ИКТ-компетентность важная составляющая умений современного педагога.
рабочая программа
ИКТ-компетентность важная составляющая умений современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt-kompetentnost_vazhnaya_sostavlyayushchaya_umeniy_sovremennogo_pedagoga.odt | 11.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность важная составляющая умений современного педагога.
Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность:
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
• общепедагогическая ИКТ-компетентность:
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
• предметно-педагогическая компетентность:
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Педагог должен уметь сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, наработками других педагогов
4. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Если нам нужен качественный демонстрационный материал, которого у нас нет в данный момент, именно в таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.
6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
7. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
8. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
9. Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
10. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
11. Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
12. Ведение сайта ДОУ.
Преимущества внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада, на которых следует остановиться:
1. дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
2. позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
3. при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
4. использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
5. одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
6. при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
7. с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т,д.);
8. использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
9. занятия с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
10. высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ-компетентность педагога важная составляющая его профессионализма
Для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение приобретает проце...
Консультация для воспитателей " ИКТ - компетентность педагога - важная составляющая его профессионализма"
Консультация для воспитателей ДОУ разработана с целью разъяснения важности и необходимости использования ИКТ- технологий в работе....
Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...
Педагогический такт - важная составляющая личности современного педагога.
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда эти вопросы становятся актуальны. Предлагаю лекцию-беседу д...
«Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности ДОУ и школы»
Повышение родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе....
"Исследовательская компетенция педагога - важнейшая составляющая профессиональной компетентности"
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДАРАЗВИТИЯ ГОЛОСА ...
ПРОЕКТ «Организация тренинга для развития креативности как важного компонента профессиональной компетентности и личностного потенциала современных педагогов ДОО»
Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через формирование творческой образовательной среды предполагает развитие креативности педагогов ДОО...