Беседа с родителями «Развитие экспериментальной деятельности дошкольников»
консультация (старшая группа)

Файласова Оксана Владимировна

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные богатства.

           Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_oditelyami.docx175.6 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

«Развитие экспериментальной деятельности дошкольников»

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные богатства.

           Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

  Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   В моей работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, предполагаю решение следующих целей и задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-  развитие собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-  расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- использование познавательно-исследовательской деятельности как стержне образующей для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);

- обеспечение освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношения);

- перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

-воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста использую следующие формы работы:

- занятия;

- беседы познавательного характера;

-киносеансы;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголке природы;

-предметные недели;

-конкурсы;

-диагностика развития детей.

    Образовательная работа по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности познавательно-исследовательской, познавательно-поисковой 2 р. в месяц, а также планирую в разных совместных видах деятельности: наблюдениях во время прогулок, игр и игровых упражнений разной направленности, беседы с детьми, и конечно, опыты и эксперименты в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.  Предусматривается интеграция 5-ти образовательных областей:

           «Уголок экспериментирования», находится вместе с уголком природы в нашей группе. Это такое место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.

  Очень интересно проходят занятия-опыты с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый?”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

           В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изо деятельности и рассказы детей на основе наблюдений).

   Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

           Особое внимание при проведении комплексной экскурсии уделяется организации деятельности детей, в ходе чего развивается умение длительное время наблюдать за растениями, животными, насекомыми; осуществляется обучение находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.

         Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.

           Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

C:\Users\User\Downloads\50ec18c6-4c83-5c0f-8ea0-b21cc09fbf13.pngВажнейшим показателем результативности воспитательно – образовательной работы является положительная динамика общеобразовательного развития детей, о чем свидетельствуют данные мониторинга по экологическому воспитанию в целом, уровень освоения программы увеличился на 15% на конец года. Результаты качества знаний детей по краеведению повысились – на 30%, по экологическому воспитанию – на 2%. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности дошкольников"

Автором представлен теоретический материал по развитию творческих способностей дошкольников средней группы....

Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

Консультация для родителей: «Развитие математической деятельности дошкольников посредством развивающих игр»

Консультация для родителей:«Развитие математической деятельности дошкольников посредством развивающих игр»...

Консультация для педагогов «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников».

Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов является детское экспериментирование. ...

Развитие экспериментальной деятельности дошкольников средствами икт

проект по организации экспериментальной деятельности...

консультация для родителей опытно-экспериментальная деятельность дошкольников

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода ...

Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами...