Воспитание культурного поведения у детей
консультация

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturnogo_povedeniya_u_detey.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание культурного поведения у детей»

 Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.

Мы хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:

1.    Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.

2.    Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать не неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

3.    Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

4.    Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.

5.    Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.

6.    Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.

7.    Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно.

8.    Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит    место в детском саду.

        Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы, в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

         Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру.

         С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детсаду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, надо начинать с дошкольного возраста.

       

  В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

        Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде.

В силу того, что дети годами посещают, детсад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

        Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

     

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

       Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» — вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста вместе с семьёй

«Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста вместе с семьёй»Культурное поведение детей дошкольного возраста в семье тема очень актуальна, а особенно на сегодняшний  день, она о...

Статья «Воспитание культурного поведения дошкольника»

        Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности...

Консультация для родителей " Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыки культурного поведения, формировать сознательное отношение к порученному делу, надо начинать с дошкольного возраста....

Всеобуч «Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей»

Вашему вниманию представляю разработку всеобуча "Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей"...

Консультация для родителей. Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей.

Консультация  для родителей.Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей. Уважаемые родители!Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интелли...