Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты

Дмитриева Валентина Николаевна

Я в своей работе по патриотическому воспитанию знакомлю детей с историей и культурой своего края, воспитываю к нему любовь и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponomaryova_o.a.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МКДОУ «Детский сад №5»

Выступление на РМО на тему:

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель Дмитриева В.Н.

                                                        Г. Обоянь 2024г

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Я в своей работе по патриотическому воспитанию знакомлю детей с историей и культурой своего края, воспитываю к нему любовь и уважение.

Актуальность темы:

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,  его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Поэтому мы выделили цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Цель работы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.  

Задачи:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду;
  • формирование интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • воспитание толерантности и чувства уважения к другим народам и традициям.

         Формы и методы работы:

- Пополнение предметно- развивающей среды группы, оформление группы к праздникам (патриотический уголок, стенды, стенгазеты).

- Беседы о родном городе, стране и т.д.

- Показ иллюстраций, фильмов, слайдов.

- Прослушивание аудиозаписей.

- Организация тематических выставок.

- Использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен).

- Патриотические игры детей.

- Экскурсии и целевые прогулки (краеведческий музей, детская библиотека, достопримечательности города, Мемориал Воинской Славы и т.д.

- Знакомство с творчеством русских писателей и поэтов, художников и композиторов.

- Тесное сотрудничество с родителями детей группы.

- Личный пример.

 

В своей работе с детьми, мы стараемся донести до них, что любовь к Родине начинается с любви к матери, с уважения к людям, окружающих их, с родного дома, улицы.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим в детском саду к Дню матери и женскому дню 8 марта. Дети с воспитателями делают подарки, открытки, приглашения на праздник, оформляют стенгазеты.

В процессе своей работы проводим с детьми НОД, открытые и тематические занятия, главной задачей которой является воспитание у детей патриотических чувств; любви к своей семье, к своему городу, к своей Родине.

Проводим с детьми беседы, знакомим с произведениями художественной литературы о войне.

С детьми группы с привлечением родителей участвуем в патриотических акциях; «День дарения книг», «Напиши письмо солдату», «Помощь фронту» (сбор гуманитарной помощи солдатам в госпитали и на фронт), дети рисуют рисунки, которые вкладываем в посылки с продуктами и вещами.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым стать на защиту Родины. Поэтому, проводим с детьми праздники или тематические занятия к 23 февраля, Дню Победы, Дню России, Дню памяти и скорби. Перед проведением праздников проводим акцию «Подарок солдату», в которой принимают участие дети, родители, педагоги детского сада, возлагаем цветы к обелиску воинам освободителям.

Воспитание любви к родному городу, месту, где ты родился и живешь, играет большую роль в воспитании патриотических чувств у детей  дошкольного возраста. Экскурсии, в ходе которых знакомим детей с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим, знаменитыми людьми вызывают у детей положительные эмоции и чувства.

Посещение краеведческого музея, планетария, рассматривание экспонатов, погружение в историю малой родины, все это способствует воспитанию любви к родному краю.

Развивая умение у дошкольников проявлять интерес к детской литературе русских писателей и поэтов устраиваем экскурсии в детскую библиотеку, где также проходят праздники: «День Доброты» и др.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей используем произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Через все игры красной чертой проходит нравственное, эстетическое воспитание детей. Участвуя в театрализованных постановках дети очень ярко и эмоционально выражают доброжелательное отношение  к миру природы, окружающему миру.

Большие потенциальные возможности патриотического воспитания заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии, с детьми проводим утренники, праздники, досуги: «Осенины», «Масленица», «День семьи, любви и верности».

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образы. Народные песни, мелодии обладают художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Частушки, загадки вызывают у детей интерес, желание исполнять их самостоятельно.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и самые главные участники формирования личности ребенка. Родители всегда участвуют в праздниках, развлечениях, которые стали традиционными в ДОУ: «День защитника Отечества», «День матери», «Женский день 8 марта».

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».

Может ли педагог, не имеющий патриотических чувств развить эти чувства в детях? Конечно же это невозможно. Дети всегда чувствуют фальшь. Как сказал Альберт Энштейн: «Единственный разумный способ обучать людей это подавать пример». Я люблю свою Родину и горжусь ею. Она у меня одна со своими достоинствами и недостатками. Другой у меня нет и не надо. Я горжусь нашей победой, нашими воинами-защитниками Отечества. Посещаю места боевой славы, мемориалы: Курская дуга, Прохоровское поле, Поныри и др. Для меня важно отдать дань памяти погибшим воинам, узнать побольше информации о тех великих и трагических днях. Также стараюсь участвовать в значимых мероприятиях нашего города, митингах, спортивных мероприятиях, приуроченных к памятным датам, привлекаю внука, поддерживаю его, когда он участвует в памятных турнирах по боксу. Участвую в патриотических акциях, проводимых в нашем учреждении: «Напиши письмо солдату», «Бессмертный полк», «Семья-душа России», оказываю посильную помощь фронту, зачастую через брата, который является волонтером с первых дней СВО. Также являюсь членом участковой избирательной комиссии, где тоже вношу свою лепту на благо нашей Родины.  Я думаю, что дети чувствуют мою искренность в работе с ними по данному направлению. Я верю, что мои воспитанники станут в будущем достойными гражданами, любящими свою Родину. Ведь воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах работы:

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду проводится систематически и постоянно. Ведь патриотизм – главная черта русского народа. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

1.Актуальность и перспективность опыта Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, на...

Опыт работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В презентации представлены все виды деятельности , формы работы, проводимые педагогами в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Отчет по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год...