«Помните! Через века, через года, - помните!»
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledrabotavov.docx | 417.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша»
Автор(ы) работы:
Кручинкина Альбина Фахразиевна, воспитатель высшей квалификационной категории;
ЗауденковаАлёна Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории;
Русова Анна Георгиевна, воспитатель компенсирующей группы, высшей квалификационной категории.
Тема учебно-исследовательской работы:
«Помните! Через века, через года, - помните!»
Направление: Проектная деятельность с учащимися
МОГО Воркута, 2020 г.
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
В.П. Астафьев
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно представить все тягости, сложности, страх того времени. Да, в принципе, и многие родители о Великой Отечественной Войне знают лишь поверхностно.
Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Создание проекта «Помните! Через века, через года, - помните!» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и подвигам. Герои живы, пока живы их подвиги в памяти тех, кого они защищали.
Инновационность проекта в том, что он предусматривает проектирование инновационной модели образовательного пространства для формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Ценность инновационного характера проекта направлена на сохранение позитивных достижений ОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.
Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Помните! Через века, через года, - помните!». |
Адресация проекта | Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям воспитанников. Предложенный материал позволит любому детскому саду осуществить интересную деятельность с дошкольниками. |
Руководитель проекта | Кручинкина Альбина Фахразиевна, Русова Анна Георгиевна. Зауденкова Алёна Сергеевна |
Участники проекта |
|
Возраст воспитанников | Старший дошкольный возраст |
Особенности проекта | Тип проекта: познавательно-патриотический, социально-значимый.
|
Цель проекта | ознакомление детей с историческими событиями Великой Отечественной войны, её героями и систематизация знаний о подвиге народа в годы войны. |
Задачи проекта |
|
деятельность детей и родителей о родных, принимавших участие в ВОВ, через изучение семейных архивов, организацию запросов в военкоматы, изучение «Книги памяти»;
| |
Принципы реализации проекта |
|
Методы, используемые в реализации проекта |
|
Формы организации по реализации проекта |
|
Ресурсы проекта | Организация предметно – развивающей среды:
солдатских будней.
рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
Дидактический материал: «Трафареты» (транспорт), «Отгадай», «Защитники отечества», «Кто служит в армии», «Парад в День Победы», «Угадай по описанию», «Кто быстрее соберёт автомат, «Да – нет», «Военные профессии», «Разгадайте зашифрованный рисунок», «Отгадай военную профессию», «Кто служит в армии», «Ордена и медали» и т.п. Презентация «Детям о Великой Отечественной войне», «И дети тоже победили в той войне!», «Дети войны. Посвящается всем детям Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» и т.д. Схемы для художественно-творческой деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование, оригами и т. д). |
Предполагаемые продукты проекта |
|
участникам ВОВ.
| |
Аннотация и этапы работы | Предложенный проект для детей старшего дошкольного возраста по теме ««Помните! Через века, через года, - помните!»» может быть полезен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа. Проект включает в себя такие образовательные области как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Организационные формы работы дошкольников над проектом:
|
Перспективно-тематическое планирование проекта
- этап – подготовительный:
На данном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры, связанные с событиями ВОВ, стимулировать интерес к изучению истории страны и своей семьи;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания;
- разработано содержание образовательной деятельности разных видов,
- составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о ВОВ, Героях, о родных в годы ВОВ.
- этап – основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: ««Помните! Через века, через года, - помните!», включает в себя:
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Великой Отечественной Войне.
- Беседы: «Что я знаю о войне?», «Подвиг на войне», «Что такое героизм»,
«Великие битвы», «Дети в годы войны», «О ветеранах ВОВ», «Мы помним героев» и т.д.
- Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
- Чтение произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С.П. Алексеев «Брестская крепость»; Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран», Е. Благинина «Шинель», М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки», «Почему Армия всем родная»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
- Разучивание стихотворений: «Как хорошо, что мы войны не знаем»;
«Память» и др.
- Дидактические игры: «Защитники отечества», «Кто служит в армии»,
«Военные профессии», «Ордена и медали» и т.д.
- Экспериментирование: «Почему корабли не тонут».
- Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники», «Моряки», «Разведчики» (по выбору детей), «Доктор во времена ВОВ»; «Медсанчасть».
- Слушание рассказов детей об истории своей семьи во временя ВОВ.
- Подвижные игры: «Солдаты», «Попади в цель», «Пограничник»,
«Перехватчики», «Парашютисты», «Преодоление препятствий», «Кто дальше бросит гранату», «Снайпер» и т.д.
- Пальчиковая гимнастика: «Солдатская каша», «Часовой», «Аты – баты
шли солдаты», «Марш – бросок», «Отважный капитан» и т.д.
- Физкульт - минутки: «Победа!», «Ура!», «Будем мир мы защищать»,
«Пусть всегда будет мир!».
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Познавательное развитие: «Воркута в годы ВОВ», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны», «Дети-герои»,
«Города-герои», «Что такое героизм», «Кто такие защитники Отечества?», «Слава и гордость воинам», «Георгиевская лента - символ Дня Победы», «Художники о ВОВ», «Книга – это часть памяти. Писатели о ВОВ».
- Ознакомление с картинами художников.
И.М.Тоидзе – «Родина-мать зовет!». А.А.Дейнека «Оборона Севастополя». С.В.Герасимов «Мать партизана». Ю.М.Непринцев «Отдых после боя». А.И.Лактионов «Письмо с фронта». П.А.Кривоногов «Победа».
Поисково - патриотический квест «Российская Армия – самая мощная, быстрая, могучая!»
- Х-Т.Д.: Рисование: «Воин - освободитель», «Цветы для ветеранов»,
«Парад военной техники», «Салют в День Победы». Лепка: «Танк и танкист», «Пушка», «Самолет», «Военная техника». Аппликация:
«Вечный огонь», «Открытка с тюльпанами», «Летят самолеты». Ручной труд: «Приглашение» на праздничный концерт для ветеранов. Конструирование: "Гвоздика для ветерана", «Строим крепость».
- Изготовление дидактических игр «Разрезные картинки»; «Лото» и т.д.
- Просмотр презентаций, видеороликов. Работа с родителями:
- Привлечь родителей к подбору книг и иллюстраций о ВОВ.
- Привлечь родителей к созданию «Книги памяти» из фотографий прадедов, участников ВОВ. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях. Сбор информации «Мои родные в Великую Отечественную войну», «Мой город в годы ВОВ».
- Разучивание с родителями песен о ВОВ.
- Организация выставки семейных работ: «Война глазами детей».
IIIэтап – заключительный:
Итоговые межгрупповые/ на уровне ДОУ мероприятия:
- СОД: «Слава, мужество и подвиги детей-героев ВОВ»;
- Рассказы родителей по «Книге памяти» о жизни, подвиге родных в годы ВОВ;
- Совместное мероприятие с родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста ко Дню Победы с флешмобом «Военные песни»;
- Выставка рисунков и поделок; создание коллекции медалей и орденов;
- Акции: «Тепло добрых рук», «Поздравления для всех» - изготовление открыток, поделок и поздравление ветеранов, их родных с праздником Победы;
- Смотр – конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава!»;
- Экскурсия/ целевая прогулка к памятникам героям Советского Союза (по выбору).
Список литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
- Гружинскас М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.;
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения;
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.;
- Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 70-летию Великой Победы;
- Евдокимова Е. //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.;
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.;
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.;
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях;
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] Ребенок в детском саду, 2007,
№2.;
- Черединова Т. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание. №5, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
занятие посвещено 70-летию освобождения Заполярья....
«Помните! Через века, через года – помните! О тех кто уже не придёт никогда, - помните!» (совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне)
Данное мероприятие способствует знакомству детей с историческим прошлым нашей страны....
Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...
Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....
Проект «Помните! Через века, через года помните…»
Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа! Какие бы...
Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны)....
Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все...