Проект "В мире сказок"
проект (средняя группа)

Курамшина Раиля Рамисовна

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_skazok_srednyaya_gruppa.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 199 Приморского района

Санкт-Петербурга структурное подразделение ОДО ГБОУ № 199

Познавательно-творческий проект

«Зимняя сказка»

в средней группе №2 «Мир талантов»

                                                                       Организаторы проекта: воспитатели

                                                              Азаренко В.Л., Курамшина Р.Р

Санкт-Петербург 2024г.


Эпиграф:
 «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». В. А. Сухомлинский

Введение: Данный проект развивает устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Книга совершенствует ум, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Встреча детей с героями зимних сказок не оставит их равнодушными. В зиме столько волшебства, столько красоты! Ведь в ней все сказочно! Благодаря зимней сказке, дети узнают, что в году 12 месяцев и каждое время года четко идет одно за другим, что реки зимой замерзают. Для того, чтобы наловить рыбы зимой надо прорубить прорубь. Тихо, холодно в зимнем лесу. Это царство елей и сосен, в котором стоит Дворец Деда Мороза. Дедушка занят работой с утра до вечера: заботливо укутывает снежным пуховым одеялом деревья, стелет пуховые перины на землю. Дети узнают, зачем он это делает. Почему сверкает и скрипит снег. Вместе с девочкой Гердой - смелой и очень доброй - узнают о средствах передвижения на Севере. Заглянув в царство Снежной королевы, подумают, хорошо ли живется маленькому Каю в ледяном дворце. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк», дети увидят старую деревенскую утварь: кадушки, ухват, кочергу, коромысло, сундук и т. д. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную активность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное - новые эмоции к окружающему: к людям, предметам, природе, явлениям. Из сказок дети почерпнут множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.

Через зимние сказки дети узнают много нового о зиме, зимних явлениях, развлечениях зимой, как не попасть в беду. Проект дает детям возможность в течении двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход на новый уровень. Зимние сказки, через изучение по образовательным областям, привьют интерес к

чтению и драматизации сказок о зиме. Проект предоставляет большие возможности для творчества во время продуктивной деятельности, позволяет приблизить обучение к жизни, способствует развитию активности, самостоятельности, умению планировать, работать в коллективе.

Актуальность: Сказка во все времена пользовалась огромной популярностью у детей. Это древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идёт огромное воспитательное значение сказки. В современном обществе тема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна.

Проблема:

Родители перестали читать детям сказки. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Цель проекта: Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе формирования представлений о зиме через зимние сказки.

Задачи проекта:

  • Расширять и углублять знания детей о сказках с новогодними чудесами.
  • Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой

Тип проекта: краткосрочный

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: 09.01.2024 – 22.01.2024 гг.

Участники проекта: педагоги-дети-родители

Предварительная работа:

  • Формулировка цели и задач проекта.
  • Сбор информации и иллюстраций, дополнительного материала по теме проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения.

  • Оформление выставки книг на зимнюю тематику.
  • Пополнение содержания книжного уголка сказками на зимнюю тематику.
  • Подбор музыкальных произведений для разучивания, прослушивания по теме проекта.
  • Организация выставки поделок, рисунков.
  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

Материалы и оборудования: наглядно-методические пособия, книги со сказками, иллюстрации к сказкам, репродукции картин русских художников, диски с аудио-сказками, викторина «Путешествие по сказкам», совместные рисунки детей и родителей, настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки, театральные костюмы, маски, пальчиковый театр, кукольный театр, бумажный театр, магнитный театр, игры с прищепками, стихи, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, игровые и изобразительные материалы.

Аннотация к проекту:

Основополагающий принцип - принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей положительных взаимоотношений между детьми.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

  1. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  2. Принцип наглядности - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  3. Принцип систематичности, последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе.
  4. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  5. Принцип интеграции - приобщение к миру музыки, литературы, искусства, народным сказкам.
  6. Принцип связи с реальностью - осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает какой-то урок.
  7. Принцип осознанности - предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
  8. Принцип контрастного сопоставления - предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
  9. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы, с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение.

   Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

  • Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
  • Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Прогнозируемые результаты:

Реализация проекта ориентирована на получение следующих результатов:

Дети:

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.

• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

• Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

• Содействие творческому развитию детей.

• Развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы

• Воспитание бережного отношения к книге, природе.

• Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Родители:

• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

• Формирование устойчивого интереса к семейному чтению детям.

• Пополнение книжного уголка сказками на зимнюю тематику для группы.

• Привлечение родителей к совместному труду и наблюдению в природе.

Этапы работы по 5 образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
  • Формировать навыки сотрудничества во время продуктивной деятельности.
  • Побуждать детей обращаться к взрослым и сверстникам с вопросами, суждениями.

Познавательное развитие:

  • Конкретизировать и углублять представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
  • Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Речевое развитие:

  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, умение пересказывать отрывки из сказок.
  • Через язык сказок развивать познавательно – речевые способности детей.
  • Обогащать и расширять словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках.
  •  Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
  •  Развивать артистические способности.

Физическое развитие:

  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
  • Знакомить с зимними видами спорта.
  • Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Этапы проведения проекта:

  1. НОД
  • Знакомство с русскими народными сказками: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лиса и волк» и др.
  • Знакомство с авторскими сказками русских и зарубежных писателей:
  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; В. Одоевский «Мороз Иванович»;

Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка»; А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король» и др.

  • Прослушивание звукозаписей детских сказок.
  • Рассматривание иллюстраций по сказкам.
  • Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.
  • Рисование и аппликация сказочных персонажей по теме: «Мой любимый сказочный герой». Выставка детских рисунков.
  • Рисование и лепка по сказке «Заюшкина избушка».
  • Показ настольного театра по сказкам «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

  • Обыгрывание сюжетов из сказок (драматизация) «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Снегурочка».
  • Загадки о сказках и сказочных персонажей. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
  • Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
  • Проведение викторины «Путешествие по сказкам».

  1. Беседы
  • "Моя любимая сказка"
  • "Мой любимы сказочный персонаж"
  • «На кого из сказочных героев ты хотел бы быть похожим?»
  • «Если бы я был волшебником, то…»
  • «Где живет Снежная королева?»
  • «Как живут птицы зимой»
  • «Как рождается снег и иней»

  1. Дидактические игры
  • «Расскажи сказку по серии картинок» (сюжетные картинки)
  • «Играем сказки с любимыми персонажами» (кукольный,
    пальчиковый, бумажный театры), магнитные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка» (магнитные сказки)
  • «Любимый персонаж» (игры с прищепками)
  • «Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки)
  • «Назови сказку» (загадки)
  • «Узнай сказку по зачину» (чтение отрывков)
  • «Что сначала, что потом»
  • «Из какой мы сказки?»
  • «Из какой сказки волшебная вещь?»
  • «Подбери иллюстрацию к сказке»
  • «Найди ошибки» (что перепутал художник в какой сказке)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Одень куклу на прогулку»
  • «Собери снеговика»
  • «Сложи картинку о зимней сказке»
  • «Когда это бывает»

  1. Подвижные игры
  • «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Льдинки, ветер и мороз», «Метелица», «Зайцы и волк», «Белые медведи».
  • Эстафеты «Бег змейкой», «Метание снежков в снежную корзину», «Попади в цель».

  • «Ледяные скульптуры» постройка из снега.
  • «Хоккей» спортивная игра.
  • Зимние забавы: «Снежный бой», «Оленьи упряжки», «Снежные ангелы», «Найди клад».

  1. Исследовательская деятельность
  • «Превращение воды в лед»
  • «Цветные льдинки»
  • «Заморозим»

  1. Сюжетно-ролевые игры
  • «Сказки в шляпе»
  • «Устроим концерт для Деда Мороза»
  • «Прощание с елочкой до следующего года»
  • «Покажи сказку»

7. Чтение художественной литературы

  • В. Одоевский «Мороз Иванович»
  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Н. Сладков «Суд над декабрем»
  • К. Ушинский «Проказы старухи зимы»
  • Х. К. Андерсен «Снежная королева»
  • И. Бажов «Серебряное копытце»
  • Братья Гримм «Госпожа Метелица»
  • В. Даль «Девочка-Снегурочка»
  • Русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Заяц хвастун»
  • С. Михалков «В снегу стояла елочка»
  • С. Маршак «Песня о елке»
  • К. Чуковский «Елка»
  • Е. Трутнева «С Новым годом!»
  • С. Дрожжин «Дедушка Мороз»
  • З. Александрова «Дед Мороз»
  • Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»
  1. Музыкальное развитие
  • Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди.
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
  • Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова»
  • Разучивание песен по теме проекта
  1. Трудовая деятельность
  • Расчистка участка от снега.
  • Катание комков для поделок из снега

  • «Окучивание» снегом деревьев.
  • Мастерская поделок «Кормушки для птиц».
  • Засыпание корма в птичьи кормушки.
  1. Работа с родителями
  • Консультации для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям книги».
  • Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка».
  • Подготовка детей к пересказу сказки «Снегурочка» (рассказывают дети).
  • Папка-передвижка «Зимушка-зима».
  • Акция «Поможем птицам зимой».
  • Папка-передвижка «Безопасность на зимней дороге».

  1. Развивающая среда
  • Книги, видео и аудио сказки на зимнюю тематику.
  • Оформление книжного уголка по теме проекта.
  • Сюжетные картины, иллюстрации, раскраски на зимнюю тематику.
  • Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Сказки со всего света», «Жизнь диких животных в зимнее время года».
  • Фотоальбомы на тему «Зимушка-зима».

     Заключительный этап

  • Викторина по сказкам.
  • Оформление выставки работ по теме «Зимняя сказка».
  • Комплексное занятие по зимним сказкам.
  • Вечер досуга «Сказочная зимушка-Зима».
  • Видео по сказке «Снегурочка» (рассказывают дети).

Результаты проекта

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт.
  • Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы.
  • Познакомились со сказками о зиме.
  • Владеют расширенным словарным запасом.
  • Имеют представление о природе севера России.
  • Знакомы с правилами безопасного поведения в зимнее время.
  • Разработаны рекомендации для родителей.
  • Повышен процент родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
  • Приобретены книги со сказками на зимнюю тематику.
  • Приобретены картины «Четыре времени года» для оформления группы.

Продукты проекта:

  • Поход в театр «Сказкин Дом».
  • Видеофильм в формате «Читают дети» по сказке «Снегурочка».
  • Выставка художественного творчества «Зимняя сказка».
  • Презентация деятельности по проекту.
  • Копилка игр и материалов по зимней тематике.
  • Оформление группы и участка в ДОУ.

Итоги проекта.

В ходе реализации проекта у детей:

     - появился интерес к сказкам, начало формироваться умение анализировать поступки героев, умение отличать добро от зла, умение сочувствовать и сопереживать персонажам сказки;

- развивались творческие способности;

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней;

- познакомились с различными сказками и сформировали представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

- воспитанники конкретизировали знания о зиме и ее приметах, особенностях, о жизни зимующих птиц и животных в зимних условиях;

- освоили сюжетное рисование, познакомились с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования, научились применять полученные знания на практике;

- расширился и активизировался словарный запас;

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении художественной выставки, а также в создании видеофильма по сказке «Снегурочка», подбирали необходимую литературу, иллюстративный материал, музыку.

Выводы:

   Участие в проекте позволило детям не только расширить представления о зиме, как времени года, но и получить эмоциональный отклик на её красоту, научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы, бережно относиться к природе. Особое удовольствие детям доставила продуктивная и исследовательская деятельность. Расширили представления о зимних играх и забавах. Дети получили позитивные эмоции от участия в совместном проекте и участии в видео по сказке «Снегурочка». Родители с большим энтузиазмом откликнулись на призыв принять участие в создании видеофильма в формате «Читают дети», а также выставке рисунков «Зимняя сказка», проявили фантазию и незаурядное мастерство. Участие родителей в жизни группы способствовало укреплению детско-родительских отношений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "В мире сказок"

КВН "В мире сказок" Сценарий мероприятия по гендерному воспитанию...

Сценарий праздника 8 марта "В мире сказок"

сценарий разработан для поздравления мам и бабушек с международным женским днем....

Презинтация по окружающему миру " В мире сказок"

Театрализованная деятельность в детском саду вносит разнообразие в жизнь ребенка. Она дарит ему радость. Создает условиядля развития творческой активности детей, развивает воображение, память, внимани...