КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТА Я САМ
учебно-методический материал (младшая группа)

Нагорьская Людмила Евгньевна

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТА Я САМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_proekta_ya_sam.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Консультация для родителей
Я – сам

                                                 Пыть-Ях,2021-2022г

Не так-то и сложно приучить вашего малыша к самостоятельности.

Главное – это внимание и поддержка

Все родители стараются, чтобы их дети выросли умными, сильными, ловкими и самостоятельными. Читать, писать и считать ребенок рано или поздно научится. Сила и ловкость прекрасно развиваются подвижными играми, катанием на велосипеде, лыжах и конках. Но игра – все-таки игра, и для приобретения навыков настоящей работы она мало приспособлена. Научиться забивать гвозди можно только в процессе забивания этих самых гвоздей. Если вручить мальчишке молоток, дать гвозди и предложить забивать их в никому не нужную дощечку, для него это просто останется игрой, и он с тем же успехом попробует забить гвоздь в стол или полированную тумбочку. Несколько примеров из обыденной жизни помогут разобраться в процессе воспитания самостоятельности у детишек.

Малыши – наблюдатели

Однажды соседу по даче потребовалось покрыть сарай рубероидом. Крыша этого ветхого сооружения взрослого человека вряд ли бы выдержала. И тогда наверх отправился его пятилетний сынишка. Мы с соседом, стоя на лестницах, раскатывали по крыше рубероид, а ребенок, лежа на животе, орудовал молотком. Через каких-то десять минут он уже попадал по гвоздям, а потом и вовсе стал их заколачивать. К вечеру работа была выполнена. Так мальчик научился пользоваться молотком. Три десятка погнутых гвоздей и полрулона испорченного рубероида не в счет. Зато, когда через десяток лет потребовалось повторить операцию, паренек справился с этим в одиночку.

Другой пример. Нашей семье понадобилась более вместительная туристическая палатка, и мы решили сшить ее сами. Совсем маленькие дочки приняли в этом процессе живейшее участие. Еще бы! Они «строили» домик, в котором очень скоро будут жить. Жена доверила им работу на швейной машине. Простые прямые швы вполне получались у девочек. Как они старались! Это ведь не платье для куклы сшить. Там, если что не так, можно выкинуть испорченный материал и взять новый, а тут надо было работать без ошибок. Постепенно девочки научились обращаться со швейной машиной.

Малыши буквально с рождения внимательно и весьма придирчиво наблюдают за родителями и другими взрослыми и замечают в их поведении то, на что те давно перестали обращать внимание. Если в семье делят работу на «мужскую» и «женскую», да еще и спорят по этому поводу, то ребенок не всегда сам захочет найти работу «детскую». Даже мытье посуды (чего же проще?) покажется малышу наказанием, и делать это в дальнейшем он будет только по принуждению. А вот если мамы и папы, дедушки и бабушки станут оспаривать друг у друга право помыть посуду, то ребенок легко присоединится к такой «борьбе».

Еще один пример. Как-то в походе к нам на стоянку зашли в гости туристы, остановившиеся неподалеку, и застали такую картину. Двое наших товарищей пили чай у костра, а все остальные, включая детишек, увлеченно чистили рыбу. Несколько удивленные таким зрелищем, гости рассказали, что у них обработка рыбы приравнивается если не к наказанию, то к работе неприятной, поэтому чаще всего рыбой занимаются те, кто ее добыл. В свою очередь мы объяснили, что просим своих рыболовов постараться, а все остальное сделаем сами. И вот наши добытчики отдыхают, а мы чистим.

Естественно, при таком подходе к делу дети вместе со всеми охотно и старательно чистили рыбу. А какой вкусной она после этого им казалась! И что из того, что на первых порах часть работы за них приходилось доделывать? Зато по окончанию похода малыши довольно уверенно управлялись с ножом.

 Доверие и поддержка

Конечно, нож, иголка или топор в руках ребенка являются источником опасности. Но куда большая опасность возникнет, если они окажутся у малыша случайно, без ведома взрослых. Догадываясь, что в случае обнаружения ножик у него отнимут, ребенок где-нибудь спрячется и будет играть с ним так, чтобы его никто не видел. Чем закончится эта игра, не знает никто.

Гораздо надежнее показать детям, как правильно обращаться с инструментом, обратив особое внимание на технику безопасности, и объяснить им смысл предстоящей работы. Само собой разумеется, что все время ребенок должен находиться под контролем. Правда, это не означает стоять рядом и наблюдать, как малыш выполняет вашу работу. Просто надо подобрать дело, которое выполняется вместе, и тогда контроль не покажется ребенку слишком назойливым.

На территории детского сада упало большое дерево. Меня попросили подождать, когда придет еще один папа, и вместе с ним распилить двуручной пилой ствол на небольшие бревна. Такой папа появился, и мы принялись за работу. Наши сыновья схватили ножовки и стали отпиливать тонкие ветки. Воспитатели этому не препятствовали, так как папы были здесь и отвечали за все. Мой партнер по пиле то и дело отвлекался и поучал сына: «Боря, осторожнее… Боря, убери руку… Боря, не поранься…» повторять его не хотелось из какого-то чувства внутреннего противоречия.

В результате мой сын поцарапал ножовкой колено. Воспитатели быстренько обработали ранку, и он как ни в чем не бывало продолжил свое дело. Хныкать он не мог, поскольку на него смотрели девочки из его группы. А Боре, судя по всему, надоел прессинг со стороны папы, он отложил ножовку и присоединился к зрителям. С тех пор мой сынишка хорошо усвоил, как надо обращаться с острыми инструментами вообще и с ножовкой в частности.

  Творческий подход

Процесс обучения пройдет успешно, если инструменты будут в хорошем состоянии. Пилить тупой пилой или шить тупой иглой все равно что играть на расстроенном рояле.

Когда сынишка в походе захотел попробовать ловить рыбу на спиннинг, в целях безопасности я затупил на блесне крючки. И что же? Прекрасная щука килограмма на полтора, ехидно улыбаясь, выплюнула блесну у самого берега. Малыш расстроился, но посчитал происшествие простым недоразумением. А мне это послужило хорошим уроком. Так что на ошибках учатся не только ученики, но и учителя.

В процессе обучения ребенок обязательно что-нибудь сломает, испортит, сделает не так. Чаще всего это происходит от чрезмерного усердия и старания показаться «уже большим».

Однажды у соседей маленькая внучка решила помочь бабушке и дедушке и вместо сорняков повыдергивала из грядки что-то очень полезное. Старики внучку очень любили и наказывать ее не стали. Более того, они придумали игру на тему «съедобное – несъедобное». Например, бабушка просила внучку принести из огорода листочек какого-нибудь растения – крыжовника, репки и т.п. В задачу внучки входило принести единственный правильный листик. Или дедушка с завязанными глазами должен был определить, листик какого растения принесла ему внучка. Скоро Вера стала прекрасно разбираться в огородной ботанике. Правда, в результате таких игр листочков на участке поубавилось, но приобретенные внучкой знания того стоили. А листочки через год снова выросли. И как можно наказывать малыша, если он хотел помочь, сделать полезное дело, да что-то не вышло? У взрослых тоже не всегда получается. Взрослый легко найдет «объективное» объяснение своему промаху, а у детей жизненный опыт по части оправданий беднее, да и обманывать сами себя они еще не научились

 Хвалить, но с умом

За хорошо сделанную полезную работу малыша хочется похвалить, что мы и делаем с удовольствием. Однако важно знать меру! Однажды в походе шестилетний Вова взял в руки топор, возможно, впервые в жизни, и принялся перерубать жердь толщиной с руку. Его окружили многочисленные родственники и знакомые с фотоаппаратами кинокамерами и через час встретили завершение работы дружными продолжительными аплодисментами. Спустя пару дней Вова решил повторить свой «подвиг» и предложил окружающим снова достать снимающую аппаратуру. В байдарке с бабушкой и дедушкой он сидел пассажиром и за весь поход ни разу не прикоснулся к веслу.

А вот его ровесник Сережа управлялся с веслом в меру своих сил, работал топором и пилой, ловил рыбу, собирал грибы и ягоды. И, надо заметить, никто особого внимания на это не обращал. Уже через много лет Володя признался, что тогда завидовал Сереже, так как того воспринимали «как большого», а он сам без аплодисментов ничего путного делать не мог.

Наверное, лучшей похвалой для ребенка можно считать доверие к его работе, когда пойманная им рыбка, собранные ягоды и грибы идут в общий котел. Грибы, естественно, надо разделить на съедобные и несъедобные, желательно при непосредственном участии самого малыша. Свежий пример из походной жизни. Маленького Мишу родители взяли в поход. В свои два с половиной годика он и говорить-то как следует еще не научился, но внимательно ко всему присматривался, самое скучное, но, увы, необходимое дело в водном походе – это погрузка катамаранов. Один человек укладывает и привязывает вещи, остальные их подносят. И вот Миша захотел влиться в общее дело, взялся за рюкзак, но не смог сдвинуть его с места, что вполне объяснимо. Но скоро он обнаружил, что ему по силам поднять свернутые в трубочку пенополиуретановые коврики. И тут надо отдать должное товарищу, занимающемуся укладкой вещей на катамаран. Он без лишних слов принял у Миши коврик, который сразу привязал, хотя по распорядку коврики грузили в последнюю очередь. Воодушевленный мальчонка отправился за следующим ковриком. Так Миша без подсказок нашел себе постоянное посильное занятие. Потом он начал приносить к костру сучки, палочки и даже маленькие бревнышки, обожал лепить из теста пирожки с черникой. Естественно, родители были очень довольны таким поведением сына, но все восторги оставляли при себе. Они, как и все остальные, относились к результатам работы малыша так же, как если бы на его месте был кто-нибудь из взрослых. Скорее всего, Миша вырастет самостоятельным человеком.

 Давай поиграем

Помните: дети очень любят играть.

Как-то жили на даче вдвоем бабушка и внучка. Однажды внучка пожаловалась на скуку, и бабушка посоветовала той покопаться в огороде. Дело, конечно, полезное, но вряд ли бы оно развеселило девчушку. А вот мудрые бабушка и дедушка, другие, конечно, выделили внучке отдельную небольшую грядку. Она сама ее вскопала и посадила огурцы, поливала, пропалывала – в общем, делала все по правилам. А с каким удовольствием малышка потом угощала всех «своими» огурцами! На следующий год она попросила увеличить свой огород и вырастила там репку и морковку. Эта девочка стала врачом, но с огородом управляется весьма уверенно.

Будьте внимательны к своему ребенку и у него все получится.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как научить

ребёнка одеваться

Консультация для родителей

                               Пыть-Ях ,2021-2022г

Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь одеваться самостоятельно. А когда начинаем наверстывать упущенное, оказывается, что ребенок категорически не желает одеваться сам…

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть много численные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.

Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша- паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

Чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании, доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда проговаривайте совершаемые действия. Пример простейшей игры: «Мы идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками».

Если песенки на малыша не действуют, то можно выбрать его любимых сказочных героев и одеваться как они.  Задействуйте весь свой артистизм и побудите ребенка одеться, как оделся бы его любимый персонаж. Сделайте вид, что свитер – не свитер, а курточка Буратино, шапочка – его колпачок, сапоги – чудесные башмачки и т.д.

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь. А еще при одевании можно использовать всякие потешки.

 Если ребенок упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает ребенок. Просто заранее подготовьте ему на выбор несколько вариантов,  тогда и вам будет проще согласиться с его выбором.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать ботинки

Первое время от ботинок на шнурках и сандалий с застежками лучше отказаться. Малыш не сможет сам расшнуровать ботинок перед тем, как надеть его, а после зашнуровать. Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как одеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли ребенок надеть обновку сам.

Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно?

 Учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней было надевать и т.д.

В три-четыре года детишки, так или иначе, уже умеют одеваться, но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить  ребёнка, признавать его успехи, помогать ему  в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу».

Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на «слабо». Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся.

Не стоит упускать из вида  ещё одну причину отказа от самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые дети обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них  может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.

Основные тезисы:

1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге Билла Адлера "Перехитрим малыша” есть совет, который может помочь родителям научить своего ребенка за несколько минут  надевать куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам "нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период "Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша - ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Убираю игрушки сам

Консультация для родителей

                                            Пыть-Ях, 2021-2022г

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка ответственным и трудолюбивым человеком.

Ребенок откликается на просьбы родителей помочь, начиная с годовалого возраста. Он может принести что-то, положить грязные вещи в стиральную машину, достать книжку или игрушку. С этого же возраста и надо начинать его учить осваивать главное правило поведения: поиграл - убери за собой сам. Если вы попросите ребенка, которому исполнился только 1 год, убрать за собой игрушки, вряд ли он начнет бунтовать и капризничать. А вот дети возраста 2-3 лет уже начинают проявлять свой характер и испытывают родителей на прочность. Им интересно знать, как поведет себя мама или папа, если он откажется подчиняться.

Заставить малыша делать, то что он не хочет - практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может вылиться в реку слёз и грандиозную истерику. А вот поиграть – с удовольствием!

• Сделайте уборку игрушек самоценным событием. Отведите для этого специальное время, минут 5 – 10, не позволяя себе торопить ребёнка или убирать за него; постарайтесь, чтобы вас ничто не отвлекало: завершите или приостановите домашние дела, которые у вас начаты. Вы приступаете к очень важному делу, 5 – 10 минут должны быть полностью отданы ребёнку. Ребёнок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Убирайте игрушки с удовольствием, как будто это доставляет вам радость.

• Определите места хранения игрушек, придумайте им интересные названия. В этом случае они будут притягивать ребёнка, и он сам, играя, научится убирать игрушки на свои места. Например, машины стоят в «гараже», на нижней полке шкафа, куклы спят в домике, мячи «живут» в коробке. Эти места должны быть постоянными.

• Ни в коем случае нельзя собирать их в одну общую коробку, в кучу. Дело ведь не только в том, что, убрав игрушки, мы устраняем беспорядок в комнате, а в отношении к самим игрушкам, в воспитании бережливости.

Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, беседуя сними, давайте ребёнку установку на сон, еду и т. д.

• Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на ребёнка, нельзя ругать и наказывать малыша, если он что-то сделал неправильно.

• Малыша следует непременно похвалить за проделанную работу. Перечислите, что он сделал, полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво, какой порядок!»

Если ребёнок не выполняет вашу просьбу, не собирайте его игрушки сами, подождите, когда он обратится к вам с какой-нибудь просьбой. Например, если он попросит вас почитать книгу, доброжелательно и твердо ответьте ему, что вы будете делать то, что он просит только после того, как он уберет свои игрушки на место. Необходимо дать понять ребёнку, что нельзя начинать второе дело, оставив незаконченным первое. Этого правила должны придерживаться все члены семьи.

Бесполезно требовать от ребенка соблюдения порядка и чистоты, если сами родители не считают, что аккуратность и регулярная уборка в доме необходимы.

Научить ребёнка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребёнка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим вещам.

Главное – любовь и терпение!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как научить ребёнка мыть руки

Консультация для родителей

Пыть-Ях

Каждый родитель должен понимать, что просто нравоучения – это довольно скучно и нудно. Поэтому необходимо подходить к процессу обучения непринужденно и весело, постараться объяснить основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его.

1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды.

Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.

2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.

3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.

4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.

5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.

6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.

Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.

1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.

2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.

3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как приучить ребёнка к порядку и самостоятельности

Консультация для родителей

Пыть-Ях

Задача каждого родителя - воспитать ребенка человеком умеющим принимать самостоятельные решения, отвечать за свои поступки, делать правильные выборы и осознанно строить свою жизнь. Но важно помнить, что фундамент самостоятельности родители должны у ребенка заложить и начать это делать, следует как можно раньше.

В каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые Вы можете ребенку поручить и за которые готовы отдать ему ответственность за результат. Многие виды бытового труда не требуют специального обучения: он прост, многообразен и быстро усваивается. Поэтому сначала Вы должны для себя четко сформулировать, какие дела ребенок уже сможет делать сам. Составьте список этих действий. Разграфите лист на три колонки. В первую напишите действия, которые ребенок может совершать по уходу за собой. Например: умываться, одеваться, причесываться.

Во вторую колонку напишите действия, которые ребенок уже может выполнять по уходу за своими вещами: вешать одежду в шкаф (на стульчик), ставить обувь в шкаф, относить грязное белье в корзину, застилать – расстилать кровать, складывать игрушки.

В последнюю колонку выпишите, что ребенок может делать для всей семьи. Например: поливать цветы, выгуливать собаку, вытирать пыль, пылесосить, накрывать на стол.

Бытовые домашние обязанности и уход за собой являются первой формой трудовой деятельности ребенка, именно с этих обязанностей начинает формироваться отношение ребенка к труду вообще.

Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый.

Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Большую роль играет то, как относятся к порядку в доме другие домашние. Ребенок, как губка, перенимает их образец поведения. И прежде чем ругать ребенка за беспорядок в комнате, посмотрите, как обстоит дело у взрослых. Если кому то из родителей не свойственно складывать вещи в шкаф, застилать постель, убирать за собой грязную посуду, то не удивительно, что одежду и игрушки ребенка можно будет найти в самых необычных местах, рюкзак будет собираться за пять минут до выхода в школу, а тарелка останется там, где ребенок ел в последний раз.

Поэтому для всех домашних должны быть выдвинуты четкие требования в отношении порядка. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за то, что он сделал что-то сам, но не отступайте от своих требований, если они не выполнены.

Иначе, каждый раз, выполняя что-то за ребенка, Вы будете выстраивать преграду на пути развития к ответственности и самостоятельности.

При правильном подходе выполнение несложных домашних дел быстро войдет у ребенка в привычку.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания

Консультация для родителей

Пыть-Ях

Как хорошо, когда ребёнок сам просится на горшок, сам может раздеться и помогает одеть себя, пытается застегнуть пуговицы и шнуровать туфли. Ребёнок знает, что после прогулки и перед едой надо умываться, успешно пользуется полотенцем, аккуратно чистит зубы, ест самостоятельно, держит ложку в одной руке, пьёт из чашки, не обливаясь, а по просьбе взрослого сам убирает игрушки на место. Просто идеальный ребёнок! Как же нам добиться этого?

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни.

По определению известного физиолога и педагога Н. Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка-это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

От нас, взрослых, изначально продумавших, спланировавших и организовавших работу над этой темой, зависит, каков будет результат по укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены

Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому еще одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа ведет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

Хвалите малыша за все. У ребенка этого возраста очень высока оценка своих действий и возможностей. Постоянно восхищайтесь малышом.

Мама поддерживает ребёнка: «Какой ты большой! Как хорошо поел! Как быстро стал бегать». Малыш уверен, «Самый – самый».

Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений у детей. Хвалите ребенка за любое достижение, замечайте усилие, которое потребовало у него выполнение таких дел, как – то убрать, снять, поработать ложкой во время обеда и т.д. Пусть малыш чувствует, что вы всегда радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверенны в его силах и возможностях. Говорите вслух не о том, что еще не сделал, а о том, что в ближайшем будущем может сделать сам. Помните!

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Утренние и вечерние умывания являются важнейшими гигиеническими процедурами. Для того, чтобы такие мероприятия вызывали у маленького ребенка приятные ассоциации, родители могут разнообразить процесс умывания тематическими стишками и потешками.

Закрепляйте новые навыки ребенка и подтверждайте их на собственном примере,. Акцентируйте на этом: «Смотри, я мою руки перед едой, давай вместе помоем». Помните, что дети очень наблюдательны в дошкольном возрасте и стараются во всем копировать взрослых, не оценивая плохо это или хорошо. Нужно объяснить малышу, что мыть руки нужно перед едой, а также после улицы, пользования туалетом, обращения с животными и игрушками. Во время мытья рук, опять же, можно читать детские стишки, играть в «мыльные перчатки» (чтобы надеть такие «перчатки», малыш должен тщательно намылить каждый пальчик) или в ощущения (мыло душистое, а вода теплая и приятная). Ребенку постарше можно рассказывать, что, помимо грязи, на руках скапливаются невидимые глазу микробы, и с помощью мыла малыш, как добрый и отважный рыцарь, спасет свои ручки от этих злодеев. Процесс мытья рук станет еще более веселым и приятным, если детское мыло будет ярким и необычным (например, рыбка или медвежонок).

Дети очень любят купаться. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были личные принадлежности для мытья (детские мыло или гель для душа, а также маленькая мочалка, которую малышу будет удобно держать в руке). Во время купания помогайте ребенку мыть шею, грудь, живот, ноги и руки, параллельно проговаривая каждое действие. Через некоторое время малыш может начинать пробовать мыться самостоятельно, но непременно под постоянным присмотром родителей. Чтобы ребенку было легче и интереснее обучаться, можно прикрепить к стене ванной комнаты картинки, наглядно показывающие последовательность всех действий.

Начинать приучать ребёнка к горшку нужно в возрасте 1.5 лет. Зачастую дети начинают играть с горшком как с игрушкой. Родители должны символически показать ребенку, как обращаться с горшком; если в доме есть дети постарше, малышу будет полезно пронаблюдать, как они это делают.

После того, как малыш научился ходить на горшок, начинайте приучать его снимать штанишки без помощи мамы или папы.

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.

ПОМНИТЕ!

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не знает, как правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

К трём годам хорошо развитый ребёнок может самостоятельно умываться, чистить зубы, пытается причёсываться, самостоятельно пользуется туалетом и моет руки. За столом старается есть аккуратно, правильно держит ложку, пользуется салфеткой. Может самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать свою одежду. Говорит «спасибо» и «пожалуйста», здоровается и прощается со взрослыми и сверстниками. На улице и дома не разбрасывает мусор. В общественных местах и за столом не кричит, не мешает другим.

Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как развить у ребенка навыки самообслуживания

Консультация для родителей

Пыть-Ях

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника, умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, самостоятельно есть, прибирать игрушки.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Зачастую, родители торопятся прийти на помощь своему ребёнку, или спешат сделать всё за ребёнка, сами. Считая, что их ребёнок всё ещё маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и ребёнок всё время, будет надеяться на других.

Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения. Известно, что дети 3 - 4 лет при хорошем руководстве могут уже, многое сделать сами.

Советы и рекомендации для родителей:

- При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательности выполнения действий. Напомните ребёнку, что зачем следует одевать. На просьбу ребёнка - я сам (сама) не следует отвечать: мне некогда, а лучше дать возможность ему испробовать свои силы. И родители скоро убедитесь, что ваши дети стали более ловкими, умелыми;

- Предложите ребёнку выполнить то или иное поручение, и ещё одна важная деталь – не забывайте хвалить ребёнка за каждую даже самую маленькую удачу на пути освоения трудовых умений, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, но и не торопите ребёнка, если он ещё не готов - важно, чтобы ребёнок научился совсем справляться сам;

- Помните, что труд должен приносить радость ребёнку. Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.

- Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.

И только от нас с Вами взрослых зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.

Желаем вам уважаемые родители успехов и терпения!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Как приучить

ребенка мыть руки

Памятка для родителей

Пыть-Ях

  1. Малыши всегда ориентируются на поведение взрослых, поэтому своим примером показывайте, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры.
  2. Каждый раз напоминайте ребенку, почему необходимо мыть ручки. Рассказывайте про микробов — мелких и невидимых глазу организмов, которые, попав в ротик (носик, глазки) могут вызвать заболевания, боли в животике, рвоту, повышение температуры и прочее.
  3. Создайте условия для осуществления ритуала мытья рук. Для этого около раковины должен стоять устойчивый стульчик или скамейка, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и его ручки не были подняты вверх во время мытья рук.
  4. Научите ребенка самостоятельно включать воду, но контролируйте этот процесс, чтобы малыш случайно не обжегся горячей водой, так как это может настроить на негативное отношение к водным процедурам.
  5. Превратите умывание и мытье рук из рутиной процедуры в игру. Можно, к примеру, устраивать соревнования, у кого будет больше пены. При желании ваш малыш может не только промыть свои игрушки, но и «искупать» самую любимую из них. А если перед умывальником находится зеркало, то кроха может любоваться собой во время мытья рук или корчить смешные рожицы.
  6. Читайте стихи или пойте песенки, они помогут отмерить время, необходимое на намыливание (не менее 20-30 секунд). Примеры: «Что бы было, что бы было, если не было бы мыла? Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила! И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»; «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» и так далее.
  7. Не торопите ребенка. Пусть малыш поймет, что можно получать удовольствие от необходимых процедур. В противном же случае, ребенок не научится правильно мыть руки и будет считать эти важные процедуры «каторгой» или «тяжелой повинностью», а в последствии будет попросту игнорировать их.
  8. Не ругайте кроху за мокрую одежду, воду на полу возле умывальника, полотенце, оставленное на полу и так далее. Со временем, благодаря вашим напоминаниям, малыш научится делать все более аккуратно.
  9. Помните, что во влажной среде бактерии размножаются лучше. Поэтому, если кожу намочить, но не намылить достаточно хорошо, то микроорганизмов станет только больше. Всегда контролируйте процесс мытья рук, пока ваш малыш недостаточно овладел этими навыками. Ведь маленькие торопыжки не всегда хорошо самостоятельно справляются с загрязнениями.

В конечном счете, малыш запомнит, как правильно мыть руки и в каких случаях делать это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация " Экологические проекты- уникальная форма экологического воспитания"

Экологическое воспитание- уникальное формирование экологического воспитаня....

Тема консультации: « Нормативный проект, как один из видов проектной деятельности».

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, котор...

Консультация "Метод проектов в детском саду"

quot;Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образователь...

Консультации к проекту "Моя семья"

Консультации к проекту "Моя семья"...

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"...

Консультация "Метод проектов в ДОУ"

Консультация для педагогов по подготовке проведению проекта...