"Генеалогическое древо"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
Непрерывно образовательной деятельности
на тему: «Семья,Генеалогическое древо».
В подготовительной к школе группе. (дети от 6до 7 лет)
Подготовила:
Воспитатель
высшей категории
подготовительной к школе группы
Матвеюк О.А.
2024 год
Тема «Семья. Генеалогическое древо».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: с подготовительная к школе группа.
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: группа.
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная.
Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с диском, изображения генеалогических деревьев детей, изображение членов семьи на каждого ребенка, мяч. Палочки Кюзенера на каждого ребенка.
Ход:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Воспитатель обращается к детям. Воспитатель: : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. Воспитатель: Молодцы! Все мы в группе, как семья. Рады все и ты, и я Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Посмотрим от кого оно. Так, от домовенка Кузи. Воспитатель читает письмо. Дорогие, ребята! Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус. Ваш домовенок Кузя. Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье. Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?» 1. Кто на кухне с поварёшкой Кто на свете всех вкуснее 2. С кем же я ходил на пруд? Там у нас рыбалка, Только рыбы не клюют, Что, конечно, жалко! Дня четыре или пять Не приносим рыбы… Скажет бабушка опять: «И на том спасибо»! 3. Кто любовью согревает, 4. Он всё может, всё умеет, Всех храбрее и сильнее, Штанга для него как вата, Ну, конечно, это - 5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… | Дети здороваются с гостями. Дети:( берутся за руки и встают в круг) Слайд 2. Дети: На слайде изображение «7я». Слайд №3 Дети: СЕМЬЯ. Слайд №4 Ответы детей . Слайд №5 Дети ответ: (бабушка) Дети ответ: (дедушка) Дети ответ: (мама) Дети ответ: (папа)
Дети ответ:(ребёнок). Слайд № 5 |
II. Основная часть | |
Воспитатель: А хотите узнать какая была семья первобытная? Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Физ.минутка: музыка. «Что делают мои родственники покажи.»
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Посмотрите на меня - На кого похожий я? Глазки-вишни, как у мамы, Улыбка солнечная –папы. Цвет волос, как у дедули, Носик точно уж бабули. В семье каждый потрудился, Чтобы я такой родился! Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга? Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна. Проводится игра с мячом «Назови свое отчество». Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество. Дидактическая игра «Родственники». Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы понимаете это ворожение? В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Игра «Кто моложе или старше?» Воспитатель. Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами. Воспитатель. Предлагаю Вам послушать несколько родословных древ наших воспитанников. | (Дети сидят полукругом и смотрят на доску) Ответы детей Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Дети показывают действия мамы или папы. Дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи. Иван Пристинский читает стихотворение Дети: ответы детей Слайд №9 Дети: называют свое отчество Дети: После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию. Слайд №10 Дети: Сын, внук, дочь, сын,дочь, брат, сестра. Ответ детей: Ответы детей: Слайд №11 (показ генеалогического древа) , Слайд №12 Слайд №13 Дети представляют своё геологическое древо семьи. (Купцына Екатерина, Потапов Михаил, Макарский Тимофей, Курамина Ярослава |
IIIЗаключительная часть. | |
Воспитатель. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно, Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья! Работа за столами.Ребята предлагаю. вам пройти за стол и из палочек Кюизенера построить дом, какой бы Вы хотели, чтобы был в вашей семьи. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением. | Дети: Выполняют задание. |
САМОАНАЛИЗ
занятия
на тему: «Семья – Геологическое древо семьи»
с детьми подготовительной к школе группы
дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Воспитатель: Матвеюк Ольга Анатольевна
Дата проведения: 27.11.2024год.
Конспект занятия
разработан и проведен в соответствии с основной образовательной программой
дошкольного образования МДОУ «Детский сад №72», по образовательной области «Речевое развитие», с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Тема занятия: «Семья–Геологическое древо семьи» Форма организации детей: с группой детей 8 человек.
Образовательная область - речевое развитие, познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о семье, что такое родословная, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с диском, изображения генеалогических деревьев детей.
Раздаточный материал: изображение членов семьи на каждого ребенка, мяч. Палочки Кюзенера на каждого ребенка.
ТСО: ноутбук, телевизор, медиотехнику с песней «Про мою семью».
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми на тему: Моя семья
Взаимодействие с родителями: пополнение речевого уголка, оборудованием.
При проведении непосредственно образовательной деятельности особое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, согласно СанПиН: проведена влажная уборка, проветривание; освещение и длительность занятия соответствовала требованиям СанПина, мебель (столы и стулья) подобраны в соответствии с ростом детей. Во время совместной деятельности осуществлялась физическая минутка, динамическая смена поз: стоя, сидя, перемещаясь. Соблюдались правила охраны жизни и здоровья детей.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывались:
- интегрированный подход к проведению образовательного процесса;
- разнообразие видов детской деятельности.
- создание атмосферы комфортного пребывания детей на занятии;
- доброжелательное отношение к детям;
- соответствие используемого материала возрастным и психологическим особенностям детей.
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал (презентация, палочки Кюнезенера. Все задачи осуществлялись через объединение наглядных, словесных и практических методов.
Структура занятия:
Вводная часть (организация детей) – 5 минуты.
Основная часть (практическая деятельность) - 15 минут.
Заключительная часть (подведение итогов) - 5 минуты.
Данная структура соответствует требованиям, так как каждая часть занятия решает поставленные задачи и представляет возможность выбора методов и приемов для совместной деятельности детей и педагога. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Вводная часть включает в себя организационный момент, психогимнастику и введение в игровую ситуацию (в гости к детям приходит Домовенок Кузя).
Ввводной части с детьми была проведена коммуникативная игра (проводилась стоя, что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность. Затем я использовала артикуляционную гимнастику, для того чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к дальнейшему занятию. Затем был использован элемент релаксации (прослушивание музыкальной композиции о семье, своего рода переход из вводной части в основную. Дети должны были узнать о чем поется в песне, тем самым настроив детей на дальнейшую деятельность.
В основной части я провела с детьми беседу на тему: «Что такое семья?» Как они понимают это слово. Затем давались новые понятия род, родители, родственники, родословная. Затем раскрывалось понятие «Что такое родословная?» и «Генеалогическое древо». Здесь были использованы метод беседы, прием-вопрос. Групповое и индивидуальное проговаривание. Рассказ детей о своей семье. Закрепление понятий род, родственники, родословная, генеалогическое древо. Использовался прием – вопрос.
Физминутка «Семейная зарядка» позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Здесь основной целью являлось продолжать учить детей работать коллективно.
Игра с мячом стоя на ковре «Кто ты мне?» позволила закрепить понятие детей кто кому в семье приводится. Так же позволила закрепить знания, полученные в ходе предварительной работы. Также дети с помощью палочек Кюнезенера, построили дом своей мечты.
Заключительным этапом основной части дети предоставили генеологическое древо своей семьи. Основной задачей было воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к своей семье.
Чтобы подвести общий итог занятия я использовала прием-вопрос.
Дети отвечали на вопросы и выразили свое отношение к собственной деятельности и общению друг с другом.
Деятельность детей на занятии заключалась в речевой активности, двигательной активности, умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей и работоспособность. Данная деятельность соответствует календарному планированию, программе и возрасту детей.
Я считаю, что цель занятия была достигнута, поставленные задачи решены именно теми приемами, которые я запланировала.
Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей.
Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Перспектива дальнейшей работы:
В дальнейшем планирую продолжать работу по теме семья и родословная. Пополнять уголок» Моя семья», познавательной литературой, дидактическими играми соответствующей возрасту, и вовлекать родителей в образовательную деятельность.
Воспитатель обращается к детям. Воспитатель: : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. Воспитатель: Молодцы! Все мы в группе, как семья. Рады все и ты, и я Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Посмотрим от кого оно. Так, от домовенка Кузи. Воспитатель читает письмо. Дорогие, ребята! Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус. Ваш домовенок Кузя. Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье. Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?» 1. Кто на кухне с поварёшкой Кто на свете всех вкуснее 2. С кем же я ходил на пруд? Там у нас рыбалка, Только рыбы не клюют, Что, конечно, жалко! Дня четыре или пять Не приносим рыбы… Скажет бабушка опять: «И на том спасибо»! 3. Кто любовью согревает, 4. Он всё может, всё умеет, Всех храбрее и сильнее, Штанга для него как вата, Ну, конечно, это - 5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… |
Воспитатель: А хотите узнать какая была семья первобытная? Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Физ.минутка: музыка. «Что делают мои родственники покажи.»
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Посмотрите на меня - На кого похожий я? Глазки-вишни, как у мамы, Улыбка солнечная –папы. Цвет волос, как у дедули, Носик точно уж бабули. В семье каждый потрудился, Чтобы я такой родился! Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга? Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна. Проводится игра с мячом «Назови свое отчество». Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество. Дидактическая игра «Родственники». Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы понимаете это ворожение? В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве естьячейки-окошечки. Игра «Кто моложе или старше?» Воспитатель. Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами. Воспитатель. Предлагаю Вам послушать несколько родословных древ наших воспитанников. |
IIIЗаключительная часть. |
Воспитатель. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно, Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья! Работа за столами. Ребята предлагаю. вам пройти за стол и из палочек Кюизенера построить дом, какой бы Вы хотели, чтобы был в вашей семьи. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"
занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....
Генеалогическое древо семьи
Папка-передвижка на тему "Семья"...
Наш проект "Моя семья", "Генеалогическое древо". Работа с родителями.
Наш проект "Моя семья ", "Генеалогическое древо ". Работа с родителями.Проект «Моя семья».«Генеалогическое древо».Задачи проекта:-формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут ...
Проект "Генеалогическое древо"
Мною составлен и апробирован проект "Генеалогическое древо", созданный совместно с родителями. Работа строилась в несколько этапов, на каждом из которых главной задачей было - воспитывать уважение и г...
Проектная деятельность воспитанников и родителей "Моя родословная. Создание генеалогического древа"
«Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, сво...
Конспект совместного досуга с родителями "Моё генеалогическое древо"
Мероприятие проводилось с родителями и воспитанниками группы. Из ткани изготавливали родовое древо, оформленное в рамку. В дальнейшем эта поделка родителям послужила украшением интерьера их квартиры....
План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе
План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе...