Роль воспитателя в жизни дошкольника
статья

Лукьянова Валентина Сергеевна

Воспитатель — это даже не только профессия, это особое призвание, которым наделен далеко не каждый человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_zhizni_doshkolnika.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Лукьянова, В.С., Кузнецова, О.С.,

МКДОУ ШР «Детский сад № 4«Журавлик»,

г. Шелехов

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА  

    На свете существует очень много различных профессий и среди них есть одна, та самая профессия, которая закладывает прочный фундамент на будущую жизнь ребенка. Самая важная, сложная и в то же время, самая интересная, на наш взгляд - профессия воспитателя.

Воспитатель — это даже не только профессия, это особое призвание, которым наделен далеко не каждый человек. Что значит быть хорошим воспитателем? Быть воспитателем – значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

На воспитателя возлагается огромная ответственность как родителями воспитанников, так и самими детьми.  Дети приходят в детский сад в разном возрасте, но в каком бы возрасте они ни пришли, они все еще маленькие, наивные, возможно, неуверенные в себе маленькие люди. И только значимый взрослый может помочь им справиться с их проблемами, комплексами и стеснением. В детском саду ребенок смотрит на воспитателя как на защитника, помощника, человека который всегда подскажет как поступить или не поступать. Поэтому, этот человек, помимо любви к детям, должен обладать еще несколькими качествами: дисциплинированностью, ответственностью, трудолюбием, работоспособностью, настойчивостью, умением ставить цель перед собой и детьми, стрессоустойчивостью.

    Воспитание это ответственный процесс. Во взаимодействии педагога с детьми, происходит развитие личности ребенка. И от педагога  зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни. Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Мы считаем, что воспитание - процесс ответственный и серьёзный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, это бедующее нашей страны!  В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы. Она предполагает развитие таких качеств, как честность, трудолюбие, ответственность, патриотизм, любовь к Родине.

Воспитатель…как много ролей содержит в себе одно слово –это и воспитатель-советник, воспитатель-помощник, воспитатель-друг, воспитатель-учитель, воспитатель- вторая мама.  

Остановимся на каждой роли подробнее:

Воспитатель-советник. Каждый день маленькие дети, придя в детский сад сталкиваются со множеством ситуаций, в которых не в силах разобраться сами. Для этого на помощь всегда придет воспитатель и объяснит, как нужно поступить. Например: играть с куклой можно вместе сразу двум-трем детям одновременно, или по очереди возить машинку по группе. Очень важно научить детей правильно использовать игрушки, то есть — играть. Дети должны понимать, что из кубиков нужно строить башенку или домик, а не бросаться ими друг в друга, если что-то пошло не так. Так же детям необходимо объяснять, как дружить. Делиться игрушками, не подводить друга, не обижать его. Извиняться, если случайно обидел кого-то, прощать друг друга. Во всех этих вопросах не обойтись без воспитателя.

Воспитатель - учитель. Весь образовательный процесс лежит целиком на воспитателе. Воспитатель учит детей действовать в различных ситуациях, моральным ценностям, навыкам чтения и письма, развивают эстетический вкус, физическую и художественную культуру.

Воспитатель-помощник. В любом деле, во время занятия или на прогулке, или вечером - во время игр, у ребенка может возникнуть проблема. Например, ребенок не может найти или завязать шапочку, на аппликации не может приклеить деталь или не знает, где находится какая-либо игрушка. Воспитатель - это первый человек, к которому обращается ребенок. И только терпение и любовь воспитателя принесут ребенку уверенность в себе, спокойствие и радость, что так необходимо для этого маленького чуда. Это так немного для взрослого и так много для малыша.

 Воспитатель - друг. Это, наверное, самая сложная роль для взрослого. Здесь важно не переходить черту. Воспитатель общается с ребенком на одном уровне, но при этом не понижает себя до уровня ребенка, а наоборот, возвышает ребенка до уровня взрослого. Это приятно ребенку, это вызывает доверие и уважение к воспитателю. Малыш с огромной радостью принесет воспитателю карандаш, ведь об этом его попросил человек, которому он доверят. Или он с огромной радостью поможет убрать игрушки, ведь воспитатель попросил его сделать это как друга. Дружить с ребенком, спрашивать, как прошел его день, выходные или отпуск, желать приятных выходных — это залог наилучшей модели отношений ребенок и воспитатель.

И, наконец, воспитатель - вторая мама. Иногда детки приходят в детский садик в очень раннем возрасте 2-3года. Этот ребенок оказался совсем в другом, новом мире, где все для него неизвестно и все пугает, где есть режим и правила не такие, как дома. Малыш испытывает стресс в период привыкания к новой жизни. Когда ребенок плачет в раздевалке с мамой, это происходит потому, что он не хочет с ней расставаться и воспитателю важно в нужный момент приласкать ребенка, возможно, взять на руки, вежливо общаться с малышом, не упрекать в его слезах, а помочь справиться. Дети могут очень сложно переживать разлуку с родителями даже в более осознанном возрасте. Может быть, они хотят внимания к себе, возможно у них что-то болит, или же это просто каприз? Только зоркий глаз воспитателя поможет разобраться в этой ситуации.

Мы убедились в том, что воспитатель-это многогранная личность, человек, который в один момент для разных детей может играть разную роль.

Воспитатель в жизни каждого ребенка очень важен и неоценим. «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А.)

Список литературы:

1. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. , Баранов С.П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. М., 1997.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в жизни дошкольников"

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Самообразование воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».

Цель: изучить значение игры как ведущей деятельности ребенка – дошкольника. Игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.Задачи:- развитие игровой деятельности;- изучение мето...

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

План самообразования воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».

 Развитие  личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возраст...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

В статье рассматриваются вопросы роли воспитателя в жизни ребенка. Дается обоснование социальной важности профессии путем анализа основополагающих нормативно-правовых актов сферы образования России....