Консультация для воспитателей «Методика проведения дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей «Методика проведения дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Методика проведения дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста»
Три этапа проведения дидактической игры:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- её проведение,
- анализ.
На первом этапе воспитатель заинтересовывает детей игрой, способствует проявлению у детей желания играть. На втором этапе, воспитатель принимает роль партнера в игре с детьми, он должен уметь вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре и т.д. На третьем этапе – воспитатель помогает детям провести оценку своей деятельности (итогов игры), т.е. решили ли поставленные задачи в игре или нет.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям реализуемой Программы в ОУ, возрасту детей;
- знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны опираться на уже имеющие знаниями и представлениями;
- определение места в игровой комнате для игры и количества играющих (необходимо учитывать , чтобы воспитанники не мешали друг другу; например, часть детей играет с конструктором, часть (небольшая подгруппа или индивидуально) в дидактическую игру с воспитателем);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, в раннем дошкольном возрасте — воспитатель равноправный участник. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности воспитанниками.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых, изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:
1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма);
- организуя веселые малоподвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что дети этого возраста предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Как правильно поставить дидактическую задачу:
Организуя дидактическую игру, необходимо определить дидактическую задачу (чему должны научиться дети в процессе игры?), т.е. какие знания они приобретут, выполняя игровые действия в занимательной форме.
!!! В каждой дидактической игре своя обучающая задача.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут закрепить, разрешать предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Но важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда дети, готовятся к игре, вносят свои предложения: «Давай мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!». Такая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Дидактическая игра должна соответствовать следующим требованиям:
- каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт;
- ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального-положительного отношения к заданию;
- эмоциональной.
Виды дидактических игр:
- Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
- Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
- Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр.
С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания, т.е. общаясь с воспитателем и своими сверстниками, наблюдая за играющими, их высказываниями, действиями, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми раннего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Ребенок в этом возрасте чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснениях правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтоб игра проходила успешнее, воспитатель готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображения на картинках. Если в игре используется стихотворения, потешка, воспитатель читает их выразительно. Подводя итог с детьми раннего возраста, воспитатель как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.
Проведение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста:
Первые игры и упражнения на восприятие цвета можно проводить с предметами резко различными по цвету, где дети осуществляют выбор по образцу. Действуя с цветом, дети будут запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры необходимо строить так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого ему легче будет запомнить название цвета.
Игры на запоминание формы предметов проходят одновременно с определением цвета этого предмета. Например, дошкольник накладывает фигурку одна на другую; прикладывает друг на друга; обводит по контуру, т.о., он обследует, сравнивает, сопоставляет. Сначала необходимо знакомить ребенка с простыми фигурами: квадратом и кругом; помогать ему сравнивать фигуры. Когда ребенок усвоит эти формы, его можно знакомить с треугольником прямоугольником и овалом.
Необходимо помнить, что в одной игре нельзя требовать от дошкольника запоминания и цвета и формы предмета, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Поэтому в игре, например, после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а затем к цвету. И многократное повторение помогает лучшему усвоению материала той дидактической игры, в которую играют дети.
Стремление маленьких дошкольников к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических игр с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Используемая литература:
- Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
- Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Янушко, Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 М. издательство «МОЗАЙКО-СИНТЕЗ» - 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»
Консультация для воспитателей«Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»...
Консультация для воспитателей Тема "Организация сюжетной игры с детьми старшего дошкольного возраста"
Многие воспитатели старших групп озабоченыобогащением тематического содержания игры.данный материал поможет на практике направить игру в нужное русло....
Дидактическая игра с детьми раннего дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста...
Конспект организации дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста
Тема: «Подбери чашки к блюдцам».Цель игры : Продолжать обучать детей называть основные цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Подбирать чашки к блюдцам по цвету и размеру....
Консультация для педагогов «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, будут четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем....
Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...