Рабочие материалы "Из опыта работы"
картотека

Долбуш Татьяна Александровна

Детское экспериментирование играет немаловажную роль в период дошкольного развития ребенка. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Из опыта работы»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –

не давать готовые знания, а зажечь в ребенке желание самому узнать что-то

новое, т. е. развивать познавательный интерес.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые им действия выполняют познавательную, ориентировочную

исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование играет немаловажную роль в период дошкольного развития ребенка. Развиваясь как

деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Эксперименты благотворно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, в которой он находится. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, использования новейших педагогических технологий.

Поэтому назрела необходимость поиска адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь

желаемых образовательных результатов. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова

А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая по изучению и внедрению опытно-экспериментальной деятельности, в ДОО появилась необходимость в создании системы работы по детскому экспериментированию, в составлении практического материала, разработке собственных педагогических подходов к организации и содержанию опытно-экспериментальной деятельности с выходом на результат по систематизации и обобщению практического опыта.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике определилась следующая цель нашей работы:

  • создание условий для активного познавательного развития дошкольников в процессе экспериментирования.

Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:

  • изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования;
  • разработать и апробировать систему использования опытов, экспериментов, занятий-исследований в работе с детьми по формированию и развитию экспериментальной деятельности;
  • обогатить предметно-пространственную развивающую среду в группе

для совместной и самостоятельной деятельности детей по экспериментированию;

  • выявить результативность работы с детьми, определив критерии;
  • поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей

действительности;

  • развивать инициативу, активность, самостоятельность у детей дошкольного возраста.

В своей работе мы используем как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

  • наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.);
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
  • практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре.

Инновационные методы:

  • использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды;
  • метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Часть опытов представлено в приложении 1.

Большое значение мы придаем использованию исследований и опытов в интегрированных занятиях. Нами разработаны циклы занятий для детей, которые включают в себя экспериментальную и исследовательскую деятельность: «Круговорот воды в природе», Волшебный магнит», «Дети и солнце», «Какая вода вкуснее?», «Воздушные шарики». Часть сценариев занятий представлено в приложении 2.

Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек» и другие. Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Часть проводимых игр познавательного содержания представлена в приложении 3.

Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. Часть проектов представлено в приложении 4.

Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно находимся в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в следующих формах: разрабатываются и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлены серии наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, используется раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом (приложение 5).

Проанализировав результаты нашей деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

МДОАУ «Детский сад № 10»

Долбуш Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)

В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО....

Рабочие программы для группы (из опыта работы)

Рабочая программа  воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников  содержание, формы, методы и приемы орг...

Из опыта работы Рабочая программа «Радуга Здоровья»

Цель программы: Повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста через использование современного и нестандартного спортивного оборудования....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Рабочие материалы "Из опыта работы"

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценнос...