Здоровьесбережение в ДОУ
методическая разработка (средняя группа)
Формирование здорового образа жизни начинается с рождения. На педагогов дошкольного образования возложена огромная роль в этом плане. Подробнее изложенно в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gradient_2024_2_1.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Елена Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №1» г.о.Самара
Нянькина Ольга Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №1» г.о.Самара
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. И если взрослый понимает важность этого вопроса, то с детьми ситуация обстоит иначе. Дети не умеют самостоятельно заботиться о своем здоровье в полном объеме. Это зона ответственности не только родителей, но и работников детских садов.
В дошкольном учреждении здоровьесбережение составляет ключевую первоочередную задачу, так как привычка вести здоровый образ жизни прививается в раннем детстве и способствует дальнейшему высокому качеству жизни человека.
Одной из главных задач обозначенных в нормах ФГОС, является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Процесс формирования здоровых привычек в дошкольном учреждении организуется и развивается в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и взрослых. Оздоровление детей происходит во всех режимных моментах, меры по укреплению здоровья детей интегрируются в различных технологиях, которые выступают основой здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая педагогика — это такое направление педагогической деятельности, которое направлено на разработку особых специфических закономерностей, принципов, подходов, форм и содержания, оптимизирующих процессы обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Для реализации данного направления педагогики в дошкольных оганизациях используются специальные технологии. Они объединяют в себе все направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
– создать эффективную организацию физкультурно-оздоровительной работы в союз — педагог- родитель;
– сформировать у детей положительное отношение к физкультурно-оздоровительным мероприятиям;
– дать представления воспитанникам о безопасном поведении во время чрезвычайно-опасных ситуациях на улице и в здании.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питания, медицинский контроль, просвещение родителей. Это позволяет создать необходимую базу, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.
В детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:
1.Медицинский кабинет. Под руководством медицинского персонала осуществляется профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность.
Они должны быть направлены на:
- физическое развитие и укрепление здоровья ребенка ( закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники и другие методики)
- воспитание осознанного отношения к своему здоровью ;
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия и др.).
Педагоги также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации для педагогов).
2.Спортивный зал. Руководители по физической культуре занимаются с детьми учитывая, что в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. В нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; занятия-соревнования.
Неотьемлемой частью мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, является зарядка. Утренняя гимнастика проводится под музыку, в хорошо проветренном помещении музыкального и физкультурного залов. В теплое время года зарядка проводилась на улице.
3.Музыкальный зал. Музыкальные руководители помимо занятий, ведут утреннюю гимнастику для групп младшего возраста, а также помогают выбрать и применить музыкальное сопровождение для занятий в группе. Ведь музыка благотворно влияние на нервную систему ребёнка.
4.Групповые комнаты. В групповых комнатах с детьми работает воспитатель и помощник воспитателя. Пространство групп организованно так, что бы ребята могли играть в малоподвижные игры, игры –эстафеты, танцевать, по очереди отрабатывать отдельные физические навыки (прыжки в длину, отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку).
В конце тихого часа, дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки, прямо в постели выполняют зарядку. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату. Дети выходят из спальни по специализированному коврику, проходя по нему происходит массаж всех важных точек на ступне, которые также отвечают за состояние здоровья всего организма.
Также в нашем детском саду применяются простые дыхательные упражнения. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для зон уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный). Для приобщения к здоровому образу жизни привлекаются родители: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.
5.Игровые площадки на свежем воздухе. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).
Применение здоровьесберегающих технологий сопровождается постоянным мониторингом здоровья, питания и развития детей, а также составлением отчетности. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. — М.: АПКиПРО, 2002.
2. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Цабыбин, С. А Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ
современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Картотека методических разработок по здоровьесбережению.
Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...
"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"
Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...