Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_denisova_elena_borisovna.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Помните! Через века, через года, -
помните!»
Автор проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №16
Красноармейского р-на г. Волгограда.
Разработчики: Денисова Елена Борисовна, учитель-логопед;
Актуальность:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Цель:
Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).
Задачи:
- Активизация и расширение словаря по темам «9 мая - День Победы» «Защитники Отечества»;
- Развитие интереса к художественной литературе по данным темам;
- Развитие лексико – грамматического строя и связного высказывания;
- Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;
- Систематизация собранного материала в виде книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и книги рисунков «Война глазами детей». Создание мини-музей о военных годах;
- Проведение праздника, посвящённого Дню Победы, с приглашением Ветеранов, презентация книги «Этих дней не смолкнет слава» и книги рисунков «Война глазами детей».
Предполагаемый результат проекта:
- Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
- Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
- Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
- Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, плакатов, макетов, составлении и оформлении «Книги памяти».
- Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
Продукт проектной деятельности
«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, плакаты «ими гордится наша семья», макеты, косынки «Лента памяти», выставка рисунков «Война глазами детей».
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старшая группа.
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня), учитель-логопед, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: февраль-май 2015г.
Тип проекта: творческий;
По характеру: внутри ДОУ;
По количеству участников: коллективный;
По продолжительности: краткосрочный;
Форма проведения: специально организованная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведение праздника.
Ожидаемые результаты: создание книги- памяти для мини-музея группы.
Этапы работы по проекту:
Организационно - технологические – срок: февраль.
1 этап Начальный.
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию
Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта. Начиная эту работу, мы обнаружили, что сами имеем недостаточно знаний по истории своего города, о ВОВ. Поэтому возникла необходимость пополнить свой багаж знаний по этим темам. Чтение литературы, посещение музеев, беседы с ветеранами принесли нам ожидаемые, положительные результаты.
2 этап Планирование.
Цель: Формулировка цели задач и методов для их достижения. Определение критериев оценки результатов.
Внедренческие - срок март, апрель
3 этап Принятие решения.
Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности. Педагоги привели детей к сотрудничеству постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству с педагогами и родителями.
4 этап Выполнение.
Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
Заявленные формы работы оказались результативными: специально организованная деятельность, экскурсии, беседы с ветеранами, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность, проведение праздника. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен.
Презентационные – срок май
5 этап Оценка результатов.
Цель: подведение итогов.
Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).
6 этап Защита проекта.
Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация книги памяти «Этих дней не смолкнет слава» и книги рисунков «Война глазами детей».
Предметно-развивающая среда:
- Дидактические игры с патриотическим содержанием;
- Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней;
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире;
- Подборка песен военных лет;
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Средства реализации проекта:
- Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой);
- Просвещение родителей: изготовление буклетов, составление маршрутов выходного дня;
- Организация развивающей среды;
- Специально-организованные занятия;
- Изготовление косынок памяти, макетов;
- Написание книги памяти и книги рисунков.
- Беседы с ветеранами;
- Посещение памятных мест города.
Учитель-логопед приносит в группу фотографии и награды своего дедушки, который воевал в ВОВ. Рассказывает детям о Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат, о том, как воевал её дедушка. Спрашивает у ребят: «А знают ли они что-либо о родственниках, воевавших в ВОВ?» Задумываются, где можно узнать о них. Размышления приводят детей к следующим высказываниям: «спросить у мамы, у бабушки, можно услышать по телевизору, прочесть в книге, попросить рассказать родителей, пойти в музей…». Педагог предлагает спросить дома у родителей, как воевали их родственники в ВОВ. На следующий день оказалось, что каждой семье есть, что рассказать о ВОВ и дети вместе с родителями и педагогами решают создать проект «Этих дней не смолкнет слава».
План мероприятий:
- Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников во время Великой Отечественной войны. (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и др).
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры по темам;
- Семейные экскурсии к памятникам защитникам Отечества в г. Волгограде;
- Беседа с родственниками дома с целью: узнать о судьбе в ВОВ старших членов семьи.
- При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий
- Создание книги-памяти «Этих дней не смолкнет слава» и книги рисунков «Война глазами детей», плакатов «Ими гордится наша семья», макетов памятников для мини-музея группы.
- Презентация книги на празднике, посвящённом Дню Победы.
В основу работы легли следующие принципы:
- принцип доступности: подбор лексического и дидактического материала по данной теме, соответствующий по возрасту и семантическому значению;
- принцип системности: решение проблемы осуществляется не эпизодичным образом, а предполагается на всех видах деятельности детей;
- принцип историзма: работа по развитию способности понимания хронологического ряда событий ВОВ, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни);
- принцип гуманизации: мы ориентируемся на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Мы встаем на позиции ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, что способствует развитию уважительного отношения к ветеранам ВОВ, пониманию огромной значимости Великой победы нашего народа в этой войне;
- принцип дифференциации: мы стараемся создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности: мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой. При ознакомлении дошкольников сочетаем разные виды деятельности;
- принцип наглядности: для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, мы изготовили ряд пособий, макетов и игр. Мы соблюдаем требования к культуре показа и к оформлению наглядности;
- принцип развивающего обучения: стараемся воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.
Реализация проекта показала свою эффективность:
- повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с прошлым России в период Великой Отечественной войны;
- пополнен новым материалом мини-музей группы;
- налажено сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны;
- создана и продолжает пополняться материалом «Книга Памяти».
Список использованной литературы
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. 2005 г. Москва.
- Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей)/ Е.С. Евдокимова, Т.Г. Кобзева, Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Саратов: Борисов Р.А., 2005
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001-2005 года. – М.:АРКТИ, 2003
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. Волгоград: Перемена, 2001
- Зацепина М.Б. «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. 2008 г. Москва.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,М.:2005г.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Киселева Л.С.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М.. Моя Родина – Волгоград, Волгоград, 2002
- Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Познание истории и культуры города - героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Евдокимовой Е.С., Оганян Н.Р., Пятаевой С.А.. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
занятие посвещено 70-летию освобождения Заполярья....
«Помните! Через века, через года – помните! О тех кто уже не придёт никогда, - помните!» (совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне)
Данное мероприятие способствует знакомству детей с историческим прошлым нашей страны....
Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...
Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....
Проект «Помните! Через века, через года помните…»
Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа! Какие бы...
Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все...
Игра-викторина в подготовительной группе «Помните! Через века, через года, - помните!»
Игра-викторина «Помните! Через века, через года, - помните!» представляет собой развивающее занятие, направленное на систематизацию и обобщение знаний дошкольников о празднике «День ...