«Использование карточек Проппа в развитии связной речи старших дошкольников через проектно – исследовательскую деятельность»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Лопатько Наталья Александровна

Работа с картами Проппа - это иновационная технология, по развитию речи. Она состоит из символов и иллюстраций - своего рода сказочный компьютер, по которым дети узнают события и эпизоды сказок.  Карты Проппа позволяют детям удержать в памяти большое колличество информации, активизируют связную речь. Дети с удовольствием работают по ним,а я вижу положительные результаты в развитии связной речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование карточек Проппа в развитии связной речи старших дошкольников через проектно – исследовательскую деятельность»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я, воспитатель подготовительной группы, и моя профессиональная деятельность связана с детьми старшего дошкольного возраста.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники  несколько десятилетий назад.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.

Это не только  потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась сама жизнь, предметный и социальный мир, воспитательные модели в семье.

А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать   для себя и воспитанников –  что-то НОВОЕ!

Для этого нам, воспитателям, необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В дошкольном возрасте ребенку приходится решать все более сложные и разнообразные задачи и нам, воспитателям, необходимо сделать образовательный процесс интереснее и увлекательнее.

Одной из ведущих задач, которую мы решаем с детьми старшего дошкольного возраста, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Всем нам известно, что для  развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка, а какой ребенок не любит сказки?

Слушая сказки, ребенок чувствует себя активным участником и всегда на стороне главного героя, который борется за справедливость, добро. Сказка воспитывает в ребенке человечность, способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Но ребенок вместе с тем активный от природы, он не только слушает сказки, но он и действует, творит, опираясь на них.

Но не все дети могут их пересказать, так как, у них недостаточно развита связная речь, которая состоит в основном из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста.

Исходя из этого, мною было рассмотрено множество технологий, направленных на речевое развитие дошкольников (изучала и применяла в работе ТРИЗ технологию, технологию Синквейн, мнемотехнику).

А сейчас я хочу познакомить вас с новой технологий – это   работа с картами Проппа.  Методика работы с картами Проппа известна давно, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. При помощи данной технологии и использования карточек Проппа у детей развивается внимание, фантазия, воображение, обогащается эмоциональная сфера, активизируется устная связная речь.

Методика фольклориста В. Я Проппа заключается в пересказе сказок с использованием карточек.

- Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

Владимир Яковлевич Пропп, знаменитый советский ученый, известный фольклорист, занимался изучением сказок и выделил в них набор постоянных функций.

«Карты Проппа» - это игровое пособие из 28 карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Преимущество карт Проппа – это каждая карта целый срез карточного мира.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из  событий, как из кирпичиков   складывается  здание сказки.

Карты Проппа   позволяют детям удержать в памяти большое количество инфорации, активизируют связную речь (фото карт Проппа, объяснение).

В начале работы ознакомления с картами я использовала 6 карт, затем постепенно рассматривая каждую функцию в сказке, стала вводить остальные карты.  Работу по данной технологии я решила совместить с проектной деятельностью, которая проходила в течение всего года. Инновация этой проектной деятельности по развитию связной речи заключалась в том, что в ходе реализации проектов, я внедряла технологию работы с картами Проппа.

Например, проект на тему: «Внешние помощники или что делать, чтобы не заболеть» (где дети знакомятся со здоровьем, как одной из основных ценностей нашей жизни, профилактикой заболевания, и рецептами чудо – лекарственных трав). С помощью карточек Проппа дети составляли сказки. Фотографии по теме проекта.

Или проект на тему: «Хозяйка медной горы», где дети знакомились со свойствами камней и проводили всевозможные опыты, познакомились с этой сказкой и использую карточки Проппа, учились пересказывать ее.

Проект на тему: «В мире разных материалов», где дети знакомились со свойствами предметов из дерева, метала, пластмасса, узнали, как и где можно использовать эти материалы, получили представление о безопасном и бережном использовании этих предметов. Также используя карточки Проппа, дети пересказывали знакомую сказку «Жихарка». Карточки помогали запоминать последовательность событий, выделять основное содержание сказки.

В результате работы с картами Проппа дети научились самостоятельно составлять творческие рассказы, высказывать свои мысли, расширился и активизировался словарный запас.

Работая с картами Проппа у детей стало развиваться одно из самых важных умений – умение ясно, понятно, красиво говорить. То есть у детей развивается связная речь.

Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитие связной речи дошкольников. А успешное овладение устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.

А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

                   

      F:\карты Проппа\фото\2021-12-17 20-44-04_1639763156.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...

Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....