Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_hudozhestvenno.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Ханова Марьям Ильясовна
Г.Янаул, МАДОУ ДС №8 «Гвоздичка»
Аннотация.
В современном обществе творчество обладает высокой ценностью. Более того, творческие профессии пользуются большим спросом и занимают одно из лидирующих мест в популярности. Следовательно, одной из актуальных задач педагогики является интеграция в образовательный процесс технологий, способствующих не только приобретению детьми знаний, умений и навыков в различных областях, но и развитию их творческого потенциала.
Ключевые слова: Художественно - эстетическое воспитание, дошкольный возраст, эстетическое воспитание, художественное воспитание.
Текст статьи.
Эстетическое развитие представляет собой как процесс, так и результат формирования способности воспринимать красоту окружающего мира и искусства, а также создавать её.
Основной целью эстетического воспитания и образования является формирование у ребенка готовности воспринимать, осваивать и оценивать эстетические объекты как в искусстве, так и в окружающей действительности. Это включает в себя развитие эстетического сознания, содействие гармоничному саморазвитию, а также формирование творческих навыков и умений в сферах художественной, духовной и физической культуры.
В целом, ключевой задачей развития детского творчества является создание такой среды, где каждый ребенок сможет раскрыть свой творческий потенциал. Важно поощрять и хвалить ребенка, что значительно повысит вероятность его успеха.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными характеристиками детей и могут быть сгруппированы в четыре категории:
– развитие эстетической восприимчивости, накопление эстетического опыта, формирование эстетических эмоций, чувств и интересов; – создание основы элементарного эстетического сознания, которое включает в себя представления и знания, а также эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с различными эталонами, такими как сенсорные, эмоциональные, искусствоведческие и эстетические; – освоение эстетической деятельности, направленное на развитие эстетического и художественного восприятия, формирование начальных умений и навыков в исполнительской художественной деятельности, а также воспитание творческих способностей и стремления привносить прекрасное в повседневную жизнь; – развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
Указанные задачи взаимосвязаны и тесно переплетаются. Важнейшей задачей, объединяющей все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, является задача социально-нравственного развития дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – отмечала она.
К ключевым признакам единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников можно отнести эмоциональный отклик детей на доступные для них явления социальной жизни; стремление сопереживать радости и горести других; активные попытки преобразования быта, даже в игре; желание участвовать в художественном труде, который обогащает жизнь; потребность в совместных действиях и способность радоваться успехам других.
Художественно-эстетическая деятельность детей может проявляться как в свободной самостоятельной форме, так и в специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях проводятся занятия, связанные с художественно-эстетической деятельностью, такие как музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация и занятия по развитию речи.
Одним из самых продуктивных видов деятельности в раннем детстве является, конечно же, творчество. Творчество является важной сферой деятельности детей и способствует развитию воображения и фантазии, а так же развитию эстетического чувства дошкольника. Художественное творчество детей - это один из видов их самостоятельной деятельности, в процессе которой они создают и экспериментируют новыми вещами. Эта деятельность называется самостоятельной, но требует грамотной педагогической поддержки. Педагогическое сопровождение самостоятельной художественной деятельности предполагает использование преимуществен- но косвенных методов, таких как рекомендации, советы и напоминания по созданию среды, предложения научить не которых детей тому, что они умеют делать, использование «артефактов» самостоятельной художественной деятельности в праздниках, развлечениях, оформлении помещений. В настоящее время в дошкольных учреждениях мало специалистов по художественному творчеству, музыкальной деятельности и кружковой работе. Работа всех специалистов требует взаимного сотрудни-чества и координации их деятельности.
Наш прекрасный детский сад №8«Гвоздика» в городе Янаул ничуть не отстает в развитии художественно-эстетического развития. Я Ханова Марьям Ильясовна, воспитатель данного детского сада, использую все методы и приемы. Например, одно из моих направлений- вести кружки по бисероплетению. Занятия бисероплетением успокаивают ум, развивают воображение, учат концентрации и усидчивости, развивают мелкую моторику, координацию движений и гибкость пальцев, что напрямую связано с языковым и духовным развитием. Помимо дополнительного образования, я также работаю над инновационной платформой «Картинная галерея». Цель этой инновационной платформы- познакомить всех участников образовательного процесса с миром живописи и повысить их общий культурный уровень, создав в детских садах картинные галереи и дав им возможность оценить работы великих художников.
Формирование основ эстетического чувства у детей дошкольного возраста является важным направлением методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются живописные произведения. Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, развивать и совершенствовать способность распознавать эстетически прекрасное в искусстве и жизни, правильно понимать и оценивать его. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание- это формирование художественно-эстетического отношения к действительности и стимулирование творческой деятельности в соответствии с законами красоты.
Список используемой литературы:
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности. – СПб.: Издательство Буковского , 2004. – 60с
- Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. – 2002 – С. 32-38.
- Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. -М.: Знание 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстети...
Влияние РППС по художественно-эстетической области на творческие способности детей дошкольного возраста.
Вариативность и доступность РППС по художественно-эстетической области для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.» Эстетическое воспитание занимает одно из важнейших мест в воспит...