Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий
методическая разработка (старшая группа)

Алёна Сергеевна Зауденкова

В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Работая с таким лэпбуком, дети знакомятся с символами победы, орденами, погонами и их обозначением, с городами героями, со статуями, стелами и памятниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий

Зауденкова Алёна Сергеевна

Иванова Анна Викторовна

Воспитатели

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения "Детского сада

№ 11 комбинированного вида

 "Катюша" г. Воркуты

Без квалификационной категории

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир.

В работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений.

Что знают  современные дети о Великой Отечественной войне? Как познакомить детей с историей Великой Отечественной войны в доступной форме? На помощь педагогам в работе по данному направлению приходят современные технологии.

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.  О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума.

С целью формирования у  детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитания уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям был разработан проект «Великой Победе посвящается». В ходе реализации проекта с детьми были проведены беседы «История георгиевской ленточки», «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?», «Города-герои», «Дети войны». Соответственно, вместе с детьми мы преобразовали развивающую среду. В уголке памяти «Спасибо за победу» разместили фото и информацию о детях-героях, которые несмотря, на свой юный возраст, защищали Родину наравне со взрослыми. В раздевалке оформили уголок «Мы помним, мы гордимся». На стенде разместили фотографии родственников воспитанников, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Родители приняли активное участие в подборе фотографий для оформления уголка. В группе оформили творческую выставку «Победный май». В патриотическом уголке разместили альбомы, которые были с деланы в совместном творчестве детей, родителей, педагогов:

- Альбом «В память о тех днях»

- Альбом «Военные профессии»

- Альбом «Города –герои»

- Альбом «Война и дети»

- Альбом «Собаки - участники ВОВ».

Все альбомы находятся в свободном доступе для детей.

Реализация проекта позволило не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствовало формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Работая с таким лэпбуком, дети знакомятся с символами победы, орденами, погонами и их обозначением, с городами героями, со статуями, стелами и памятниками. Узнают более подробную информацию о музеях, созданных в разных частичках России. Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.

Лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук «Спасибо за Победу». Информация в лэпбуке представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.

Мы поместили в наш лэпбук «Спасибо за победу!» :

  • Историю об бессмертном полке.
  • Стихи о войне.
  • Пазлы «дети войны. Победы»
  • Иллюстрационный художественный материал о войне и победе.
  • Ордена и медали.
  • Мини-книга Лев Кисель «Твои защитники»
  • Лото «Силуэты победы»
  • Теневая игра
  • Пословицы
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Марки ССР
  • Погоны красной армии
  • Солдатский треугольник с письмами солдат.
  • Игра «Продолжи ряд марок»
  • «Города - Герои»
  • Раскраски и макеты для вырезания.

Перед педагогами стоит задача формирования у детей уже с дошкольного возраста навыков самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Успешное решение поставленной задачи наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Таким образом, воспитание любви и уважения к своей Родине и ее героическому прошлому посредством современных технологий является эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.

В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...