Консультация " Особенности психического развития детей раннего возраста"
консультация

Каус Елена Николаевна

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии ребенка. По  насыщенности овладения навыками  и умениями, по темпам развития   ранний возраст не имеет себе подобного в последующие годы жизни человека. В  первые годы жизни закладываются фундаментальные личностные образования: общая самооценка, доверие к людям, познавательная активность, инициативность, стремление к самостоятельности, творческие способности.  Их становление требует грамотного воздействия со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности  с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 21 «Золотой ключик»

Консультация

Тема: «Особенности психического развития детей раннего возраста»

Подготовила:

педагог-психолог Каус Е.Н.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии ребенка. По  насыщенности овладения навыками  и умениями, по темпам развития   ранний возраст не имеет себе подобного в последующие годы жизни человека. В  первые годы жизни закладываются фундаментальные личностные образования: общая самооценка, доверие к людям, познавательная активность, инициативность, стремление к самостоятельности, творческие способности.  Их становление требует грамотного воздействия со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности  с ребенком.

В течение всего раннего детства ведущей является предметная деятельность, в ходе которой ребенок постепенно входит в мир взрослых, знакомится с назначением различных бытовых предметов, овладевает способами обращения с ними. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Интенсивное освоение окружающего мира с помощью действий с предметами составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка данного возраста. Эта деятельность называется ведущей не только потому, что интересна детям и занимает большую часть их свободного времени, но и потому, что
именно в ней происходят наиболее существенные изменения всех сторон психики ребенка:

  1. Совершенствуются восприятие, мышление, память;
  2. Развиваются такие важные личностные качества как инициативность, самостоятельность, целенаправленность.

Действия с предметами не ограничиваются усвоением одних лишь бытовых навыков. Ранний возраст – период активного, самостоятельного экспериментирования. Малыш проявляет интерес ко всему новому:  внимательно рассматривает предметы, подолгу вертит их в руках, пытается разобрать и разными способами воздействовать на другие предметы. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении  раннего детства и  является важной составляющей познавательного и творческого развития.

Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

О благополучном познавательном развитии малыша свидетельствуют:

  • Ярко выраженная любознательность
  • Разнообразие исследовательских действий
  • Увлеченность, настойчивость в достижении поставленной цели
  •  Активное стремление к преодолению трудностей в действиях с предметами

Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей раннего возраста. Очевидно, что обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, помочь ему овладеть средствами изучения окружающего мира могут только взрослые, которые:

  • Организуют предметную среду, стимулирующую развитие;
  • Привлекают внимание к новым предметам
  • Знакомят с их назначением , учат пользоваться ими
  • Организуют разные виды детской деятельности

Окружающие вещи интересны, загадочны, часто недоступны для ребенка. Поэтому он обращается к близким за помощью, разъяснением, соучастием. Стремление к такому взаимодействию составляет сердцевину общения ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста. Поэтому оно получило название делового общения. Главное в таком общении – практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как партнер по совместной деятельности,  помощник, как образец для подражания, как эксперт по оценке знаний и умений малыша.

Ребенок, имеющий благополучный опыт общения со взрослыми, проявляет ярко выраженную инициативу по отношению к ним, стремится привлечь их внимание к своим занятиям, обращается за помощью и оценкой своих действий, настойчиво требует соучастия в своих делах, чувствителен к отношению близких, охотно подражает старшим, доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым. 

Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной  (перенесенной вовнутрь) оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности

 Принципиальное значение для психического развития ребенка имеет овладение речью. Она возникает в общении со взрослыми и развивается как его важнейшее средство. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников  в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память.


Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.  Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

В раннем детстве особенно ярко проявляется взаимообусловленность психического и физического.  В силу недостаточной уравновешенности нервных процессов, их подвижности, дети легко утомляются. А повышенная утомляемость часто бывает причиной капризов, конфликтов между детьми. Уравновешенное состояние, бодрое настроение поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением: дети легко возбудимы, много двигаются, не способны к ожиданию, им легче что-либо делать, чем воздержаться от действия.

 Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.

Детям раннего возраста присущи такие особенности как повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость. Им легко предается настроение взрослых, детей. Еще не понимая слов, ребенок рано начинает понимать сердится на него взрослый или нет. 

Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями (свидетельствами) отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте.

Уже на втором году жизни дети начинают проявлять интерес к играм с сюжетными игрушками. К 3 годам эти игры занимают достаточно большое место среди любимых занятий малышей. Сюжетная игра имеет большое значение для их психического развития. Она является одним из важных средств познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В ней закладываются предпосылки СРИ – ведущей деятельности дошкольного возраста.

В раннем детстве зарождается еще одна важная сфера коммуникаций ребенка – общение со сверстниками. Первоначально другой малыш воспринимается ребенком лишь как интересный объект для наблюдения и исследования. Но в конце 2 года жизни между детьми начинают складываться особого рода контакты – эмоционально-практическое взаимодействие, в ходе которого дети получают первые уроки общения с ровесниками. На первый взгляд их контакты выглядят как баловство: подражая друг другу, малыши обмениваются улыбками, смехом, забавными движениями, звуками, прыгают, бегают и т.п.  Однако в ходе этих беспредметных игр-забав они учатся откликаться на инициативу партнера, чувствовать и понимать друг друга, на языке эмоций и действий договариваться, действовать совместно. Общение со сверстниками является одним из важных средств развития самосознания, формирования адекватного представления ребенка о себе.

К концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки - гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности.

Итак, основные линии развития ребенка в раннем возрасте - развитие предметной деятельности и общения со взрослыми, в рамках которых совершенствуются все психические функции, возникает речь, складываются новые виды деятельности: процессуальная игра и общение со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)

Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".

Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Возрастные особенности психического развития детейраннего возраста от 2 до 3 лет...

Особенности психического развития детей раннего возраста.

Статья о особенностях психического развития детей раннего возраста....

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет.

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет....

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в ...