«Помните! Через века, через года, - помните!»
проект (старшая группа)

Алёна Сергеевна Зауденкова

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledrabotavov.docx417.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша»

Автор(ы) работы:

Кручинкина Альбина Фахразиевна, воспитатель высшей квалификационной категории;

ЗауденковаАлёна Сергеевна

 воспитатель первой квалификационной категории;

Русова Анна Георгиевна, воспитатель компенсирующей группы, высшей квалификационной категории.

Тема учебно-исследовательской работы:

«Помните! Через века, через года, - помните!»

Направление: Проектная деятельность с учащимися

МОГО Воркута, 2020 г.

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

В.П. Астафьев

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно представить все тягости, сложности, страх того времени. Да, в принципе, и многие родители о Великой Отечественной Войне знают лишь поверхностно.

Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Создание проекта «Помните! Через века, через года, - помните!» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и подвигам. Герои живы, пока живы их подвиги в памяти тех, кого они защищали.

Инновационность проекта в том, что он предусматривает проектирование инновационной модели образовательного пространства для формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Ценность инновационного характера проекта направлена на сохранение позитивных достижений ОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Помните! Через века, через года, - помните!».

Адресация проекта

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям воспитанников. Предложенный материал позволит любому  детскому  саду  осуществить  интересную

деятельность с дошкольниками.

Руководитель проекта

Кручинкина Альбина Фахразиевна,

Русова Анна Георгиевна.

Зауденкова Алёна Сергеевна

Участники проекта

  • педагоги ДОУ
  • родители
  • дети

Возраст

воспитанников

Старший дошкольный возраст

Особенности проекта

Тип        проекта:        познавательно-патриотический, социально-значимый.

  • по        характеру        создаваемого        продукта: познавательный, творческо-исследовательский.
  • по        количеству        детей,        вовлеченных        в        проект: групповой;
  • по продолжительности: краткосрочный;
  • по профилю знаний: монопроект;
  • по уровню контактов и масштабам организации: на уровне ДОУ.

Цель проекта

ознакомление детей с историческими событиями Великой Отечественной войны, её героями и систематизация знаний о подвиге народа в годы войны.

Задачи проекта

  • закрепить и систематизировать представления детей о празднике День Победы; знания детей о городах-героях, о подвигах защитников Родины;
  • формировать        нравственно-патриотические качества;
  • развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение, память;
  • способствовать активизации совместной деятельности родителей и детей в рамках реализации проекта и ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье; укрепить связь поколений на основе работы по поиску информации для создания «Книги памяти»;
  • организовать        поисково-исследовательскую

деятельность детей и родителей о родных, принимавших участие в ВОВ, через изучение семейных архивов, организацию запросов в военкоматы, изучение «Книги памяти»;

  • оформить «Книгу памяти» с фотографиями и краткими сведениями об участниках Великой Отечественной Войны, чьи потомки посещают наш детский сад;
  • воспитывать нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе исторических данных, тесно связанных с семейными традициями; чувство гордости за солдаты защищают Родину, уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
  • познакомить детей с картинами художников о ВОВ.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип        историзма:        сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип        дифференциации:        создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, с ЦНК, центр туризма, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала.

Методы, используемые в реализации проекта

  • Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное), поисковая деятельность;
  • Наглядные: иллюстрации, фото, картинки;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Заучивание стихов;
  • Непосредственно организованная деятельность;
  • Работа        с        родителями:        консультации        для родителей.

Формы организации        по реализации проекта

  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы);
  • Образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач;
  • Деятельность с использованием ИКТ: просмотр презентаций, просмотр фильмов про войну.

Ресурсы проекта

Организация предметно – развивающей среды:

  • Оформление уголка «Помним! Гордимся! Храним!».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и

солдатских будней.

  • Подборка художественной литературы –

рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.

  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

Дидактический  материал:  «Трафареты»  (транспорт),

«Отгадай», «Защитники отечества», «Кто служит в армии», «Парад в День Победы», «Угадай по описанию», «Кто быстрее соберёт автомат, «Да – нет»,

«Военные профессии», «Разгадайте зашифрованный рисунок», «Отгадай военную профессию», «Кто служит в армии», «Ордена и медали» и т.п.

Презентация «Детям о Великой Отечественной войне»,

«И дети тоже победили в той войне!», «Дети войны. Посвящается всем детям Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» и т.д.

Схемы  для  художественно-творческой  деятельность

(лепка, аппликация, конструирование, рисование, оригами и т. д).

Предполагаемые продукты проекта

  • Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне;
  • Сформированность нравственно-патриотического качества.
  • Дети приобщились к прошлому, умеют рассказывать рассказы про свою семью в годы ВОВ.
  • Сформирован навык уважительного отношения к

участникам ВОВ.

  • Дети знают авторов детской литературы и их произведения о ВОВ.
  • Обновление и обогащение старших групп методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • В ходе поисково-исследовательской деятельность детей и родителей о родных, принимавших участие в ВОВ, через изучение семейных архивов, организацию запросов в военкоматы, создана «Книги памяти» и «Бессмертный полк».

Аннотация и этапы работы

Предложенный проект для детей старшего дошкольного возраста по теме ««Помните! Через века, через года, - помните!»» может быть полезен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Проект включает в себя такие образовательные области как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание        и        изучение        иллюстрационных материалов.
  4. Просмотр презентаций
  5. Игровая деятельность.
  6. Самостоятельная деятельность
  7. Проведение ситуативных бесед.
  8. Продуктивная деятельность. Этапы реализации проекта:
  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Перспективно-тематическое планирование проекта

  1. этап – подготовительный:

На данном этапе проекта была проведена следующая работа:

  • подобрана        и        изучена        методическая,        научная        и        художественная литература по теме проекта;
  • подобраны        дидактические        игры,        связанные        с        событиями        ВОВ, стимулировать интерес к изучению истории страны и своей семьи;
  • адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания;
  • разработано содержание образовательной деятельности разных видов,
  • составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о ВОВ, Героях, о родных в годы ВОВ.

  1. этап – основной:

Проведение комплекса мероприятий по теме: ««Помните! Через века, через года, - помните!», включает в себя:

Работа с детьми:

  1. Рассматривание        иллюстраций,        книг,        фотографий        о        Великой Отечественной Войне.
  2. Беседы: «Что я знаю о войне?», «Подвиг на войне», «Что такое героизм»,

«Великие битвы», «Дети в годы войны», «О ветеранах ВОВ», «Мы помним героев» и т.д.

  1. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
  2. Чтение произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С.П. Алексеев «Брестская крепость»; Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран», Е. Благинина «Шинель», М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки», «Почему Армия всем родная»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
  3. Разучивание стихотворений: «Как хорошо, что мы войны не знаем»;

«Память» и др.

  1. Дидактические игры: «Защитники отечества», «Кто служит в армии»,

«Военные профессии», «Ордена и медали» и т.д.

  1. Экспериментирование: «Почему корабли не тонут».
  2. Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники», «Моряки», «Разведчики» (по выбору детей), «Доктор во времена ВОВ»; «Медсанчасть».
  3. Слушание рассказов детей об истории своей семьи во временя ВОВ.
  4. Подвижные        игры:        «Солдаты»,        «Попади        в        цель»,        «Пограничник»,

«Перехватчики», «Парашютисты», «Преодоление препятствий», «Кто дальше бросит гранату», «Снайпер» и т.д.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Солдатская каша», «Часовой», «Аты – баты

шли солдаты», «Марш – бросок», «Отважный капитан» и т.д.

  1. Физкульт - минутки: «Победа!», «Ура!», «Будем мир мы защищать»,

«Пусть всегда будет мир!».

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  • Познавательное развитие: «Воркута в годы ВОВ», «Великая Отечественная  война:  лица  победы,  дети  войны»,  «Дети-герои»,

«Города-герои», «Что такое героизм», «Кто такие защитники Отечества?», «Слава и гордость воинам», «Георгиевская лента - символ Дня Победы», «Художники о ВОВ», «Книга – это часть памяти. Писатели о ВОВ».

  • Ознакомление с картинами художников.

И.М.Тоидзе – «Родина-мать зовет!». А.А.Дейнека «Оборона Севастополя». С.В.Герасимов «Мать партизана». Ю.М.Непринцев «Отдых после боя». А.И.Лактионов «Письмо с фронта». П.А.Кривоногов «Победа».

Поисково - патриотический квест «Российская Армия – самая мощная, быстрая, могучая!»

  • Х-Т.Д.: Рисование: «Воин - освободитель», «Цветы для ветеранов»,

«Парад военной техники», «Салют в День Победы». Лепка: «Танк и танкист»,  «Пушка»,  «Самолет»,  «Военная  техника».  Аппликация:

«Вечный огонь», «Открытка с тюльпанами», «Летят самолеты». Ручной труд: «Приглашение» на праздничный концерт для ветеранов. Конструирование: "Гвоздика для ветерана", «Строим крепость».

  1. Изготовление дидактических игр «Разрезные картинки»; «Лото» и т.д.
  2. Просмотр презентаций, видеороликов. Работа с родителями:
  1. Привлечь родителей к подбору книг и иллюстраций о ВОВ.
  2. Привлечь родителей к созданию «Книги памяти» из фотографий прадедов, участников ВОВ. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях. Сбор информации «Мои родные в Великую Отечественную войну», «Мой город в годы ВОВ».
  3. Разучивание с родителями песен о ВОВ.
  4. Организация выставки семейных работ: «Война глазами детей».

IIIэтап – заключительный:

Итоговые межгрупповые/ на уровне ДОУ мероприятия:

  • СОД: «Слава, мужество и подвиги детей-героев ВОВ»;
  • Рассказы родителей по «Книге памяти» о жизни, подвиге родных в годы ВОВ;
  • Совместное мероприятие с родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста ко Дню Победы с флешмобом «Военные песни»;
  • Выставка рисунков и поделок; создание коллекции медалей и орденов;
  • Акции: «Тепло добрых рук», «Поздравления для всех» - изготовление открыток, поделок и поздравление ветеранов, их родных с праздником Победы;
  • Смотр – конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава!»;
  • Экскурсия/ целевая прогулка к памятникам героям Советского Союза (по выбору).

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Гружинскас М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.;
  3. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения;
  4. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.;
  5. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?
  6. Евдокимова        Е.        Проектная        модель        гражданского        воспитания дошкольников. Посвящается 70-летию Великой Победы;
  7. Евдокимова Е. //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.;
  8. Зацепина        М.Б.        Дни        воинской        славы.        Патриотическое        воспитание дошкольников. М.. 2008.;
  9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.;
  10. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях;
  11. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] Ребенок в детском саду, 2007,

№2.;

  1. Черединова        Т.        Детям        своим        расскажите        о        них».        //Дошкольное воспитание. №5, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....

Проект «Помните! Через века, через года помните…»

   Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа!  Какие бы...

Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны)....

Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»

2020 год – юбилейный.  Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все...