Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет
статья (младшая группа)
Возрастные особенности психического развития детей
раннего возраста от 2 до 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности психического развития детей
раннего возраста от 2 до 3 лет
Базисные характеристики личности ребенка 3-го года жизни | Краткая характеристика детской деятельности |
Компетентности. Социальная. Развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Общение со взрослыми помогает приспособиться к новым условиям жизни в детском саду: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения могут тяжело переживать отрыв от матери. Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Нуждаются в доброжелательном внимании и заботе взрослых. Любое неодобрение со стороны взрослых болезненно переживается. Детское общество только начинает формироваться. Большую часть времени проводят в одиночных играх. На третьем году жизни активно подражают друг другу. Возникает система «Я», которая включает познание ребенком себя через свое имя («Я – Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я – хороший») и самостоятельности («Я – сам»). Интеллектуальная. Характерно стремление к познанию окружающего мира. Настоящие исследователи. Любят рассматривать предметы, действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать. К концу третьего года дети активно стремятся поучить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету. Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения. Физическая. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем; организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды. Совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация. Увеличивается двигательная активность, происходит накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазанье, прыжки с места. Не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Выполняет гигиенические процедуры (умываются…) Психические процессы. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память. Восприятие развивается в процессе практических действий (путь проб и ошибок). Оно тесно связано со словом – ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета. Мышление имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования открывают новые средства для достижения целей. К третьему году жизни, могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя «в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения). Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминают то, что понравилось (то, что запомнилось само). Качества. Эмоциональность. Характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Легко заражается эмоциональным состоянием сверстников. Обогащается чувственный опыт, любят нравиться другим, подражают сверстникам. Появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий, чувства гордости и стыда. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные и художественные произведения. Ранний возраст завершается кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Произвольность. Начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. Креативность. Проявляется в игре - могут увидеть в одном и том же предмете различные образы (предметы-заместители). Инициативность. Проявляют инициативу и активность в играх с игрушками-персонажами, желание самостоятельно подобрать игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Проявляются попытки по собственной инициативе рассказать об изображенном предмете, прочесть стихотворение, спеть песенку, порисовать. Проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций; Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Активно заявляют о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать и др.) Часто не учитывают словесные инструкции, поэтому взрослым важно предвидеть опасные ситуации и заранее устранять их причины. Выводы: - Развитие самостоятельности - Формирование предметно-игровой деятельности - Ситуативно-деловой характер общения со взрослыми - Совершенствование восприятия, речи, наглядно-действенного мышления, познания | Ведущий вид деятельности – предметная. Открывают для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей. На основании практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении. Начинают сравнивать свои действия с действиями взрослого. Под влиянием предметной деятельности развиваются игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др. Игра. Большую часть времени проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают.использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители). Общение. Развивается потребность в общении со взрослым. Необходимы поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками. Чтение. Начинает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Запоминают и проговаривают отдельные слова, небольшие фразы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения: потешки, песенки, сказки, стихотворения. Труд. Преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда. Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (самостоятельно едят…) Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде), пользуется индивидуальными предметами. Продуктивная деятельность. Появляется изобразительная деятельность, способность сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий. В лепке могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные). Конструирование носит процессуальный характер. Могут конструировать по образцу элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей. Музыкально-художественная деятельность. Носит непосредственный характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: дифференцируют звуковые свойства предметов, осваивают звуковые пред-эталоны (громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно). Начинают проявлять интерес к пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...
«Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)
Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...
Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"
Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...
Особенности психического развития детей раннего возраста.
Статья о особенностях психического развития детей раннего возраста....
Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности психического развития детей. Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет). На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная де...
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет.
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет....
«Особенности психического развития детей раннего возраста»
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в ...