Конспект развлечения "Матрёнин день"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Ермакова
Конспект развлечения «Народный календарь. 22ноября-Матрёнин день» Создала Ермакова И.В. Задачи: • Познакомить детей с технологией создания вязаного изделия. • Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели. • Продолжать знакомить детей с народным календарем. • Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение. • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам. Обогащение словаря: • Волна, кудель, прялка, модель, пряжа, крючок, чёска. Место проведения: • русская изба МБДОУ «ДСКВ № 27» Оборудование: • выставка образцов вязаной детской одежды и сшитой из ткани, • магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; • угощение для детей: пироги и чай; • демонстрационный материал: рисунки домашних животных: овцы, барана, козы; овечьи ножницы, волна (овечья шерсть), свернутая в кудель овечья шерсть, чёска, прялка, пряжа, спицы, начатое вязаное изделие на спицах. • раздаточный материал: образцы волны, модели на магнитах, дидактическая игра «Подбери заплатку», Предварительная работа • Чтение русских народных сказок; • слушание русской народной музыки; • экскурсии в русскую избу; • знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа; • заучивание потешек, поговорок; • знакомство с домашними животными. Ход развлечения Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка Матрена. Матрена: Здравствуйте, гости дорогие. Гости званные и желанные. Гости на пороге – хозяйке радость. Для них и место готово. Я вас очень ждала на праздник «Матренин день», его отмечают 22 ноября, в самом конце осени. Я в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести. Раздается стук в дверь. Входит родительница в роли Емели. Емеля: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка! Матрена:Здравствуй, Емелюшка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот, видишь, ведра мои пустые. Может, ты сходишь? Емеля: С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки и варежки прохудились, а на улице холодно. Матрена:Емеля, какой ты не бережливый, столько носок и варежек у тебя дырявых. Емеля: Да ничего страшного. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из шерстяной пряжи. Матрена:Емеля, как же ты до ярмарки доберешься? Руки и ноги отморозишь! Дети, что же делать?/Ответы детей\ Емеля: Ребята, а вы мне не поможете заплатку залатать? Дети: Да! Поможем! Емеля просит пройти к столам, где лежат носки и варежки, дети подбирают нужную заплатку. Игра «Подбери заплатку» Хозяйка и Емеля проверяет выполнение задания. Матрена: Ну что, Емеля, тебе понравилось, как дети залатали носки и варежки? Емеля хвалит детей. Матрена: А теперь, Емелюшка, садись и послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих домашних животных. Ответы детей (коза, овца, баран).(Воспитатель выставляет рисунки животных) Матрена:Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное в начале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку? Ответы детей (ножницами). Готовую шерсть, чтобы была ровной и гладкой, чесали вот такой ческой. Я сейчас раздам клочки чесанной шерсти, пощупайте, потрогайте, помните, понюхайте и назовите мне ее свойства. Дети: мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная. Матрена: Вот из этой шерсти получилась нитка. Давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. В старину были разные виды прялок \Дети рассматривают прялки/ Бабушка садилась за эту прялку, клала шерсть или по-другому «кудель», в вилочку и пряла, ниточка тянулась на веретено и получался клубок пряжи. Дети, что делали из этой пряжи? Ответы детей: Вязали носки, шарфы, шапки и т.д. Матрена: А чем они вязали? Ответы: Вязали спицами, крючком. Матрена: У вас, наверно, дома тоже есть вязаные вещи? Расскажите кто и как их связал? Матрена:А теперь давайте отдохнем. Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка» Рассказывается воспитателем Выполняется детьми Представьте: на лугу пасутся барашки. Позовите к себе жестом барашка. Жестом зовут барашка. Присядьте, погладьте барашка. Почувствуйте его шерстку. Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? Шелковистая или грубая? Приседают, гладят барашка. Представьте, как мы его будем стричь. Прижмите его к себе ласково, но крепко, что бы барашек не испугался и не вырвался. Возьмите воображаемые ножницы, покажите, как вы стрижете барашка. У кого он вырывается? Держите его крепче! Стригут, изображая указательным и средним пальцами ножницы, напрягают мышцы пальцев. Напрягают мышцы рук, изображая как прижимают барашка. А сейчас соберем волну. Какая она на ощупь? Возьмем ческу и расчешем волну. Изменилась она на ощупь? Какая стала? Свернем волну в кудель. Показывают, как чешут волну, сворачивают её в кудель. Положите кудель в вилку. Будем прясть. Тянем ниточку, тянем. Попытайтесь почувствовать какая тонкая получается нить, прочная. Покажите пальцами как правильно закручивать нить, как ногой нажимаете и вращаете колесо прялки. Кладут воображаемую кудель в воображаемую вилочку. Показывают движениями как прядут на воображаемой прялке. Смотаем нитку в клубок. Клубок получился большой, упругий, попытайтесь это почувствовать. Показывают как сматывают воображаемую нитку в клубок. Начнем вязать перчатки. Представьте, как вы берете спицы, вывязываете петли. Хорошие получились перчатки. Изображают движениями, как вяжут перчатки: держат кончиками пальцев спицы, круговыми движениями руки показывают, как вывязывают петли. Натяните перчатки на пальцы. На большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Тепло ручкам? Попробуйте почувствовать, как им жарко. Снимите перчатки и уберите их в карманы. Дети натягивают перчатки на каждый палец одной, затем другой руки, производя массаж пальцев. Пытаются представить как рукам жарко. Снимают перчатки. Моделирование на магнитных досках Матрена: Я вам предлагаю поиграть в игру «Что за чем» Повторить, как изготавливаются шерстяные вещи. Нужно карточки соединить стрелками в нужной последовательности. Правильное соединение: овца > ножницы > волна > честка > прялка > клубок > спицы > варежки. Игра «Узнай вязаную вещь» Матрена: Емеля, ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из шерстяных ниток. Дети рассказывают, почему выбрали вещь? (Рассказы 2-3 детей) Матрена: Видишь, сколько времени и труда необходимо для того, чтобы создать вязаное изделие. В старину наши бабушки и прабабушки собирались в русской избе, как и мы сегодня с вами собрались и длинными, осенними вечерами, когда заканчивались работы в поле и на огороде, занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял, кружева плел. Вот этому и был посвящен праздник Матренин день. Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось на наших посиделках? Матрена: И вы мне сегодня понравились, как работали на занятии. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: песни попеть, хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я и забыла. Они уже готовы, только чая нет.\подает на подносе пироги/ Емеля: Да есть чай! За ваши подарки, за ваше доброе гостеприимное отношение, я вспомнил волшебные слова и попросил самовар вскипеть; он уже готов. Пойдем в группу пить чай!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlecheniya_matryonin_den.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения

«Народный календарь. 22ноября-Матрёнин день»

Создала Ермакова И.В.

Задачи:

  • Познакомить детей с технологией создания вязаного изделия.
  • Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели.
  • Продолжать знакомить детей с народным календарем.
  • Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам.

Обогащение словаря:

  • Волна, кудель, прялка, модель, пряжа, крючок, чёска.

Место проведения:

  • русская изба МБДОУ «ДСКВ № 27»

Оборудование:

  • выставка образцов вязаной детской одежды и сшитой из ткани,
  • магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки;
  • угощение для детей: пироги и чай;
  • демонстрационный материал: рисунки домашних животных: овцы, барана, козы; овечьи ножницы, волна (овечья шерсть), свернутая в кудель овечья шерсть, чёска, прялка, пряжа, спицы, начатое вязаное изделие на спицах.
  • раздаточный материал: образцы волны, модели на магнитах, дидактическая игра «Подбери заплатку»,

Предварительная работа

  • Чтение русских народных сказок;
  • слушание русской народной музыки;
  • экскурсии в русскую избу;
  • знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
  • заучивание потешек, поговорок;
  • знакомство с домашними животными.

Ход развлечения

Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка Матрена.

Матрена:

Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.

Я вас очень ждала на праздник «Матренин день», его отмечают 22 ноября, в самом конце осени. Я в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести.

Раздается стук в дверь. Входит родительница в роли Емели.

Емеля: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка!

Матрена:Здравствуй, Емелюшка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот, видишь, ведра мои пустые. Может, ты сходишь?

Емеля: С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки и варежки прохудились, а на улице холодно.

Матрена:Емеля, какой ты не бережливый, столько носок и варежек у тебя дырявых.

Емеля: Да ничего страшного. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из шерстяной пряжи.

Матрена:Емеля, как же ты до ярмарки доберешься? Руки и ноги отморозишь! Дети, что же делать?/Ответы детей\

Емеля: Ребята, а вы мне не поможете заплатку залатать?

Дети: Да! Поможем!

Емеля просит пройти к столам, где лежат носки и варежки, дети подбирают нужную заплатку.

Игра «Подбери заплатку» Хозяйка и Емеля проверяет выполнение задания.

Матрена: Ну что, Емеля, тебе понравилось, как дети залатали носки и варежки?

Емеля хвалит детей.

Матрена: А теперь, Емелюшка, садись и послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих домашних животных.

Ответы детей (коза, овца, баран).(Воспитатель выставляет рисунки животных)

Матрена:Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное в начале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку? Ответы детей (ножницами).

Готовую шерсть, чтобы была ровной и гладкой, чесали вот такой ческой. Я сейчас раздам клочки чесанной шерсти, пощупайте, потрогайте, помните, понюхайте и назовите мне ее свойства.

Дети: мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная.

Матрена: Вот из этой шерсти получилась нитка. Давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. В старину были разные виды прялок \Дети рассматривают прялки/ Бабушка садилась за эту прялку, клала шерсть или по-другому «кудель», в вилочку и пряла, ниточка тянулась на веретено и получался клубок пряжи. Дети, что делали из этой пряжи?

Ответы детей: Вязали носки, шарфы, шапки и т.д.

Матрена: А чем они вязали?

Ответы: Вязали спицами, крючком.

Матрена: У вас, наверно, дома тоже есть вязаные вещи? Расскажите кто и как их связал?

Матрена:А теперь давайте отдохнем.

Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка»

Рассказывается воспитателем

Выполняется детьми

Представьте: на лугу пасутся барашки. Позовите к себе жестом барашка.

Жестом зовут барашка.

Присядьте, погладьте барашка. Почувствуйте его шерстку. Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? Шелковистая или грубая?

Приседают, гладят барашка.

Представьте, как мы его будем стричь. Прижмите его к себе ласково, но крепко, что бы барашек не испугался и не вырвался.

Возьмите воображаемые ножницы, покажите, как вы стрижете барашка. У кого он вырывается? Держите его крепче!

Стригут, изображая указательным и средним пальцами ножницы, напрягают мышцы пальцев. Напрягают мышцы рук, изображая как прижимают барашка.

А сейчас соберем волну. Какая она на ощупь? Возьмем ческу и расчешем волну. Изменилась она на ощупь? Какая стала?

Свернем волну в кудель.

Показывают, как чешут волну, сворачивают её в кудель.

Положите кудель в вилку. Будем прясть. Тянем ниточку, тянем. Попытайтесь почувствовать какая тонкая получается нить, прочная. Покажите пальцами как правильно закручивать нить, как ногой нажимаете и вращаете колесо прялки.

Кладут воображаемую кудель в воображаемую вилочку. Показывают движениями как прядут на воображаемой прялке.

Смотаем нитку в клубок. Клубок получился большой, упругий, попытайтесь это почувствовать.

Показывают как сматывают воображаемую нитку в клубок.

Начнем вязать перчатки. Представьте, как вы берете спицы, вывязываете петли. Хорошие получились перчатки.

Изображают движениями, как вяжут перчатки: держат кончиками пальцев спицы, круговыми движениями руки показывают, как вывязывают петли.

Натяните перчатки на пальцы. На большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Тепло ручкам? Попробуйте почувствовать, как им жарко. Снимите перчатки и уберите их в карманы.

Дети натягивают перчатки на каждый палец одной, затем другой руки, производя массаж пальцев.

Пытаются представить как рукам жарко.

Снимают перчатки.

Моделирование на магнитных досках

Матрена: Я вам предлагаю поиграть в игру «Что за чем» Повторить, как изготавливаются шерстяные вещи. Нужно карточки соединить стрелками в нужной последовательности.

Правильное соединение: овца > ножницы > волна > честка > прялка > клубок > спицы > варежки.

Игра «Узнай вязаную вещь»

Матрена: Емеля, ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из шерстяных ниток. Дети рассказывают, почему выбрали вещь? (Рассказы 2-3 детей)

Матрена: Видишь, сколько времени и труда необходимо для того, чтобы создать вязаное изделие. В старину наши бабушки и прабабушки собирались в русской избе, как и мы сегодня с вами собрались и длинными, осенними вечерами, когда заканчивались работы в поле и на огороде, занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял, кружева плел. Вот этому и был посвящен праздник Матренин день. Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось на наших посиделках?

Матрена: И вы мне сегодня понравились, как работали на занятии. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: песни попеть, хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я и забыла. Они уже готовы, только чая нет.\подает на подносе пироги/

Емеля: Да есть чай! За ваши подарки, за ваше доброе гостеприимное отношение, я вспомнил волшебные слова и попросил самовар вскипеть; он уже готов. Пойдем в группу пить чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: День рожденье куклы Кати

Тема: День рожденье куклы КатиЗадачи: в совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание ...

Конспект праздника "День города"

В  сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....

Конспект занятия "День России"

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект «Этот День Победы» (в рамках краткосрочного проекта «День Победы»)

Цель:Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синони...

Конспект занятия "День знаний - День Мира!"

Занятие в непринуждённой форме поможет узнать детям о празднике "День знаний" и сформировать первые понятия о мире и согласие....

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)...

Конспект НОД «День Святого Николая, день добра»

19 декабря - день памяти Николая Угодника. Ему посвещвется отдельное занятие.  Предлагаю конспект для проведения....