Проект «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. Детские шалости с огнем»
план-конспект занятия (старшая группа)

Никитина Ольга Александровна

Проектная работа на тему: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. Детские шалости с огнем» с презентацией и описанием проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПОЛНИЛА НИКИТИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Г. МУРМАНСКА № 101 Проект « Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. Детские шалости с огнем »

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Расширение представлений детей о правилах пожарной безопасности ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Углублять знания детей о правилах пожарной безопасности и умения вести себя при пожаре Воспитывать чувство осторожности и самосохранения Активизировать участие родителей в процессе работы по формированию у детей осознанного и ответственного отношения и выполнению правил пожарной безопасности

Слайд 3

Содержание проекта Подготовительный этап Выбор темы проекта, постановка проблемы проекта, цель, задачи; анализ методической, художественной литературы, сбор информации для реализации проекта, для оформления консультаций, обсуждение плана работы по реализации проекта по теме «Детские шалости с огнем» с воспитателем и старшим воспитателем, работа с родителями Основной этап Проведение основных мероприятий проекта по реализации проекта: занятий, подвижных игр, дидактических игр, чтение стихов и художественной литературы, беседы с детьми, проведение экскурсии по детскому саду Заключительный этап Проведение итоговых мероприятий: проведение конкурса детских рисунков, проведение развлечения, презентация книги «Знаки пожарной безопасности

Слайд 4

Литература Белая К. Ю. Формирование основ безопасности дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей /К.Ю. Белая. – М.: Мозаика – Синтез, 2013 2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013 3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей - М.: 2006 4. Васильева Н. Проектная деятельность: Участвуем вместе / Н.Васильева // Дошкольное воспитание: журнал. - 2011 - № 10



Предварительный просмотр:

Проектная работа

по теме:

«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного
возраста. Детские шалости с огнем»

Никитина Ольга Александровна

Воспитатель

МБДОУ г. Мурманска № 101

Мурманск

2024

Содержание        

Введение

3

1. Этапы реализации проекта

5

1. 1. Подготовительный этап

5

1.2. Основной этап

5

1.3. Заключительный этап

5

2. План-график мероприятий

6

Заключение

9

Литература

10

Приложение

11

Введение

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые происходят по вине человека. Ежегодно на пожарах гибнут тысячи людей. Можно назвать много причин, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самой частой причиной является детская шалость. Вследствие этого, число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом, подсчитано, на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей.

Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, в доступных местах находятся спички, зажигалки и нередко у многих являются привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение родителей к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребенка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над совершенствованием у них культуры пожарной безопасности.

Цель проекта: расширение представлений детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи проекта:

1. Углублять знания детей о правилах пожарной безопасности и поведения при пожаре;

2. Воспитывать осторожность и чувство самосохранения при обращении с огнем;

3. Активизировать участие родителей в формировании у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Тип проекта: познавательный, групповой, краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

  • методы: анкетирование, опрос; анализ
  • формы: дидактические, подвижные игры, образовательная деятельность, выставка совместных работ.

Ожидаемые результаты:

1.  У детей расширяться знания по пожарной безопасности;

2. Повысится осознанность отношения к выполнению правил безопасного поведения при обращении с огнем;

3. Активизируется отношение родителей в воспитательном процессе ДОУ по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками детского учреждения. Изменится отношение родителей к данной проблеме.

1. Этапы реализации проекта

1. 1.  Подготовительный этап

Выбор темы проекта, постановка проблемы проекта, цель, задачи; анализ методической, художественной литературы, сбор информации для реализации проекта, для оформления консультаций, обсуждение плана работы по реализации проекта по теме «Детские шалости с огнем» с воспитателем и старшим воспитателем, работа с родителями.

1. 2.  Основной этап

Проведение основных мероприятий проекта по реализации проекта: занятий, подвижных игр, дидактических игр, чтение стихов и  художественной литературы, беседы с детьми, проведение экскурсии по детскому саду.

1. 3.  Заключительный этап

Проведение итоговых мероприятий: проведение конкурса детских рисунков, проведение развлечения, презентация книги «Знаки пожарной безопасности.

2. План-график мероприятий реализации проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

1. Анкетирование  родителей по  теме «Безопасность вашего ребенка» (См. Приложение 1)

2. Беседа с детьми на тему «Детские шалости» (См. Приложение 2)

Старший воспитатель, воспитатели, родители, дети

Основной этап

1. Консультации для родителей по темам: «Предупреждение шалости детей с огнем», «Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем», «Расскажите детям о пожарной безопасности» (См. Приложение 3).

2. Памятки для родителей по темам:  «Пожарная безопасность», «Что делать детям, если возник пожар», «Родителям об огне» (См. Приложение 4)

3. Экскурсия «Пожарная безопасность в детском саду» (См. Приложение 5)

4. Чтение художественной литературы детям: Житков «Дым», «Пожар»; С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; К.Чуковский «Путаница»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; Г. Остер «Вредные советы».

5. Чтение и заучивание стихов по теме пожарной безопасности (См. Приложение 6)

6. Литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» (См. Приложение 7)

7. Дидактические игры «Карточная викторина», «Пожароопасные предметы», «Лото - пожарная безопасность» (См. Приложение 8)

8. Образовательная деятельность по образовательной области (рисование) на тему «Правила пожарной безопасности» (См.  Приложение 9)

9. Подвижные игры «Огонь в очаге», «Огненный дракон», «Кто быстрее потушит пожар» (См. Приложение 10)

10. Изготовление детьми памяток «Знаки пожарной безопасности» совместно с родителями

Воспитатели группы, дети, родители

Заключительный этап

1. Выставка детских рисунков по теме «Правила пожарной безопасности»

2. Развлечение «Осторожно огонь!» (См. Приложение 11)

3. Презентация книги «Знаки пожарной безопасности»

Воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель

Заключение

Противопожарная пропаганда среди детей дошкольного возраста должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.

Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии. 

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому как наиболее эффективная и результативная форма обучения признана детская проектная деятельность. Она представлена как оптимальный вид деятельности детей в процессе получения знаний, поскольку положительно влияет не только на детей, на содержание их игровой деятельности, но и формирует детско-родительские отношения.

Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной безопасности, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Литература

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей /К.Ю. Белая. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей - М.: 2006.

4. Васильева Н. Проектная деятельность: Участвуем вместе / Н.Васильева // Дошкольное воспитание: журнал. - 2011 - № 10.

5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

6. Иванова Т. В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М. :Корифей, 2011.

7. Каминская Н. В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду, № 2.

8. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М. :Детская литература, 1984.

9. Маршак С. Я. Пожар. М.: Астрель, 2005.

10. Толстой Л. Н. Пожарные собаки. М. :Малыш, 1986.

11. Чуковский К. И. Путаница. М. :Самовар, 2003.

12. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008.

13. https://docs.yandex.ru/docs/

Приложение

Приложение 1

        Анкета для родителей «Безопасность вашего ребенка»        

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами противопожарной безопасности?

2. Кто, по Вашему мнению, должен готовить детей о возможной встрече с опасностью?

А. Родители;

Б. Воспитатели;

В. Медицинские работники.

3. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети-дошкольники?

А. Нельзя играть спичками, зажигалками;

Б. При пожаре звонить «01»;

В. Другие.

4. Как Вы учите детей обращаться пожароопасными (огнеопасными) предметами?

А. Прячем;

Б. Учим пользоваться;

В. Запрещаем;

Г. Свой вариант.

5. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один дома? Если да, то что Вы ему говорите, когда уходите?

А. Не включать газовую плиту;

Б. Не играть спичками;

В. Свой вариант.        

7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон?

А. Да;

Б. Нет;

В. Не знаю.

8. Знает ли Ваш ребенок как вызвать пожарных?

А. Да;

Б. Нет;

В. Не знаю.

9. Известна ли Вам литература, где указано как надо знакомить детей с правилами противопожарной безопасности?

А. Да;

Б. Нет.

10. Используете ли Вы информацию из телепередач?

 11. Доступны ли для ребенка в Вашем доме спички, электроприборы? Где они находятся?

Приложение 2

Беседа с детьми на тему «Детские шалости»

Цель: обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.

          Задачи:

  • образовательные: дать детям представления о том, что огнеопасные предметы это не игрушки и могут быть опасными для детей;
  • развивающие: развивать умение реально оценивать возможную опасность;
  • воспитательные: воспитывать чувство самосохранения.

Ход беседы:

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару?

Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что было все нормально и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.

Однажды я наблюдал такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками, мальчик поджигал их и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться, отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от нее трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горячая спичка упадет на кучу, промасленных тряпок, то беды не миновать!

Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!».

Кстати, а почему так говорится?

Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Вот, послушайте, что мне один мальчик рассказал:

Я спичек коробок нашел

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк –

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Меня едва спасти сумели.

Теперь в больнице я лежу,

И боль едва переношу,

Хочу напомнить всем друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

Вот до чего доводят спички! Вы запомнили ребята? Ну, мне пора. Пойду другим ребятам расскажу! До скорой встречи!

Приложение 3

Консультации для родителей на тему «Противопожарные меры»

«Предупреждение шалости детей с огнем»

Как показывает практика, очень часто причинами пожаров становятся детские шалости  с огнем. На отдыхе, у бабушки на даче, да и в городе дети часто предоставлены сами себе. Родители рады, что дети чем-то заняты, а проверить чем они занимаются, не всегда «доходят руки». В итоге нередки пожары, приводящие к самым печальным последствиям.

Правильное воспитание детей в семье, привитие им навыков осторожного обращения с огнем, организация их досуга являются залогом предупреждения пожаров и предотвращают детский травматизм.

Правилами безопасного обращения с огнем детей нужно обучать, а не просто констатировать, что можно, а чего нельзя. Так, на практике обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплитку не включай!», «Не подходи к газовой плите!».

Общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях. Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности  при этом соблюдать. Расскажите, что при неправильном пользовании этот прибор может вызвать пожар.

Хотим обратить внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня»: не следует оставлять их одних без присмотра, разрешать им баловаться спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.

«Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем»

Ежедневно в Мурманской области происходят пожары от детской шалости с огнем. Нередко в огне гибнут дети.

Пожары от детской шалости с огнем обычно происходят там, где дети остаются одни, без присмотра взрослых. Некоторые родители, забывая о пожарной безопасности, зачастую оставляют маленьких детей одних и не убирают при этом в недоступные места спички. Дети, оставшиеся одни, всегда ищут для себя забаву и находят ее в игре со спичками. Подражая взрослым, они зажигают спички и разводят костры, курят, разжигают печи, включают электронагревательные приборы. Бывает и так, что родители и сами поручают малолетним детям разжигать отопительные и нагревательные приборы. В результате такого беззаботного отношения некоторых родителей к мерам пожарной безопасности происходят пожары, иногда сопровождающиеся тяжелыми последствиями для детей.

Для того, чтобы избежать пожаров от детской шалости с огнем и несчастных случаев с детьми:

  • Не следует оставлять детей без присмотра взрослых и закрывать их в квартирах. Необходимо строго следить за тем, чтобы дети не играли со спичками, зажигалками.
  • Необходимо, чтобы дети имели возможность использовать свой досуг и культурно отдыхать в библиотеках, на спортивных площадках, в различных кружках.
  • Задача родителей, воспитателей состоит в том, чтобы повседневно проявлять заботу о детях, систематически вести разъяснительную работу по предупреждению пожаров от шалости детей с огнем.

«Расскажите детям о пожарной безопасности»

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и  травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.

Основными причинами пожаров в быту является: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео-, аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем.

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного возраста - это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.

Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты или керосиновый примус (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят за собой опасность.

В среднем ежегодно происходит до 5 тысяч пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей.

Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновения пожаров, привитие элементарных навыков обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызвать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять дома, в детском саду, школе, на улице, в лесу требования пожарной безопасности.

Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.

Приложение 4

Памятка родителям по пожарной безопасности

Уважаемые родители!

С целью недопущения возникновения пожара в жилом помещении необходимо:

  • Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном для детей месте, желательно в запертом на ключ ящике.
  • Научите детей говорить вам, когда они находят спичку или зажигалку.
  • Помните, что даже зажигалки с устройствами защиты от зажигания не обеспечивают полной защиты, и храните их в безопасном месте.
  • Когда ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните ему покойно и твердо, что спички и зажигалки - это предметы для взрослых, с которыми надо быть осторожными.
  • Никогда не используйте спички и зажигалки для развлечения. Дети могут начать подражать вам!

Чаще беседуйте со своими детьми о мерах пожарной безопасности.

Объясните детям, как они должны поступать, если начался пожар, а взрослых дома нет!

«Что делать детям, если возник пожар»

  • Обнаружив пожар, немедленно позвонить по телефону «01», по сотовому 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде лифтом пользоваться запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие!
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

«Родителям об огне»

Более 20% от общего числа пожаров происходит по причине детской шалости с огнем.

Уважаемые родители!

С самого раннего возраста прививайте своим детям навыки осторожного обращения с огнем. Учите их правильно себя вести в таких случаях дома, на улице и т. д.

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать ответы:

1. Из-за чего может возникнуть пожар в квартире?

2. Что нужно делать, если возник пожар?

3. Как потушить загоревшийся телевизор?

4. Можно ли трогать электроприборы мокрыми руками?

5. По какому телефону звонить в пожарную охрану?

Чтобы избежать этой беды, родители должны выполнять следующие требования:

  • Не оставлять детей одних, без присмотра, тем более в запертых квартирах.
  • Не поручать детям контроль за включенными газовыми плитами, электрическими нагревательными приборами.
  • Не разрешать детям самим включать газовые и электроприборы.
  • Запретить детям пользоваться спичками, зажигалками. Спички хранить в недоступных для детей местах.
  • Настойчиво разъяснять  детям опасность игр с огнем, чтобы у них сложилось представление о пожаре как о страшном происшествии, которое может повлечь за собой трагические происшествия.

Помните, если случился пожар - немедленно звоните по телефону «01» или «112». Берегите себя и своих близких!

Помогите детям запомнить правила пожарной  безопасности:

1. Если пожар случится в твоей квартире - немедленно убегайте подальше: на улицу или к соседям.

2. Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.

3. Тушить огонь - дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.

4. Если на тебе вспыхнула одежда - остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

5. Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.

Телефон пожарной охраны запомнить очень легко - «01» или 112 с сотового телефона.

Приложение 5

Экскурсия «Пожарная безопасность в детском саду»

Цель: познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.

Задачи:

  • Показать детям, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот, случай, если случится пожар;
  • Хотят их научить правильному поведению во время пожара.

Рассказ воспитателя

Дети, давайте пройдем по детскому саду.

Посмотрите, стоят огнетушители. Кто скажет: «Для чего они нужны?» Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасит огонь. Они постоянно стоят на своем месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобится. А где еще у нас стоят огнетушители?

Здесь у нас находится уголок «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.

В этом уголке помещены правила поведения для вас. Давайте еще раз прочитаем их и повторим.

А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнем, то нужно выходить через запасный выход.

Посмотрите, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.

Еще в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подает громкий сигнал, если уловит запах дыма.

На крыше сделана противопожарная пропитка. А также детский сад оснащен противопожарными лестницами. Видите, у нас есть целая система защиты от пожара. Нам нужно только соблюдать правила противопожарной безопасности.

Приложение 6

Картотека стихов по теме «Пожарная безопасность»

«Не шутите с огнём!»

Не шутите с огнем!
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом,
И сжигаю все кругом!

«Не берите в руки спички!»

Не берите в руки спички! 
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

«Опасности праздничного салюта»
Посмотрите, там и тут,
В небе плещется салют…
Здорово, конечно,
Если всё успешно.

Но опасность на пути,
Стережёт  - не обойти!
Если что пойдёт не так,
Если в фейерверке брак,
Или прочь не отбежали,
Иль в окно кому попали,
В общем, столько тут вопросов!
Не пускай салют без спроса!

Хочешь ты салют устроить?
Хорошо, не станем спорить,
Только, чтоб не пострадать
Нужно в помощь взрослых звать!

«Очень-очень важные правила!»
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая,
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая,
Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь,
Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.

Не играй с электроплиткою.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой,
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!

Погладить рубашку и брюки
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки,
И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!

Во избежание всяких бед
Огню на елку хода нет!

Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер - 01!

«Песенка спичек»
Спички детям не игрушка -
Знает каждый с юных лет.
Потому что мы подружки
Огонькам - без нас их нет.

Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовился обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет.

Служим людям мы столетья,
И виновны только в том.
Что, попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигаем, не жалея -
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают,
Лишь пожарных чудеса.

«Совет взрослым» 
Спички детям не игрушка -
Не забудьте их убрать!
Не оставьте на подушке,
Не бросайте под кровать!

Попадут ребенку в руки,
И устроит он пожар.
Вам тогда одни лишь муки,
Превратится жизнь в кошмар!

«Огонь»
Он таким бывает разным -
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит,
Сам собою на свободе!

Очень скоро подрастёте,
И в огромный мир войдёте.
Кто-то станет сталеваром,
Кто-то станет кашеваром,
И в пожарные - на смену
Вы придёте непременно!..

И ещё профессий море,
Где, с огнём дружа и споря,
Вам придётся жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!

А сейчас, шаля, от скуки,
Не берите спички в руки,
Зажигалки, свечи тоже,
Ведь беда случиться может!

Очень важные правила! 
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички,
В коробочке - это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!

Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон - 01.

Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.

Но не вздумай воду лить,
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку,
Обходите стороной
Маленькие детки.

«Если огонь в доме»
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.
А если зажег - никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!

Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!

Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!

И под кроватью не прячься - учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!

«Опасная забывчивость»
Ленту гладила Анюта,
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты,
И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит - три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

«Огнеопасная игрушка»
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач,
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный - до врача!

Приложение 7

Литературная викторина «Загадки из спичечного коробка»

Цель: закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.

Воспитатель «случайно» находит на свое столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.

Открыв его, дети видят стопку карточек с загадками. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.

После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.

1. Беда! Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился…(Пожар).

2. У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как завоет, завизжит,

Пропустить вперед велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовется тот сигнал? (Сирена).

3. Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Все! Опасность миновала. (Пожарная машина).

4. С огнем бороться, мы должны.

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарники).

5. Она о тесный домик свой лишь почесалась головой.

И сразу – словно не жила – сгорела, бедная, дотла. (Спичка).

6. С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Все ест – не наедается.

А как попьет – сразу умрет. (Огонь).

7. Рыжий зверь, в печи сидит,  

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь! Искусает всю ладонь. (Огонь).

8. Вьется, извивается,

В небо устремляется,

К тучам тянется чудак,

Не дотянется никак. (Дым).

9. В избе – изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь).

10. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А скорей залей… (Водой).

11. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими… (Спичками).

12. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

А с собою не возьмешь. (Костер).

Приложение 8

Картотека дидактических игр по противопожарным мерам

«Карточная викторина»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладет в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведения во время пожара. Ребенок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

  • Назови возможную причину пожара;
  • Как правильно вызвать пожарных;
  • Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
  • Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  • Что нужно делать, если в доме запахло газом;
  • Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
  • Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
  • Как правильно покинуть задымленное помещение;
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками.

«Пожароопасные предметы»

Цель: посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, формировать осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара.

Материал: карточки с пожароопасными предметами -16 штук; карточки с предметами, которые не являются пожароопасными -18 штук; карточки, состоящие из шести предметных картинок- 3 штуки; карточки, состоящие из четырех предметных картинок -4 штуки.

Ход игры:

Игроки берут карточки с шестью и четырьмя предметными картинками на каждой (одна карточка у игрока). Ведущий игрок берет карточку с одной предметной картинкой и показывает ее игрокам. Игрок, имеющий на карточке соответствующий предмет, забирает ее и кладет на свою карточку, объясняя его значение. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты. Выигравшему игроку предоставляется возможность быть ведущим в следующей игре.

Усложнение игры: ведущий, не показывая карточку, называет предмет, который на ней изображен. Игрок, имеющий соответствующий предмет на своей карточке, поднимает руку или говорит: «У меня эта карточка». Ведущий сравнивает иллюстрации и в случае совпадения отдает карточку игроку.

«Лото - пожарная безопасность»

Цель: формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара, умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации.

Материал: карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников, сюжетные картинки.

Ход игры:

Воспитатель раздает игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили елку и т. д.). Ребенок, правильно, охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

Приложение 9

Конспект образовательной деятельности (занятия) по рисованию

Тема: «Правила пожарной безопасности»

Цель: расширять знания детей о правилах пожарной безопасности

Задачи:

1.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности

2. Совершенствовать навыки выполнения изображения простыми карандашами

3. Развивать творческие способности

Предварительная работа: беседа, чтение художественной литературы, стихов, проведение дидактических игр, литературной викторины

Материал и оборудование: иллюстрации, плакаты на противопожарную тематику, картинки электроприборов (чайник, утюг, фен,  магнитофон); альбомный лист формата А4, карандаши

Ход занятия:

1.Формирование замысла

Воспитатель: Ребята посмотрите, тут какая-то посылка, давайте посмотрим, что в ней! (Берет письмо, кончик конверта у него обгоревший): Какое необычное письмо, здесь написано: «Правила пожарной безопасности». Чтение стихотворения:

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт –

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Чтобы самовозгоранья

В доме не произошло,

Выходя из помещенья

Уноси с собой утюг.

Пылесос, электроплитку,

Телевизор и торшер

Лучше, с лампочками вместе,

Вынести в соседний двор.

А еще надежней будет

Перерезать провода,

Чтоб во всем твоем районе

Сразу вырубился свет.

Тут уж можешь быть уверен

Ты почти наверняка,

Что от самовозгоранья

Дом надежно уберег!

Воспитатель: Какие странные советы даются в этом письме? Разве так нужно поступать, чтобы не было пожара?

Посмотрите на эти электроприборы. Можно ли их все забрать с собой? Удобно будет ходить? Что нужно сделать, чтобы эти электроприборы не стали источником пожара? Что может случиться, если мы поступим со спичками так, как здесь написано? (Ответы детей). Это вредные советы. Давайте вспомним настоящие правила пожарной безопасности.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации, дети вместе с педагогом формулируют правила:

- При пожаре звони 01.

- Во время пожара нельзя прятаться в шкафу или под кроватью.

- Не бойся пожарных и слушайся их.

- Нельзя играть со спичками.

- Уходя из дома, выключай все электроприборы.

- Фейерверки и бенгальские огни могут зажигать только взрослые.

- Не подходи близко к огню.

- Нельзя бросать в огонь предметы.

- При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт.

Воспитатель: правила очень простые, их легко запомнить. Если случится пожар, эти правила могут спасти вас.

Физкультминутка «Не ошибись»

Воспитатель: «Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт».

Воспитатель: Ребята, я хочу побеседовать с вами  об очень интересной профессии. Посмотрите на картинки. Как вы думаете, оком беседа?

Дети: О пожарном.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

Воспитатель: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно, когда случается пожар-это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.

Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?

Дети: Ленивых, трусливых, слабых.

Воспитатель: Почему возникают пожары?

Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Где могут возникнуть пожары?

Дети: На земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: Правильно. Если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?

Дети: 01.

Воспитатель: А что еще нужно сообщить по телефону?

Дети: Город, адрес, фамилию, что горит.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Кротким пленником годами,

Я живу внутри печи.

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне, всегда поверь,

По - страшней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

Дети: Это огонь.

Воспитатель: Правильно ребята! Чтобы запомнить правила пожарной безопасности, давайте мы нарисуем рисунки ко всем правилам и организуем выставку наших работ.

2. Реализация замысла

Дети берут материал и создают свои рисунки, индивидуальная работа с детьми: уточняющие и наводящие вопросы, дает советы, напоминания.

3. Анализ детских работ

Анализ результатов детских работ, оформление выставки «Правила пожарной безопасности».

Приложение 10

Картотека подвижных игр «Противопожарные меры»

«Огонь в очаге»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, выдержку, внимание.

Ход игры:

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища - очага и ходит вокруг остальных игроков.

Огонь: Я - Огонь, меня не тронь!

Игроки: Ты зачем ушел из очага? Превратился в нашего врага!?

Огонь: Я, Огонь - ваш друг и враг, со мной не справиться никак!

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех нарушил покой его очага), то превращает его в уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным смельчаком, победившим Огонь.

«Огненный дракон»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Ход игры:

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь – дракон, уходи вон!». Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. Дракон: «Язычки огня все ближе-ближе, нагибайтесь ниже-ниже! Все игроки уворачиваются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те кого не задел, возвращаются в круг.

«Кто быстрее потушит пожар»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание.

Ход игры:

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету-заменителю). Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, не выявится победитель.

Приложение 11

Развлечение по пожарной безопасности «Осторожно огонь!»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.

Ход игры:

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами об огне, пожаре. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь? (Ответы детей).

Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорят: «Огонь без дыма не живет!».

Отгадайте загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык – это огонь, а голубой бык - это дым. Молодцы!

Вспомните, пожалуйста, как называли огонь в сказке «Маугли»? Правильно. Красный цветок. Послушайте, про него стихотворение:

Красный цветок, красный цветок.

Вьется, трепещет его лепесток

Если не хочешь, обжечь ты ладонь

Этот цветок раскаленный не тронь!

Знай, что цветок этот - жгучий огонь.

(Раздается стук в дверь).

Воспитатель: Кто это к нам стучит?!

Огонек: Это я - Огонек. Я услышал ваш разговор обо мне и решил забежать послушать, что вы обо мне знаете. У меня для вас есть несколько заданий. Хочу посмотреть, справитесь ли вы с ними. Согласны?

Дети: Да.

(Дети делятся на 2 команды).

Огонек: Первое задание - отгадывание загадок. Любите ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно. Загадывать буду по очереди, какая команда отгадает, та получает фишку.

1. Он красив и ярко - красен, но жгуч, горяч, опасен (Огонь).

2. Маленький конек, вместо гривы - огонек (Спички).

3. Мчится кран со стрелой на большой машине, чтоб смогла пожар любой погасить машина (Пожарная машина).

4. Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде, и жар - это бедствие (Пожар).

5. Он дает тепло и свет, с ним шутить не надо, нет! (Огонь).

Огонёк: Молодцы все загадки правильно отгадали и заработали фишки.

Разбор ситуаций. Огонёк предлагает детям рассмотреть иллюстрации. Дети рассматривают иллюстрации, рассуждают, что может стать причиной пожара.

Огонёк: Молодцы, ребята, как много вы знаете!

Огонёк: А сейчас следующее задание,  какие правила поведения при пожаре вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель:  Назовите сказки, где встречается огонь.

1. «Маугли» Р. Киплинг.

2. «Кошкин дом» С. Маршак.

3. «Путаница»  К. Чуковский.

4. «Жил на свете слоненок».

Огонёк: Ну сказки - то вы  хорошо знаете.  А знаете ли вы настоящие правила безопасности? (Команды совещаются и дают коллективные ответы).

Задания:

1 команда «Правила пожарной безопасности».

2 команда «Правила поведения при пожаре».

Воспитатель: Если вьется пламя

Дым валит столбом,

         «Ноль – один» мы набираем,

И кого мы позовём? (Ответы детей).

Послушайте стихотворение «Мы пожарные»:

На машине ярко – красной

Мчимся мы вперед

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных ждет.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь

С  пламенем бороться будем

Мы и день и ночь.

Вот какое замечательное стихотворение придумали про пожарных.

Огонёк: Вижу вы очень ловкие пожарные. И правила пожарной безопасности хорошо знаете. Молодцы. Но игра есть игра и нам пора подсчитать фишки, и узнать какая команда одержала сегодня  победу.

          Подсчитываются фишки. Объявляется команда-победитель. Награждаются все участники игры.

Огонёк прощается с детьми:

Чтоб пламя моё лишь светило и грело.

Со мной обращаться нужно очень умело.

С огнём не играйте! С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!

Характер горяч мой, скажу не на шутку.

Могу разгореться в одну я минутку.

Но другом я буду, согреть я сумею

Тех, кто с огнём обращаться умеет.

Воспитатель: Спасибо тебе Огонек. Мы с удовольствием будем дружить с тобой и всегда соблюдать правила пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

                 Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошко...

Педсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» Тема: «Презентация проекта кабинета ОБЖ в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Беляева Елена ВладимировнаПедсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» МАДОУ №43, 15.09.2019Тема: «Презент...

Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....