото-коллаж ко Дню Матери | «Счастливые моменты нашей жизни». | Воспитание любви к своей маме, радость и гордость за нее, за ее золотые руки | Воспитатели, дети, родители |
Развлечение | «День матери» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети | |
Консультация | «Леворукий ребенок» | Привлечение внимания родителей к проблемам ребёнка. | Воспитатели | |
Семинар для родителей | «Пальчиковые игры» | Обогащение педагогических знаний родителей | Воспитатели | |
Фоторепортаж | « Наша дружная семья» (фото из жизни детей в группе: игры, занятия, труд) | Формирование у родителей положительного отношения к деятельности детей в детском саду. | Воспитатели | |
Декабрь | Оформление участка | «Зимняя сказка» | Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности. Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества. | Воспитатели, родители |
Выставка- конкурс детских рисунков и поделок | «В гостях у Дедушки Мороза» | Демонстрация творческих способностей детей ,формирование творческих навыков и умений. Развитие взаимодействия родителей и ДОУ. | Родители, дети, воспитатели | |
Консультация | «Как организовать выходной день с ребенком”. | Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. | Воспитатели, родители | |
«Права и обязанности родителей» | Чётко обозначить права и обязанности родителей по воспитанию собственных детей, закреплённые в законодательных документах | Воспитатель (для родителей формально благополучных семей и семей из группы риска) | ||
Праздничное | «Здравствуй, Новый | Развивать желание |
мероприятие | год!». | проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы. | ||
Январь | Беседа | «Здоровый образ жизни в домашних условиях» | Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях. | Воспитатель, мед. сестра |
Консультация | «Детские истерики» | Помочь родителям определить причины появления истерики у детей и способы их решения | Психолог | |
Памятки для родителей | «Искусство наказывать и прощать».“ Как правильно общаться с детьми» | Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности | Воспитатели | |
Час семейных встреч на участке | Игры в снежных постройках и зимние игры | Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместным играм со снегом. | Воспитатели, родители | |
Февраль | Поздравительная стен - газета | «Лучше папы и деда друзей не найти». | Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Включение родителей в совместную деятельность | |
Спортивный праздник с папами | «Если хочешь быть здоров… » | Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре | Воспитатели, физ. инструктор | |
Консультация | «Азбука общения с ребенком» | Обогащать педагогическое умение родителей новыми приемами в общении с ребенком | Воспитатели | |
«Развитие представлений о | Дать углублённые знания о математических | Воспитатели |
цвете, форме, величине посредством развивающих игр» | развивающих играх | |||
Консультация | «Роль отца в воспитании ребёнка» | Информировать родителей о значении роли отца в воспитании ребёнка. | Воспитатели | |
Март | Развлечение | « Мамочка милая, мама моя» | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально- насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети |
Конкурс рисунков | «Мама, мамочка, мамуля» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду | Воспитатели, дети | |
Подарки для любимых мам | «Роднее мамы друга нет» | Воспитание любви к маме,демонстрация сформировавшихся умений и навыков. | Воспитатели, дети | |
Консультация | «Детские конфликты» | Дать рекомендации родителям о способах разрешения детский конфликтов | Воспитатели, психолог | |
«Формирование самостоятельности у детей» | Усиленность ребенка в родительских видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. | Воспитатели | ||
Апрель | Консультация | «Играйте вместе с детьми» | Формировать у детей уровня развития познавательных интересов , путем наблюдения ребенка в разных видах познавательной деятельности. | Воспитатели |
Памятка для родителей | «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Воспитатели | |
Конкурс рисунков и поделок | «Первоцветы» | Демонстрация творческих способностей детей, формирование | Родители, дети |
творческих навыков и умений. Развитие взаимодействия родителей и ДОУ. | ||||
Просмотр различных видов занятий | «День открытых дверей» | Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду | Воспитатели | |
Май | Родительское собрание | «Вот и стали мы на год взрослее» | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. | Воспитатели |
Семейная акция | «Мы выходим на субботник» | Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка | Воспитатели, родители | |
Анкетирование | «Что вы ждете от детского сада в будущем году?» | Выявить у родителей их удовлетворенность работой детского сада | Воспитатели | |
Выставка детской литературы | «Этих дней не смолкнет слава» | Воспитание патриотизма ,сотрудничество с родителями | Воспитатели | |
Акция | «Подарок ветерану» | Вовлечение участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в творческую совместную деятельность по изготовлению подарков ветеранам. | Воспитатели, дети, родители | |
Консультация | Консультация «Опасности подстерегающие вас летом» | Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время. | Воспитатели |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей
Технические средства обучения.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Проектор.
- Магнитола.
Предметно-развивающая среда в группе
Микроцентр «Физкультурный уголок» | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование Картотеки физминуток, подвижных игр |
Микроцентр «Уголок природы» | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. Картотека дидактических игр по экологии Картотека загадок |
Микроцентр «Уголок развивающих игр» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей | Дидактический материал по сенсорному воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования Картотека опытов и экспериментов |
Микроцентр «Строительная мастерская» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы с крупными деталями Мягкие строительно- игровые модули Транспортные игрушки Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.). |
Микроцентр «Игровая зона» | Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта | Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», и т.д. Картотека творческих игр |
Микроцентр «Уголок безопасности» | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения |
Микроцентр «Краеведческий уголок» или «Патриотический уголок» | Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта | Государственная символика, символика Калининского района Образцы русских костюмов (иллюстративный материал) Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы народно- прикладного искусства Предметы русского быта Детская художественная литература |
Микроцентр «Книжный уголок» | Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Наличие художественной литературы Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Материалы о художниках – иллюстраторах Тематические выставки |
Микроцентр «Театрализованный уголок» | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Ширмы Элементы костюмов Различные виды театров (в соответствии с возрастом) Предметы декорации |
Микроцентр «Творческая мастерская» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведений изоискусства Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Картотека игровых упражнений и игр по художественно-эстетическому развитию |
Микроцентр «Музыкальный уголок» | Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности | Детские музыкальные инструменты Магнитофон Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки- самоделки Музыкально- дидактические игры Музыкально- дидактические пособия Картотека музыкальных игр |
3.2. Обеспеченность учебно-методическими материалами
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим миром
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа. ФГОС - Москва: Мозаика-Синтез, 2015
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. ФГОС - Москва: Мозаика-Синтез, 2015
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная группа. ФГОС - Москва: Мозаика-Синтез, 2015
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Вторая младшая группа. ФГОС - Москва: Мозаика-Синтез, 2015
- Наглядно-дидактические пособия:
- Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
- Авиация. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Автомобильный транспорт. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Бытовая техника. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Музыкальные инструменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Посуда. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Спортивный инвентарь. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Школьные принадлежности. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- День Победы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Серия «Мир в картинках» (мир природы):
- Арктика и Антарктика. —М.: Мозаика-Синтез,
- Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез,
- Домашние животные. — М.: Мозаика-Синтез,
- Домашние птицы. —М.: Мозаика-Синтез,
- Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез,
- Животные жарких стран. — М.: Мозаика-Синтез,
- Животные средней полосы. —М.: Мозаика-Синтез,
- Космос. — М.: Мозаика-Синтез,
- Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез,
- Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез,
- Овощи. - М.: Мозаика-Синтез,
- Рептилии и амфибии. —М.: Мозаика-Синтез,
- Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез,
- Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез,
- Овощи. - М.: Мозаика-Синтез,
- Рептилии и амфибии. —М.: Мозаика-Синтез,
- Собаки — друзья и помощники. — М.: Мозаика-Синтез,
- Фрукты.-М.: Мозаика-Синтез,
- Цветы.-М.: Мозаика-Синтез,
- Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез,
- Ягоды садовые. —М.: Мозаика-Синтез,
- Серия «Рассказы по картинкам»
- Времена года. - М.: Мозаика-Синтез,
- Зима. - М.: Мозаика-Синтез,
- Осень. - М.: Мозаика-Синтез,
- Весна. - М.: Мозаика-Синтез,
- Лето. - М.: Мозаика-Синтез,
- Репка. - М.: Мозаика-Синтез,
- Теремок. - М.: Мозаика-Синтез,
- Зимние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез,
- Летние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез,
- Распорядок дня. — М.: Мозаика-Синтез,
- Великая Отечественная война в произведениях художников. Мозаика-Синтез,
- Защитники Отечества. — М.: Мозаика-Синтез,
- Кем быть. - М.: Мозаика-Синтез,
- Профессии. — М.: Мозаика-Синтез,
- Мой дом. — М.: Мозаика-Синтез,
- Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез,
- В деревне. — М.: Мозаика-Синтез,
- Плакаты большого формата
- Овощи. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Фрукты. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Формирование элементарных математических представлений:
- Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 1, 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 3, 4. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4/ 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь. Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный / раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4/4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный / раздаточный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации: практическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий: практическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий: практическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий: практическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: практическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий: методическое пособие - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Наглядные пособия и книги хрестоматии:
- Гербова В. В. Правильно или неправильно: Для работы с детьми 2–4 лет.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 2–3 лет.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 3–4 лет.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4–6 лет.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Раздаточный материал. Для работы с детьми 2–4 лет. Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение».
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3–4 года.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4–5 лет.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5–6 лет.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6–7 лет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
изобразительная деятельность
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа (3–4 года). ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа (4–5 лет). ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014.
конструирование
Базовый комплект
- Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова, И.А. Методические рекомендации к парциальной образовательной программе «Умные пальчики: конструирование в детском саду». — М.: Цветной мир, 2016.
- Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Уч.-метод. пособие. — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Уч.-метод. пособие. — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Уч.-метод. пособие. — М.: Цветной мир, 2016.
- Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Уч.-метод. пособие. — М.: Цветной мир, 2016.
- Лыкова, И.А. Демонстрационный материал к программе «Умные пальчики: конструирование в детском саду» для всех возрастных групп детского сада. — М.: Цветной мир, 2014–2016.
- Лыкова, И.А. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (новые подходы в условиях ФГОС ДО). — М.: Цветной мир, 2014.
Дополнительный комплект
- Лыкова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье. — М.: ИД «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А., Касаткина, Е.И., Пеганова, С.Н. Играют девочки. Гендерный подход в образовании. — М.: ИД «Цветной мир», 2013.
- Лыкова, И.А., Касаткина, Е.И., Пеганова, С.Н. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании. — М.: ИД «Цветной мир», 2013.
- Лыкова, И.А., Рыжова, Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. — М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова, И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги : детский дизайн. Уч.-метод. пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А. Коллаж из листьев : детская флористика. Уч.-метод. пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А., Бартковский, А.И. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Уч.-метод. пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2013.
- Лыкова, И.А. Куколки из сундучка: рукотворные игрушки (32 модели с технологическими картами). — М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Лыкова, И.А. Серия художественных альбомов «С чего начинается Родина» (народное искусство). — М.: ИД «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня. Уч.- метод. пособие. — М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова, И.А. Серия учебных видеофильмов на DVD. Проектирование интегрированного содержания образовательной деятельности в детском саду. Темы: «Луг», «Лес», «Море», «Горы», «Зоопарк», «Дымковская игрушка», «Игрушки», «Бумажный фольклор», «Дорога», «Деревня», «Город», «Сказка», «Театр», «Космос». — М.: Цветной мир, 2014.
- Лыкова, И.А. Учебный видеофильм «Блестящая Олимпиада» // Научно-практический журнал «Обруч». 2014. № 1. (1 п.л.)
- -музыкальная деятельность
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду (готовится к печати).
- Зацепина М. Б., Лямина Г. М., Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с детьми 2–7 лет.
- Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
- Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).
- Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М: Мозаика-Синтез, 2005
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники е детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Зацепина М. Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности во второй младшей группе: методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС (книга готовится к публикации).
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе: методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС (книга готовится к публикации).
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе: методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с.
- Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: методическое пособие / Под общ. ред. Л. Л. Тимофеевой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с.
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Старшая группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 32 с.
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Подготовительная к школе группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 32 с.
- Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2013. № 10. С. 78—94.
- Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности // Детский сад: теория и практика. 2013. № 5. С. 16—26.
- Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
3.3. Проектирование образовательного процесса
Проектирование образовательного процесса происходит на основе модели года, месяца, недели, дня, учитывающих климатические и этнографические особенности, специфику образовательной организации, контингента детей и образовательные запросы родителей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность |
1) Непосредственная образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. | Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда |
Планирование организованной образовательной деятельности
Планирование образовательной деятельности в дошкольных группах
№ п.п . | Образовательные области | средняя группа | |||
Количество ННОД | |||||
1.1 | Познавательное развитие | ||||
Познавательно исследовательская деятельность | Ежедневно | ||||
Основы науки и естествознания | 1 | ||||
ФЭМП | 1 | ||||
Всего: | 2 | ||||
1.2 | Социально - коммуникативное развитие | ||||
Трудовое воспитание | Совм.деят | ||||
Основы безопасности | Совм.деят | ||||
Социализация, нравственное воспитание | Совм.деят | ||||
Всего: | 0 | ||||
1.3 | Художественно-эстетическое развитие | ||||
Музыкальная деятельность | 2 | ||||
Рисование | 1 | ||||
Лепка, аппликация, ручной труд | 2 | ||||
Конструктивно – модельная деятельность, робототехника | Совм.деят | ||||
Всего: | 5 | ||||
1.4 | Физическое развития | ||||
Физическая культура | 3 | ||||
Формирование представлений о здоровом образе жизни | Совм. деят. | ||||
Всего: | 3 | ||||
1.5 | Речевое развитие | ||||
Развитие речи (обуч.гр./логопедич) | 1 | ||||
Художественная литература | 1 | ||||
Речетворчество | Совм.деят | ||||
Всего: | 2 | ||||
Базовая часть составляет: | 12 | ||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 5 | ||||
Требования СанПиН | 12 |
Учебный план
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Образовательная область | Приоритетный вид детской деятельности | Количество | |
Познавательное Развитие | Познавательно-исследовательская (развитие ЭМП, ознакомление с окружающим миром) | 2 | 2 |
Речевое развитие | Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора | 1 | 1 |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация), художественный труд, восприятие художественной литературы и фольклора | 3 | 5 |
Музыкальная | 2 | ||
Физическое развитие | Двигательная | 3 | 3 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Комплекс закаливающих процедур | Ежедневно |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках развития) | Ежедневно |
Модель образовательного процесса на месяц
Группы | Недели | Физическое развитие | Социальное развитие | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Средняя | I | Физкультурный досуг | |||
II | Консультация для родителей | ||||
III | Познавательный досуг | Открытое занятие для родителей* | |||
IV | День здоровья | Кукольный спектакль | |||
*Примечание. Открытые занятия I раз в квартал приуроченные к родительским собраниям. |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Средняя группа |
Новый год |
23 февраля |
8 Марта |
9 мая (День Победы) |
3.4. Организация жизнедеятельности воспитанников
Организация жизни детей в ДОУ опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями:
- оптимальное время для сна – время спада биоритмической активности: с 12 часов до 15 часов.
- оптимальное время для умственной деятельности – время подъёма умственной работоспособности: с 9 до 11 часов, с 16 до 18 часов.
- оптимальное время для физической деятельности – время подъёма физической работоспособности: с 7 до 10 часов, с 11 до 13 часов, с 17 до 19 часов.
- оптимальное частота приёмов пищи – 4-5 раз, интервалы между ними не менее 2 часов, но не более 4 часов.
- оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально выражены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура воздуха, солнечная радиация и др.).
В режиме дня постоянные величины: длительность бодрствования и сна, время приёма пищи. Переменные величины – время начала и окончания прогулок, организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. Время начала и окончания прогулок может корректироваться в соответствии с временами года, климатическими изменениями и пр.
Распорядок дня для детей
Режимный момент | Средняя группа (4–5 лет) | |
Начало | окончание | |
Прием детей, свободная игра | 7:00 | 8:00 |
Утренняя гимнастика | 8:00 | 8:10 |
Подготовка к завтраку, зав- трак, дежурство | 8:10 | 8:40 |
Утренний круг | 8:40 | 9:00 |
Игры, кружки, занятия, заня- тия со специалистами | 9:00 | 10:10 |
Второй завтрак | 10:10 | 10:20 |
Подготовка к прогулке, про- гулка | 10:20 | 11:20 |
Возвращение с прогулки, игры | 11:20 | 11:40 |
Подготовка к обеду, обед, де- журство | 11:40 | 12:10 |
Подготовка ко сну, чтение пе- ред сном, дневной сон | 12:10 | 15:00 |
Постепенный подъем, профи- лактические физкультурно - оздоровительные процедуры | 15:00 | 15:10 |
Подготовка к полднику, пол- дник | 15:10 | 15:40 |
Игры, кружки, занятия, заня- тия со специалистами | 15:40 | 16:50 |
Подготовка к ужину, ужин | 16:55 | 17:25 |
Вечерний круг | 17:25 | 17:35 |
Подготовка к прогулке, про- гулка, уход детей домой | 17:35 | 19:00 |
Двигательный режим детей
Вид деятельности | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в спортзале (в теплое время года - на участке), 5 мин |
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями |
Физкультминутки | Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 15-20 мин. |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно на прогулке 5-10 мин. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5-6 мин. |
Учебные занятия по физкультуре | 2 раза в неделю по 15 мин. |
Спортпрогулка | 1 раза в неделю по 10-15 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в квартал, 20-25 мин |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Спортивные традиции учреждения
Название мероприятия | Срок проведения |
Спортивные досуги, развлечения | 1 раз в месяц |
Детский туризм | Зима-осень |
Зимние олимпийские игры | Январь |
Дни здоровья | Ежемесячно |
Совместный спортивный праздник «Папа, мама и я- спортивная семья» | Февраль |
Спортивный праздник посвященный дню смеха | Апрель |
Летние олимпийские игры | Июнь |
Летний спортивный праздник | Июнь |
Перечень закаливающих мероприятий
Форма Закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-10 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 20 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | до 20 |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа |
с учетом погодных условий | ||
Полоскание горла (рта) после обеда | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7 |
Подготовка и сама процедура | ||
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПиН |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) | 5-10 |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) | 5-15 |
3.5. Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ «Детский сад № 421», группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Деятельность | Оборудование |
Игровая | игры, игрушки, игровое оборудование |
Коммуникативная | дидактические материалы |
Познавательно-исследовательская | натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | оборудование и инвентарь для всех видов труда |
Конструирование | конструкторы разных видов, природные и иные материалы |
Изобразительная | оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал |
Музыкальная | детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др. |
Двигательная | оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для среднего возраста
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №8Рабочая прог...
Рабочая программа дошкольников среднего возраста
Программа является методическим документом для воспитателей ДОУ, разработанная по ФГОС ДО....
Рабочая программа для среднего возраста 4-5 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ средней группы в соответствии с ФГОС ДО на 2017 – 2018 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) №7, №9на 2016-2017 учебный год Разработчики: воспитателиПетрова Т.В.Андрюкова Т.В.Григорьева О.Л.Кошкина А.В....
Рабочая программа на средней возраст
Рабочая программа по ФГОС средняя группа по программе "От рождения до школы" С темами недели на 2018-2019 уч .г...
Рабочая программа воспитателя ( средний возраст)
Нстоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (Авторы: Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова), разработан...
Рабочая программа для среднего возраста
Рабочая программа для среднего возраста...