Статьи
консультация

Татьяна Викторовна Егорова

Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности дошкольников при организации

театрализованной деятельности

Подготовила

Старший воспитатель

Татьяна Викторовна Егорова

с использованием Интернет-ресурсов

 

   В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- Задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Игры-превращения, образные упражнения;

- Упражнения на развитие детской пластики;

- Ритмические минутки;

- Пальчиковый игротренинг;

- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- Театральные этюды;

- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

- Просмотр кукольных спектаклей.

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры, можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Духовно-нравственное воспитание в детском саду

Подготовила

Старший воспитатель

Татьяна Викторовна Егорова

с использованием Интернет-ресурсов

Духовно-нравственное воспитание в детском саду

Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу.

Сьюзен Гринфилд, специалист в области физиологии мозга

http://www.b17.ru/blog/gadhzet/

Дети во все времена проявляются одинаковое стремление к активному восприятию мира взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

ФГОС ДО

http://www.maam.ru/detskijsad/-duhovnoe-i-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. 

Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.

Задачи

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать.
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
  • Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
  • Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Приёмы

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

- Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.

Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.

- Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

- Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.

- Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.

Методы и средства духовно-нравственного воспитания в детском саду

Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.

Средства духовно-нравственного воспитания — это и трудовые поручения в течение дня («Помоги, пожалуйста, накрыть на стол»), и разучивание песенок и стихотворений (о Родине, друзьях, семье), и изготовление поделок в подарок родителям. Однако существуют специально организуемые педагогом формы нравственного воспитания.

Игры по нравственному воспитанию

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для малыша мир — это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста (1,5–4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект.

К возрасту 4–5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети активно взаимодействуют друг с другом, им нравится перевоплощаться, примерять различные роли. Сначала игровую ситуацию и вариант сюжета подготавливает воспитатель, старшие дошкольники самостоятельно подбирают атрибуты для игры, распределяют роли и придумывают истории. В нравственной сюжетно-ролевой игре детям предлагается действовать в рамках социальных или литературных ролей, которые знакомят с моральными ценностями.

В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры. Они строятся на обозначении воспитателем проблемной ситуации и поиске её завершения/решения воспитанником. Материалом для дидактических игр выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряды сюжетных картинок, стихотворные тексты и т. д.

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию

Предметно-пространственная среда группа включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.

Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:

Средства оформления духовно-нравственного уголка:

  • плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;
  • книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;
  • предметы народных промыслов и быта;
  • дидактические игры и наборы для предметных игр;
  • стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;
  • атрибуты православной культуры.

Кружок по нравственному воспитанию в ДОУ

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция восстанавливать национальные традиции. В детских садах с этой целью функционируют кружки дополнительного образования: по национально-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Работа этих кружков предусматривает обязательное взаимодействие с родителями воспитанников: проведение совместных занятий и бесед, досугов, праздников, участие в выездных мероприятиях (посещение монастырей, музеев, народных гуляний). Со стороны родителей оформляется разрешение или соглашение на проведение тематических мероприятий. Рабочая программа кружка включает в себя цели и задачи функционирования, перспективное планирование.

Развлечения и мероприятия в нравственном воспитании

Внережимная деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии в музей, посещение храма, поход на выставку или производство.

Рассмотрим основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития:

- Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».

- Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ): «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая».

- Досуги по национальным/народным традициям: «Казачьи посиделки», «Русские народные забавы», «Татарские игры и игрушки», «Празднуем Вороний день», «Хантыйские обычаи».

- Экскурсии в музеи

- Просмотр спектаклей (в детском саду или в театре). Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников

Приобщение к музыкальному искусству способствует духовно-нравственному развитию детей. Традиционная система музыкального образованию в детском саду включает богатый фольклорный материал. При этом дошкольники являются в меньшей степени слушателями и зрителями, они — исполнители. Дети разучивают песни о красоте родного края, исполняют народные танцы, участвуют в национальных музыкальных играх.

Детские песенные композиции поэтов и композиторов XX-XXI вв. расширяют представления дошкольников о моральных категориях в жизни человека. С музыкальных занятий и утренников в детском саду через всю жизнь звучат для нас девизом слова песен: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «Если хочешь быть счастливым, честным будь и терпеливым», «Край, который с детства дорог, Родиной зовётся».



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка считать? Советы родителям

Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.

Очень важно, чтобы родители учили ребенка логически мыслить, побуждали его к самостоятельной умственной деятельности. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке Т.к. именно через игру ребенок обучается.

Уже с утра, как только ребенок проснется, можно начинать с ним заниматься: «Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек».

Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. «Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье».

За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: «Сколько тарелочек, ложечек, чашек?», «Всем ли хватит?». Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты.

Основные принципы организации занятий с детьми в семье - это доступность предложенного материала, неформальность, последовательность, систематичность в работе, активность детей. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения.

Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.

Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода. Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка, имеющегося у ребенка опыта и знаний.

В математике важным является количество предметов. Операции с числами сначала не совсем понятны ребенку. Но он понимает, что игрушки, фрукты, различные предметы можно сосчитать. Вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. При этом учить считать можно «между делом».

Вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому чаще просите ребенка принести вам определенное количество каких-либо предметов. Точно так же можно учить ребенка сравнивать и отличать предметы: попросите его принести вам большую ложку или полотенце, которое шире.

Прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое «одинаковые». Вместе с ребенком ищите одинаковые кубики в строительном наборе и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций.

Одновременно ребенок учится сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать и объединять по этим признакам. Чтобы ребенок лучше запомнил названия групп предметов, чаще называйте их: посуда, игрушки, одежда, обувь, головные уборы и т.п. Собираясь на прогулку, говорите: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку - это одежда». Делая уборку в комнате, предложите ребенку: «Давай уберем на место мишку, зайку и машинку – игрушки». Накрывая на стол, говорите: «Чашки, тарелки и ложечки - это посуда». Поиграйте в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите все игрушки, постройте из кубиков домик и скажите, что этот домик волшебный. Жить в нем могут только... собачки. Вместе с ребенком выберите игрушечных собачек и «поселите» их в домик. В следующий раз это могут быть куклы или другие животные и т.п. Когда ребенок освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, например, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два домика: в одном доме живут все большие игрушки, а в другом - маленькие. Эта имеет бесконечное множество вариантов.

Есть еще игра, где дети учатся сравнивать без пересчета одинаковые предметы. Для нее Вам понадобятся две игрушечные грузовые машинки разного размера и несколько кубиков.  Вместе с ребенком положите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Скажите ребенку, что в одной машинке мало кубиков, а в другой – много. Предложите ребенку: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины и скажите: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!». В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Затем предложите ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!».  В одну из машин положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!». Каждый раз, добавляя разное количество кубиков в машинки, можно показывать ребенку, где их больше, а где меньше. В эту игру можно играть и на улице, тогда в машину можно погрузить камешки. Такие математические игры позволят ребенку освоить основные математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

Одним из основных и важных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребенок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его математике будет значительно легче. Спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п. Поэтому как можно чаще просите вашего ребенка самостоятельно считать предметы вслух. А также считайте разные предметы вместе (книжки, мячи, игрушки и т.д.). Например, стульев много, стол один; книг много. Ребенок незаметно для себя усваивает такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребенок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.

Сидя перед телевизором, можно высыпать пуговки на пол и попросить ребенка положить на листочке справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно группировать пуговицы по цвету, форме и размеру.

Лучшим материалом для нескучного обучения малыша являются дидактические игры. Хорошо, если у вас дома есть «Лото» и «Домино». Которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника.

Заниматься математикой можно и во время прогулки. В парке можно обратить внимание ребенка на шишки. Спросите ребенка: «Сколько ты нашел шишек?» - «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» - «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» - «Ни одной не осталось». Точно также можно собирать камешки, листочки и т. д.

Можно попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы или назвать предметы, которых много, мало или один. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех девочек, или мальчиков. Проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей». Предложите ребенку отыскивать «все, чего по два». У людей по две ноги, вот две скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. Посчитайте чего у ребенка по два – глаза, уши, руки, ноги, брови. А чего по одному – нос, рот, голова и т.д. Постепенно, через игру, малыш усвоит эти понятия.

Большую помощь в освоении математических умений оказывают сказки. Они - ваши бесценные помощники. В любой сказке много разных математических ситуаций. «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребенок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. В книжке всегда есть иллюстрации, по которым малыш сможет посчитать жителей теремка. Также можно разыграть сказку при помощи игрушек. Для освоения порядкового счета подходят сказки «Колобок» и «Репка». Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? А в «Репке» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. В ней можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующим им по размерам стульям и тарелкам. Еще одна полезная для освоения счета сказка «Про козленка, который умел считать до десяти». Вы можете вместе с козленком из сказки пересчитывать героев, и ребенок легко запомнит количественный счет до 10.

Обучая ребенка счету, обязательно обратите внимание на стихотворения. Практически у всех детских поэтов есть стихи со счетом. Например, у С. Михалкова стихотворение «Котята», а у С. Маршака «Веселый счет» и т.д.

Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Очень важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, с опорой на зрительное восприятие, а также научить их вести счет движений. Предложите ребенку промаршировать по комнате сначала на счет «раз-два», затем на счет «раз-два-три», и «раз-два-три-четыре». Попросите его поднимать руки на счет «один», а на счет «два» - опускать или разводить в стороны. Также на счет можно прыгать на двух ногах, приседать, наклоняться вперед или в стороны.

Упражняя в счете движений, можно предложить ребенку воспроизвести указанное количество движений по образцу или по названному числу: «Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек», «Присядь 4 раза», и т.д.

Дорога в детский сад и обратно, поездки в общественном транспорте, ожидание очереди на приеме у врача, подъем по лестнице и т. д. – это тоже очень благодатное время для общения с ребенком и его развития.

Способность ориентироваться в пространстве, простейшие логические и арифметические операции, начальные математические представления малышу просто необходимы. Без них ребенок не сможет полноценно осваивать окружающий мир. В дальнейшем они будут его «помощниками» в учебе, в умении чередовать работу, игру, отдых.



Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия

детей дошкольного возраста

Подготовила:

Старший воспитатель

Егорова Т.В.

(материал собран из открытых источников)

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Нельзя произвольно, по заказу вызвать то или иное чувство. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются.

Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.

В формировании эмоционального благополучия воспитателем должны предусматриваться такие педагогические цели, как:

На первом этапе - адаптации ребенка к ДОУ.

· установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события;

· создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

· создание эмоционально-теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

· создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;

· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.

· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

· формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;

· закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;

· учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,

· развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;

· содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.

Кроме того, к проводимым в группе занятиям необходимо ставить «эмоционально - окрашенные» задачи. Это очень важный аспект: пока задача эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.

 Организация работы воспитателя

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты   

Первым компонентом является взаимодействие педагога с   детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь.  Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы   это наличие специально-организованных зон, среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны.  Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее. Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту.  Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды - это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цельснять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

6.Эмоциональные паузы;

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры), психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

Так, при обустройстве воспитателем эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются и следующие обстоятельства: цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки - в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка - не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Педагоги создают картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период.   Разрабатываются текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».

Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми, более уверенными. Своим примером педагог показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Также организуют различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное - не поучатьа постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.

  Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. 

Литература

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003

Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000(http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)

Основные педагогические условия эмоционального развития детей. Материалы сайта (http://www.superinf.ru/)

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

 По материалам Зубковой Л.Н., Харитоновой Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова

М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2005

Средства снятия психологического напряжения:

Эмоциональные разминки:

  • Похохочем;
  • Покричим;
  • Порычим и т.п.

Минутки покоя:

  • Посидим и полюбуемся на горящую свечу;
  • Ляжем на спинку и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
  • Помечтаем под прекрасную музыку и т.п.

Пальчиковые игры – средство повышения работоспособности
головного мозга

Зрительные ориентиры

  • Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  • Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Упражнения для развития укрепления опорно- мышечной системы ребенка

  • Потянуться как кошечка;
  • Поваляться как неваляшка;
  • Позевать, открывая рот до ушей;
  • Поползать как змея без помощи рук и т.п.

Музыкотерапия

  • Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
  • Музыка повышает интерес к окружающему миру.
  • Музыка способствует развитию культуры   ребенка.

Регулярные прогулки на свежем воздухе

Проектная деятельность

Работа с родителями



Предварительный просмотр:

Современное воспитание новые подходы, новые возможности,

новая ответственность

старший воспитатель

Татьяна Викторовна Егорова

На современном этапе воспитательная работа в детском саду опирается на Программу воспитания, которая является частью основной образовательной Программы дошкольного образования.

        Программа воспитания сочетает единство и целостность процесса обучения, воспитания, и развития личности.

Воспитание дошкольника и есть суть дошкольного образования, и осуществляется оно непрерывно в течении всего времени пребывания детей в стенах детского сада – в процессе образовательной деятельности, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работе.

В воспитательный процесс в ДОУ включены все участники образовательных отношений, который нацелен на формирование общей культуры личности детей, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

В основе воспитательной работы в детском саду лежит воспитание у дошкольников основных национальных и конституционных ценностей российского общества:

  • Ценности Родины и природы.
  • Ценности культуры и красоты.
  • Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества.
  • Ценность труда.
  • Ценность знания.
  • Ценность здоровья.
  • Ценности жизни, милосердия, добра.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы, определенных на основе базовых ценностей воспитания в России: патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое. Данные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе.

Реализация задач воспитания, обозначенных в Программе воспитания, осуществляется в рамках модульного принципа. Модули – это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. (Традиции детского сада, образовательные ситуации, детско-взрослые сообщества, музейная педагогика, развивающая предметно-пространственная среда)

        Воспитательные практики, другими словами, - это организованная деятельность воспитанников, которая позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и воспитательных.

Современные дошкольники живут в быстро меняющемся мире, им характерна потребность в информации, гиперреактивность, тревожность, требовательность, эмоциональность. Они чрезмерно информированы, но развитие мышления и умственных способностей не всегда позволяет им правильно использовать полученную информацию, правильно ее понимать и правильно реагировать на нее. А организованная деятельность вместе со взрослым, способна сосредоточить и направить ребенка. Безусловно, эта деятельность должна быть ему интересна. Такие воспитательные практики позволяют увлечь ребенка, направить его потенциал, а включение родителей в совместную деятельность дополняет и расширяет развивающую и воспитательную составляющую.

Реализация задач модуля «Традиции детского сада» способствует поддержанию традиций учреждения в проведении социально-значимых образовательных и досуговых мероприятиях.

Традиции являются основой воспитательной работы детском саду. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, к общему делу, совместному творчеству. Как правило на традиционных мероприятиях всегда принимают участие родители воспитанников. Родители и воспитатели, это те близкие взрослые, которые закладывают основы поведенческих привычек, манеру общения, отношение к происходящему.

Традиционные мероприятия нашего учреждения: Музыкальные праздники и развлечения, спортивные праздники и развлечения, выставки детского и совместного творчества, социальные акции.

Музыкальные праздники и развлечения («Мой любимый детский сад», «Осень золотая», «Мама милая моя», «Новогодний маскарад», «Прощание с елочкой», «День 8 марта», «Праздничный концерт ко дню Победы», «День защиты детей»).

Такие мероприятия формируют прежде всего эстетический вкус, развивают чувства прекрасного. Праздники объединяют общностью переживаний, эмоциональным настроем. Предварительная подготовка к таким мероприятиям способствует развитию дисциплины, чувства ответственности. Происходит процесс нравственного и эстетического воспитания. Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Как правило, такие мероприятия проходят вместе с родителями воспитанников, что вызывает у детей определенные эмоции. Они с желанием демонстрируют все свои умения, с радостью показывают, чему научились. При этом переживают много положительных эмоций, цепь этих эмоций от волнения, до восхищения создает ощущение праздника, и надолго остается в памяти и имеет воспитательный эффект.

Спортивные праздники и развлечения («День отца», «Игры народов ханты и манси», «Слава армии России», «Масленичные забавы», «Веселые старты»).

Спортивные праздники и развлечения, как правило это праздники, на которые приглашаются папы воспитанников. Папы нечасто посещают мероприятия, поэтому их приход особенно важен и ценен для детей. Создается особая атмосфера в которой присутствует мужское влияние. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Дети эмоционально реагируют на победу, демонстрируют свои силы и умения.  У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, к команде соперников.

Выставки детского и совместного творчества. В нашем учреждении проходят выставки по следующим темам: «День знаний», «Мой детский сад», «Мой родной город», «Осень золотая», «Мой папа самый лучший», «Мамы руки золотые», «Моя Югра», Новогодние чудеса» «Кормушки для птиц», «Моя мама лучше всех», «Космические дали», «Великая Победа», «Здравствуй лето»).

На каждой выставке дети являются активными участниками. Они – авторы творческих работ, восторженные зрители, мастера-художники, экскурсоводы. Дети очень восприимчивы к художественным замыслам, они эмоционально воспринимают творчество, гордятся своим работами, им важно всеобщее одобрение, принятие. Выставка – это своего рода эстетическая коммуникация. Прежде всего во время подготовки к выставкам дети узнают много нового и интересного, они стараются понять замысел каждого исполнителя, много рассуждают просматривая работы друг друга. Благодаря выставкам, у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.

Социальные акции, традиционно проводимые в ДОУ «Соблюдаем ПДД», «Берегите ели», «Кормушки для птиц», «Покормим птиц зимой», «Берегите воду», «Георгиевская ленточка», «Цветы к обелиску славы», «Посылка солдату»).  

Социальные акции – одно из направлений позитивной социализации дошкольников.  Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, зависит многое, что каждый человек может стать причастным к большому общему делу. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение. Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

Модуль «Образовательные ситуации»

В ДОУ процессы обучения взаимосвязаны и непрерывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Педагоги нашего учреждения стараются усилить воспитательную составляющую совместной деятельности в образовательной ситуации, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность. В процессе образовательной деятельности применяются разнообразные методы и формы работы:

- мотивационно-побудительные игровые ситуации;

- проблемные ситуации;

- ситуативные беседы;

- рассуждения на тему;

- составление рассказов;

- рассматривание и обсуждение картин, книжных иллюстраций

- чтение и обсуждение прочитанного;

- коммуникативные игры, дидактические игры;

- проектная деятельность;

- просмотр презентаций, видеороликов.

Отдельно можно выделить тематические занятия к календарным датам. Проведение предварительной работы к таким занятиям включает проведение бесед, чтение литературы по теме, заучивание стихов, рассматривание иллюстративного материала, практическую деятельность. Такие занятия имеют большую воспитательную   составляющую. Тематические занятия это практико-ориентированное коллективное, творческое дело по актуальной, социально значимой теме. Виды деятельности при проведении тематических занятий заранее продумываются и подготавливаются педагогом.

Тематические занятия, особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать проникать в тему, проявляя творчество, познавательную активность, инициативу, что в свою очередь создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.

 В Программе воспитания обозначены календарные даты, по которым проводятся тематические занятия: 1 сентября, День отца, День народного единства, День матери, День государственного герба РФ, День образования ХМАО-Югры, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики, День пожарной охраны, День Великой Победы, День России, День государственного флага РФ).

Модуль «Детско-взрослые сообщества»

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей у всех участников общности. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она обладает своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детско-взрослые сообщества в организуются по инициативе детей и взрослых на основе социально-значимых целей партнерства и сотрудничества. Воспитание дошкольников, в данном случае происходит в процессе совместной деятельности, в рамках которой ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом.

Одно из общих дел, объединяющие взрослых и детей – работа над долгосрочным проектом. В группах старшего дошкольного возраста реализуются социально-значимые проекты «Юные кадеты», «Юные пожарные», «Юные инспекторы дорожного движения», «Эколята». Направленность деятельности в этих группах определяется темой проекта, создается соответствующая предметно-пространственная среда, вводится кружковая работа.

Проект «Юные кадеты»

В рамках гражданско-патриотического воспитания дошкольников в Организации реализуется проект «Юные кадеты». Реализация проекта «Юные кадеты» осуществляется с воспитанниками старшего дошкольного возраста, которые планируют в дальнейшем, продолжить обучение в кадетском классе БУ СОШ №5. Это деятельность организуется в течении всего учебного года. Миссия проекта «Юные кадеты» - наполнить содержание воспитательной работы деятельностью дошкольников, позволяющей развивать патриотические и гражданские чувства, развивать нравственные ориентиры, с помощью знакомства со знаменательными датами в истории нашей страны, с подвигами знаменитых полководцев и простых граждан страны, с традициями и культурой народов России.

Проект «Юные пожарные»

Проектная деятельность по проекту включает ознакомительную, познавательную деятельность, игровую, творческую, физическую активность. В рамках проекта реализуется кружковая работа, совместные мероприятия с родителями. В ходе работы над проектом дошкольники расширяют представления о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях, знакомятся с правилами пожарной безопасности, у них формируется привычка их соблюдения, учатся адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, знакомятся с оборудованием, которым пользуются пожарные, с оснащением пожарной машины. В рамках проекта проводятся совместные творческие, познавательные, спортивные мероприятия.

Проект «Юные инспекторы дорожного движения» реализуется не только с целью формирования углубленных знаний правил дорожного движения, но и с целью пропаганды этих знаний. В работе над проектом принимают участие педагоги, воспитанники и их родители, инспектор ГИБДД Рогозина Ольга Юрьевна.

Наряду с образовательными и развивающими задачами проекта, решаются и воспитательные задачи:

- социализация личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;

- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.

Информационно-пропагандистская деятельность по проекту включает: создание стендов, стенгазет, агитационных листовок, макетов дорожной атрибутики, проведение викторин, экскурсий, акций.

Проект «Эколята»

Цель проекта: Формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, в том числе с участием родителей воспитанников.

Модуль «Музейная педагогика»

Музейная деятельность является эффективным средством воспитания личности ребенка. Дошкольники не изучают историю государства, лишь прикасаются к некоторым событиям посредством рассказов, бесед, ознакомительных презентаций, фильмов, но она вызывает у них неподдельный интерес.

 Цель данного модуля: приобщение дошкольников к традициям, истории, культуре своей Родины, своего народа, родного края, воспитание уважительного отношения к истории своей страны.

В учреждении создан музей «Дорогами поколений» (действует с 2013 года) экспозиция музея пополняется, меняется, оформление и экспонаты музея – это продукты совместной деятельности поисковой, познавательной, творческой. Совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей создаются выставки в музее, проводятся вечера памяти.

В старших и подготовительных группах создаются мини-музеи «Быт и культура народов России», «История денег».

Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.

Окружающая ребенка среда способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада.

Пространство учреждения информативно, не только для взрослых, но и для детей, помимо развлекательных сюжетов из сказок или пейзажей оформление имеет и развивающую составляющую (бизиборды, лабиринты, сенсорные панели, таблицы, схемы, план).

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется при:

-        оформлении интерьера всех помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;

-        размещении на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций;

-        озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОО на зоны активного и тихого отдыха;

-        акцентирование внимания дошкольников посредством элементов (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.

Дошкольники и сами с желанием участвуют в оформительской деятельности они очень творческие, с желанием откликаются на любой призыв к созиданию, к рисованию, составлению украшений. Традиционно воспитанники принимают участие в оформлении помещений детского сада к праздничным мероприятиям.

Особенность воспитания детей в ДОУ состоит в уникальности дошкольного возраста. Дошкольный период - это один из жизненных этапов, который значительно отличается от всех других периодов. (своеобразие развития психики, особенности восприятия информации, формирование способов деятельности, сильная привязанность к родителям, не умение формулировать свои мысли, начало развития всех психических и умственных процессов, быстрая утомляемость)

В дошкольном возрасте именно деятельность выступает основой процесса воспитания. Важно организовать не просто разнообразные виды деятельности, но и формы (индивидуальная, коллективная, совместно со взрослым, массовая)

Успепшность процесса воспитания зависит от многих факторов:

- мастерство педагога, его умения побудить ребенка на активную деятельность в общении, взаимодействии, труде, творчестве.

- личностно-ориентированный характер педагогического воздействия (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: возраст, особенности развития и восприятия, коммуникативные навыки, уровень развития психических процессов);

- предоставление воспитанникам возможности свободного выбора деятельности, средств, партнеров, важно учитывать личные предпочтения, уровень заинтересованности ребенка в деятельности.

- организация предметно-развивающей среды, способной удовлетворить потребности детей в различных видах деятельности, полноценном и всестороннем развитии сохранении собственной индивидуальности.

Воспитание в рамках педагогического процесса ДОУ направленно на формирование целостной личности ребенка формирование навыков взаимодействия с окружающими и успешным вхождением в современный социум



Предварительный просмотр:

 «Современные подходы к формированию художественно- творческих способностей дошкольников»

Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии. С развитием творческого потенциала личности связывают экономический рост государства, развитие всех отраслей народного  хозяйства и как следствие благосостояние народа. Не надо забывать и о том, что повышается автоматизация и роботизация производства, т.е. уменьшается доля труда, требующая человеческих ресурсов для выполнения однотипных операций.

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения.

Хочу привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева: «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий действиям других».

Я полностью согласна с эти высказыванием. Творчество пробуждает у ребенка стремление к деятельности, к познанию, к созиданию.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

- развитие творческого потенциала ребенка;

-  развитие образного, ассоциативного мышления;

- развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Художественно-эстетическое развитие, предполагает различные виды деятельности детей, взаимодействуя с предметами и объектами культуры, дошкольники знакомятся с ними, приобретают опыт применения, при этом развивается чувственное, эмоциональное восприятие, возникает интерес к продуктивной деятельности, музыкальной, к театрализации, пению, а это в свою очередь формирует общую культуру личности ребенка.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие таких психических процессов как:

•        Эстетическое восприятие, необходимо учить дошкольников видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т.е. запустить процесс обогащения сенсорного опыта.

•        Образное мышление. Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Сохраняясь и развиваясь, оно составляет основу формирования многих видов деятельности.

•        Воображение. Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации.

•        Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.

•        Владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях. Разумеется, способы деятельности специфичны для каждого вида деятельности, и овладение ими в одном виде деятельности не переносится на другие.

Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу развития творческих способностей. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

Особенности организации деятельности по художественно-эстетическому развитию:

Во-первых, это образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.

Например, тема занятия «Осень» объединяет образовательные области: речевое развитие (прочтение и обсуждение стихотворения с опорой на наглядность), познавательное развитие (закрепляем характерные особенности золотой осени), изобразительная деятельность.

Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.

Во-вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок. Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.

В-третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.

В-четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.

В-пятых, я считаю, это самое главное -  педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.

Взаимодействие с родителями. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родители и педагоги должны быть полноправными партнёрами. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организованна в разнообразных формах. Родители не всегда в серьез воспринимают творческую деятельность детей, педагогу необходимо направить родителей на уважительное, бережное отношение к детскому творчеству. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей объединяет, способствует эмоциональному расслаблению и проявлению искренности, что и приводит к развитию творчества.

Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.

Развитие творческих способностей детей происходит через различные виды деятельности. Предлагаю вам по названию упражнения предположить ход действий.

Задание «Нарисуй музыку»

Детям предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его, объяснить почему они так думают.

Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.

Упражнение «Волшебный лес»

Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т.д.) Представить, какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.

Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании.   В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.

Дидактическая игра «Веселая клякса»

Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нём по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.

Упражнение «Дорисуй»

Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.

Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.

Притча

Однажды Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.

-        Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.

Но спустя некоторое время, Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.

-        Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал Мудрец педагогу. (Ш.Амонашвили) 

"Если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...