Трудовое воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Кольцова

 

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребенка, эффективным приемом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила: Кольцова Л.В.,

воспитатель МДОУ детский сад № 28

«Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости

 и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим»

В.А. Сухомлинский

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребенка, эффективным приемом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребенка.

Согласно ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание – это одно из важных направлений в работе дошкольного учреждения, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Задачи образовательной деятельности в сфере трудового воспитания:

- формирование первоначальных представлений о том, что предметы делаются людьми;

- знакомство детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы;

- формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в группе ДОО;

- знакомство детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, с целостностью трудового процесса, направленного на продуктивный результат;

- формирование представлений детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов;

-знакомство детей с бытовой техникой, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома;

- формирование представлений детей о труде взрослых, знакомство с разными видами производительного и обслуживающего труда;

- формирование представлений детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии;

- формирование элементов культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу;

- организация встреч с представителями разных профессий;

- создание игровых и проблемных ситуаций, использование дидактических игр и упражнений;

- использование приемов одобрения и поощрения при правильном выполнении трудовых действий.

Формы организации детского труда в ДОО:

Поручение – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое-либо трудовое действие;

Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы;

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которых при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно;

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого, цель единая;

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

На этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы установки положительного отношения к окружающему миру, в том числе и к разным видам труда.

В образовательном процессе ДОО это может проявляться в одном из направлений, например «трудовые акции».

К особенностям планирования трудовых акций относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.

Примерные темы организации трудовых акций.

«Трудовой десант - поможем  природе проснуться». Цель: формирование умения старших дошкольников в процессе коллективного труда уточнять представления о разновидностях цветов. Формирование умения правильно сажать луковицы гладиолусов, тюльпанов.

«Зеленый десант на комнатные растения». Цель: формирование умения детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждого из них.

«Зеленый патруль». Цель: формирование умения детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закрепление знаний детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность пи работе с землей, водой и растениями. Воспитание экологической культуры, желания добиться результата, участвовать в общем деле. Привлечение родителей к совместному труду.

«Акция «Семечко и зернышко на запас» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, оформление коробки для сбора семян). Цель: формирование умения детей действовать последовательно при сборе семян; соблюдать при работе культурно-гигиенические навыки. Развитие трудовых умений и навыков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в ходе совместной работы, желания применять полученные знания на практике.

Трудовое воспитание дошкольников способствует осознанию у детей своих обязанностей и создает уверенность в своих силах, готовность трудиться. Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в становлении его социально-личностных качеств. В трудовой деятельности крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу.

Список литературы:

1. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий      с детьми 3-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России          от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября    2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России          6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный   № 71847).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...