Рабочие материалы "Из опыта работы"
методическая разработка (младшая группа)

Дарья Николаевна Мигалина

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети  начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Из опыта работы»

«Развитие познавательных способностей детей групп раннего возраста»

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.

Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Основная идея нашего опыта заключается в том, что психолого-педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду – единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Создать соответствующую атмосферу, в которой дети реально проявляют себя, своё взаимодействие, взаимопомощь.

3. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

В организации работы с детьми мы используем следующие методы:

  • наглядные методы: опорные схемы, картинки, иллюстрации в которых развиваем память, мышление;
  • методы проектных технологий, в которых формируем умение использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы;
  • методы экспериментально-исследовательской деятельности, в которых опираемся на представления ребенка о предметах, явлениях природы.

Направления нашей работы с детьми:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие речевых способностей;

Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:

  • индивидуальные, подгрупповые занятия;
  • конкурсы, праздники, развлечения, кружковая работа, опыты и эксперименты, наблюдения;
  • изготовление коллективных панно, коллажей.

В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:

  • игровую;
  • учебно-познавательную;
  • продуктивную;
  • двигательную;
  • трудовую.

Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий. Нами разработаны циклы занятий с использованием игровых методик для детей, которые включают в себя сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Детский сад», «Строим дом»; дидактические игры, игры с предметами. Часть сценариев занятий представлено в приложении 1.

Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление коллективных коллажей. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность классифицировать материалы. Нами были созданы вместе с детьми такие проекты: «Путешествие по сказкам», «Профессии детского сада», «Семья», «Герои мультфильмов», «Домашние животные». Часть проектов представлено в приложении 2.

Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения, содержавшие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию характера. Часть проводимых игр познавательного содержания представлена в приложении 3.

Только поощрения, интерес, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка со стороны взрослых дает положительный результат. Немаловажно тесный контакт с родителями. С этой целью проводятся консультации, беседы, родительские собрания, выставки совместного творчества (приложение 4).

Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный опыт свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Нужно всего лишь дать ребенку радость познания, радость переживания вместе с ним успеха и удовлетворения от своей деятельности.

МДОАУ «Детский сад № 10»

Мигалина Дарья Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)

В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО....

Рабочие программы для группы (из опыта работы)

Рабочая программа  воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников  содержание, формы, методы и приемы орг...

Из опыта работы Рабочая программа «Радуга Здоровья»

Цель программы: Повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста через использование современного и нестандартного спортивного оборудования....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Рабочие материалы "Из опыта работы"

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценнос...