РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
рабочая программа (средняя группа) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) №7, №9
на 2016-2017 учебный год
Разработчики: воспитатели
Петрова Т.В.
Андрюкова Т.В.
Григорьева О.Л.
Кошкина А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Приложение 3
к образовательной программе
дошкольного образования на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) №7, №9
на 2016-2017 учебный год
Разработчики: воспитатели
Петрова Т.В.
Андрюкова Т.В.
Григорьева О.Л.
Кошкина А.В.
г. Югорск, 2016г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка.
- Введение,
- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы;
- цель, задачи программы
- режим дня;
- режим занятий (непрерывной образовательной деятельности);
- учебный план непрерывной образовательной деятельности
-модель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение дня
2.Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям,
3. Календарно-тематическое планирование по образовательным областям:
- «Социально – коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие» (разделы «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Конструктивно – модельная деятельность»);
- «Физическое развитие» (раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»)
4. Календарно - тематический план внесения изменений в развивающую предметно – пространственную среду групп.
5. План взаимодействия с семьями воспитанников.
- Пояснительная записка.
Введение
Рабочая программа для детей средней группы (4-5 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и учитывает соответствующую примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по следующим образовательным областям:
- «Социально – коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие» (разделы «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Конструктивно – модельная деятельность»);
- «Физическое развитие» (раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»)
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Возрастные особенности воспитанников группы.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные
задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков
из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», 98 99 большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Индивидуальные особенности воспитанников группы №7
Контингент | Количество |
Всего детей | 23 |
Девочки | 6 |
Мальчики | 17 |
Дети со статусом «инвалид детства» | - |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Индивидуальные особенности воспитанников группы №9
Контингент | Количество |
Всего детей | 25 |
Девочки | 8 |
Мальчики | 17 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 1 |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Цель программы:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы:
- Развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у
дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Данные цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Режим дня и распределение мероприятий в средней группе № 7, № 9
(для детей 4-5 лет)
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» (на 2016-2017 учебный год)
07.00-08.10 | Организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП |
08.10-08.20 | Зарядка |
08.20-08.30 | Подготовка к завтраку. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. |
08.30-08.50 | Завтрак |
08.50-10.30 | Организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей. Время НОД составляет не более 40 мин |
10.30-10.40 | Второй завтрак |
10.40-12.20 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
12.20-12.30 | Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
12.30-13.00 | Обед Подготовка ко сну. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
13.00 -15.00 | Дневной сон |
15.00-15.30 | Пробуждение. Закаливание. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
15.30-15.50 | Полдник |
15.50-17.00 | Организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
17.00-17.20 | Подготовка к ужину. Ужин |
17.20-19.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП |
Учебный план
Образовательная область | Непрерывная образовательная деятельность (НОД) | Средняя кол-во | ||
нед | мес | год | ||
«Речевое развитие» | Развитие речи | 1 | 4 | 30 |
«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | Ознакомление с окружающим | 1 | 4 | 30 |
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | 1 | 4 | 30 | |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (РПИД) | - | - | - | |
«Художественно-эстетическое развитие» | Художественное творчество. Рисование | 1 | 4 | 30 |
Художественное творчество. Лепка | 1/2 | 2 | 15 | |
Художественное творчество. Аппликация | 1/2 | 2 | 15 | |
Продолжительность занятия (мин) | 20 | - | - |
Режим занятий (непрерывной образовательной деятельности) на 2015– 2016 учебный год Средняя группа № 9 (4-5 лет) | |
ПОНЕДЕЛЬНИК | Лепка/аппликация 10.05-10.25 |
ВТОРНИК | Развитие речи 09.00-09.20 |
СРЕДА | ФЭМП 09.00-09.20
|
ЧЕТВЕРГ | Ознакомление с окружающим 09.00-09.20 |
ПЯТНИЦА | Рисование 09.00-09.20 |
Режим занятий (непрерывной образовательной деятельности) на 2016– 2017 учебный год Средняя группа № 7 (4-5 лет) | |
ПОНЕДЕЛЬНИК | Ознакомление с окружающим 09.00-09.20 |
ВТОРНИК | ФЭМП 09.00-09.20 |
СРЕДА | Развитие речи 09.00-09.20 |
ЧЕТВЕРГ | Рисование 09.50-10.10 |
ПЯТНИЦА | Лепка/Аппликация 10.05-10.25 |
Модель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение недели (без учёта НОД) Группа №7
№ | Мероприятия | Понед | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Примечание |
Совместная деятельность взрослого с детьми | |||||||
Образовательная область | количество | ||||||
1 | «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность) | утро | 1 раз в неделю | ||||
2 | «Социально-коммуникативное развитие» (труд) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
3 | «Развитие игровой деятельности» (сюжетно-рол.и театрализованные игры) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
4 | «Социально-коммуникативное развитие» (нравственность, патриотизм) | утро | 1 раз в неделю | ||||
5 | «Познавательное развитие» (ФЦКМ) | утро | 1 раз в неделю | ||||
6 | «Познавательное развитие» (ФЭМП) | утро | 1 раз в неделю | ||||
7 | «Познавательное развитие» (РПИД) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
8 | «Речевое развитие» | утро | 1 раз в неделю | ||||
9 | «Художественно-эстетическое развитие» (ИЗО деятельность) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
10 | «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
11 | «Художественно-эстетическое развитие» (КМД) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
12 | Физическое развитие (здоровье) | утро | 1 раз в неделю | ||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||||
1 | «Социально-коммуникативная» (Безопасность, труд, патриотизм) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
2 | «Развитие игровой деятельности» (сюжетно-рол.и театрализованные игры) | утро | вечер | 2 раза в неделю | |||
3 | «Познавательное развитие» (ФЦКМ) | утро | 1 раз в неделю | ||||
4 | «Познавательное развитие» (ФЭМП) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
5 | «Познавательное развитие» (РПИД) | утро | 1 раз в неделю | ||||
6 | «Речевое развитие» | утро | 1 раз в неделю | ||||
7 | «Художественно-эстетическое развитие» (КМД) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
8 | «Художественно-эстетическое развитие» (уголок ИЗО) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
9 | «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальный уголок) | вечер | 1 раз в неделю | ||||
10 | Физическое развитие (физкультурный уголок) | вечер | 1 раз в неделю |
Модель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение недели (без учёта НОД). Группа №9
№ | Мероприятия | Понед | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Примечание |
Совместная деятельность взрослого с детьми | |||||||
Образовательная область | количество | ||||||
1 | «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
2 | «Социально-коммуникативное развитие» (труд) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
3 | «Развитие игровой деятельности» (сюжетно-рол.и театрализованные игры) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
4 | «Социально-коммуникативное развитие» (нравственность, патриотизм) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
5 | «Познавательное развитие» (ФЦКМ) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
6 | «Познавательное развитие» (ФЭМП) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
7 | «Познавательное развитие» (РПИД) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
8 | «Речевое развитие» | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
9 | «Художественно-эстетическое развитие» (ИЗО деятельность) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
10 | «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
11 | «Художественно-эстетическое развитие» (КМД) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
12 | Физическое развитие (здоровье) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||||
1 | «Социально-коммуникативная» (Безопасность, труд, патриотизм) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
2 | «Развитие игровой деятельности» (сюжетно-рол.и театрализованные игры) | УТРО | ВЕЧЕР | 2 раза в неделю | |||
3 | «Познавательное развитие» (ФЦКМ) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
4 | «Познавательное развитие» (ФЭМП) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
5 | «Познавательное развитие» (РПИД) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
6 | «Речевое развитие» | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
7 | «Художественно-эстетическое развитие» (КМД) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
8 | «Художественно-эстетическое развитие» (уголок ИЗО) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю | ||||
9 | «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальный уголок) | УТРО | 1 раз в неделю | ||||
10 | Физическое развитие (физкультурный уголок) | ВЕЧЕР | 1 раз в неделю |
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил
кубики поровну).
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что
он хороший, что его любят и пр.).
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Раздел «Ребенок в семье и сообществе»
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики
и традиций.
Раздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).
Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Раздел «Формирование основ безопасности»
Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
Знакомить с правилами езды на велосипеде.
Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Подвижные игры. Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Дидактические игры. Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).
Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Познавательно – исследовательская деятельность
Продолжать знакомить детей с обобщёнными способами обследования разных объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия.
Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
Учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
Раздел «Ознакомление с предметным окружением»
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода
Раздел «Ознакомление с социальным миром»
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Формировать первичные представления о школе.
Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, ста-
ло 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Раздел «Ознакомление с миром природы»
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может
сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Раздел «Художественная литература»
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Приобщение к искусству»
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура).
Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.
Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.
Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.
Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Раздел «Изобразительная деятельность»
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим
на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
Раздел «Конструктивно-модельная деятельность»
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, вели-
чина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
(в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Образовательная область «Физическое развитие»
Раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел;
ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2016 – 2017 учебный год
Группа №9
Сроки | Формы и | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Участие родителей в образовательной деятельности группы» | Заполненные анкеты 100% участие родителей в образовательной деятельности |
Сентябрь | Родительское собрание: «Особенности развития детей 4-5 лет» , «Обучение детей составлению лимериков» + мастер класс- январь, «Итоги года» + открытый урок- апрель, Семинар практикум для родителей «Играем дома - ТРИЗ технология» (знакомство родителей с играми ОТСМ ТРИЗ). | Протокол родительского собрания |
Октябрь | Совместная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Составление лимериков к объектам при рассматривании картин». | Сценарий совместной деятельности |
Апрель | Совместное развлечение ««Весна красна цветами»» | Сценарий развлечения, фотоматериал |
В течении года | Родительские десанты. - Рассказ о своей профессии «Строитель» - Завалыпич В.А., «Инспектор ГИБДД» - Бушмакин А.А. - Организация экскурсии к перекрёстку, к светофору – Бушмакин А.А., библиотека – Симонова Л.Н. - Мастер – класс Зарипова М.О. «Курочка –ряба из перчаток» - Игры с детьми в помещении и на улице - Павлючук, Зариповы, Ярулины,Хабибулины. - Чтение детям Ригачная Л.Ю., Калугина М.А. - Подбор и показ презентаций Плотникова А.В.-«Наш край», Багизов М.Р. «Безопасность дома и на улице», Казанцева Е.Н. «Как работает телевидение». | Фотоматериал |
Март | Участие родителей в конкурсах: «Мамина школа», «Литературный конкурс». | Дипломы победителей и призёров |
В течении года | Участие родителей в проектах Темы: «Части суток», «Весёлые цифры», «Природные явления». | Паспорт проекта |
Апрель, май | Участие в акции «Мы природу бережём», «Бессмертный полк». «Чистая территория детского сада – чистый город» | Фотоматериал |
Декабрь | Украшение группы к новому году | Фотоматериал |
В течении года | Оформление выставки «День Победы», «Новогодний калейдоскоп», изготовление пособия «Волшебники», игры «Рифмы – рифмовочки», кормушки и скворечники для птиц. | Выставка |
Ежедневно | Индивидуальные консультации | Журнал планирования реализации ООП |
Ежемесячно | Оформление информационного стенда «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Учите с нами», «Упражнения для повторения», «Почемучки» | Материалы для стенда |
План взаимодействия семьями воспитанников на 2016 – 2017 учебный год
Группа №7
Сроки | Формы и | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Участие родителей в образовательной деятельности группы» | Заполненные анкеты 100% участие родителей в образовательной деятельности |
Сентябрь | Родительские собрания: №1 «Психологические особенности развития детей 4-5 лет» Сентябрь. №2 «Обучение детей правильно задавать вопросы» мастер-класс с родителями. Январь. №3 «Объекты и явления живой природы» | Протоколы родительских собраний Петрова Т.В. Андрюкова Т.В. |
Ноябрь | Совместное развлечение КВН «Ромашка вопросов.» КВН «Любознательные гномы» | Сценарий развлечения, фотоматериал Петрова Т.В. Андрюкова Т.В. |
Октябрь ноябрь Декабрь В течении года | Родительские десанты. - Рассказ о своей профессии «Медсестра» - Тимофеева Л.И. Рязанцев А.В. «Полицейский» - Организация экскурсии библиотека – Колчина Е.А. Мальченко Л.А. - Мастер – класс. Мальченко Л.А. Поделка с детьми: «Петушок» Украшение на ёлку. - Игры с детьми в помещении и на улице - Хроменкова А.А. Тарасюк Е.П. Потцеп О.Ю. - Чтение детям Рязанцева А.В. Маркова С.Х. Созыкина Е.А. - Подбор и показ презентаций .-«Мы живём на Севере», «Семейные традиции» Петрунина Г.А. | Фотоматериал Петрова Т.В. Андрюкова Т.В. Фотоматериал Петрова Т.В. Фотоматериал Петрова Т.В. Мальченко Л.А. Фотоматериал Презентация |
В течении года | Участие родителей в конкурсах. | Дипломы победителей и призёров |
В течении года | Проектная деятельность Темы: «Волшебница зима» и «Лаборатория любознательных гномов» | Паспорта проектов Петрова Т.В Андрюкова Т.В. |
Май | Участие в акции «Бессмертный полк». | Фотоматериал |
Декабрь | Украшение группы к новому году | Фотоматериал |
Май | Оформление выставки «День Победы» | Выставка |
Ежедневно | Индивидуальные консультации для родителей. | Журнал планирования реализации ООП |
Ежемесячно | Оформление информационного стенда «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Учите с нами», «Повторяем дома». | Материалы для стенда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старший возраст.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Большая ПолянаТербунского муниципального района Липецкой области «Согласовано»«Утверждено»Председатель ме...
Рабочая программа ранний возраст
Содержание1. Пояснительная записка.2. Возрастные особенности детей раннего возраста.3. Содержание психолого – педагогической раб...
Рабочая программа младшего возраста ( 2 мл. группа)
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №8Рабочая прог...
рабочая программа ранний возраст
рабочая программа ранний возраст...
Рабочая программа - младший возраст
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.0...
Рабочая программа - средний возраст
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от...
рабочие программы разных возрастов
Представлены разработанные рабочие программы на средний, старший и подготовительный возраст...