«Блокада Ленинграда».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Перепелкина Татьяна Федоровна

Задачи:

1. Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

2. Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».

3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории города, в котором мы живём, чувство благодарности к его защитникам.

Материалы: иллюстрации блокадного Ленинграда, фонограмма песни «Вставай, страна огромная», деревянный настольный конструктор, карта блокады Ленинграда, фотографии животных Ленинградского зоопарка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Блокада Ленинграда».

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:

1. Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

2. Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».

3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории города, в котором мы живём, чувство благодарности к его защитникам.

Материалы: иллюстрации блокадного Ленинграда, фонограмма песни «Вставай, страна огромная», деревянный настольный конструктор, карта блокады Ленинграда, фотографии животных Ленинградского зоопарка.

                                          Ход занятия:

       Ребята, в это воскресенье исполняется ровно 80 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.

А что это за город? Как он называется сегодня? Действительно, это тот город, в котором мы с вами сегодня живем.

А вы знаете, что Ленинград считается городом-героем? Почему? (Его жители проявили необыкновенное мужество и волю к жизни во время Великой Отечественной войны).

       Много лет тому назад, когда не только вас, но даже и меня еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла очень много горя и разрушений.

Фонограмма песни «Вставай, страна огромная!» или звучит сообщение Левитана о начале войны.

Очень быстро враги подошли к Ленинграду. Фашисты хотели стереть наш город с лица земли. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. 

 Враг очень хотел захватить наш город и пройти по его улицам. Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны находилось Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем и ночью. 

Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».

 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

 За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – блокада.

      Ребята, а что такое блокада, как вы думаете?

 У нас на столе есть конструктор, давайте построим из него город.

(На столе дети из конструктора строят город.)

А теперь давайте встанем вокруг него в плотный кружок. Скажите, может кто-нибудь пройти к построенному нами городу? А выйти из него? Почему? Мы заблокировали, перекрыли пути к нему. Вот это и есть блокада.

       Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

Воспитатель: посмотрите карту-картинку, на что это похоже? Круг, кольцо, почти такое как мы делали сейчас вокруг построенного нами города.

Во время войны так и говорили: «Кольцо вокруг города Ленинграда сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. 

В Ленинграде начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

На Невском проспекте есть надпись одна

И трудно сейчас нам поверить

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети.

Ничто не забыто, никто не забыт,

Чтоб помнили все строчки эти.

С первых дней блокады в Ленинграде стали выдавать продовольственные карточки, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Людям, которые работали в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, старикам и детям – 125 грамм. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей.

Что было самым страшным для жителя блокадного Ленинграда? Да, потерять продовольственную карточку. На ней было написано: При утере карточка не возобновляется.

 Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни.

По этой дороге в город везли продукты питания, а в обратный путь увозили самых слабых и больных жителей города, в первую очередь детей и женщин.

Наш город назывался Ленинградом

И шла тогда суровая война,

Под вой сирены и разрыв снарядов

Дорогой жизни Ладога была.

Дорогой жизни шел к нам хлеб
    Дорогой жизни многих к многим
    Еще не знают на земле
    Страшней и радостней дороги.»

Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям.

Ребята, всю эту неделю мы с вами вспоминаем блокадные дни. Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Вопрос – ответ».

На доске вывешены вопросы, вы должны выбрать вопрос, на который захотите ответить. Н-р: вопрос в правом углу сверху.

Вопросы: 1. Самый известный ребёнок блокады. Почему о ней знает вся Россия?

2. Что сделали с памятниками в Ленинграде во время блокады?

Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года Инспекция по охране памятников представила Правительству Ленинграда план по защите зданий, монументальной и декоративной скульптуры.

План предполагал три вида защиты архитектурных памятников города:

- памятники, зарытые в землю;

- памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями;

- замаскированные памятники.

Памятники, зарытые в землю:

Проще всего было укрывать сравнительно небольшую скульптуру (особенно, если художественной ценности не представлял ее постамент). Такие статуи просто снимали с постамента и зарывали в землю. В Михайловском саду закопали памятник Александру III работы Трубецкого и скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком», спрятали и памятник Петру I перед Михайловским замком. Прекрасные мраморные статуи Летнего сада – Александра Македонского, Нимфу, «Полдень», «Ночь» и другие – зарыли в землю и замаскировали дерном, отметив места на плане. 
Спрятали под землей и гранитных львов Ши-цза, стоявших на Петровской набережной (каждый из которых весил 2,5 тонны). Конный монумент Петра I перед Инженерным замком, отлитый по модели того же скульптора, сняли с постамента и уложили на прокладку из толя в траншею. Эту судьбу разделили знаменитые Кони Клодта с Аничкова моста. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.

Памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями:

Отдельным пунктом маскировки стали крупные монументы, которые в силу их размеров и тяжести было затруднительно не то, что эвакуировать, но даже снять с пьедестала. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. Знаменитый Медный всадник Фальконе был обложен мешками с песком и зашит досками. Аналогичным способом были спрятаны памятники: Николаю I, монументы Ленину, памятник Крылову.  Сфинксов у Академии художеств и памятник мореплавателю Крузенштерну на набережной тоже спрятали в деревянные ящики. Сначала памятник Петру I (Медного всадника) хотели снять с постамента и опустить на дно Невы, но потом вспомнили легенду о словах самого Петра, явившегося во сне императору Александру I в 1812 году, что, пока он стоит на месте, город взят не будет. Конечно, это было не очень-то надежное укрытие, но все же гарантия от ранений осколками.

Александровскую колонну удалось закрыть щитами и мешками с песком только на две трети. Это привело к тому, что установленный на ее вершине ангел получил "осколочное ранение".

Замаскированные памятники.

К объектам повышенной сложности были отнесены шпили и купола соборов, которые могли служить ориентирами для вражеской авиации и артиллерии. Общеизвестно, что одним из самых распространенных средств укрытия каких-либо важных объектов являются так называемые маскировочные сети с нашитыми на них кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Существовали специальные фильтры, которые ставились на самолетах и которые «засекали» обычную краску. Враг бы сразу увидел, что парк - не парк, а руины - не вовсе руины, что все эти «объекты" лишь нарисованные цветовые пятна.

3. Как называется кладбище, где захоронено много погибших в блокаду ленинградцев?

 На самом большом кладбище, связанное с блокадными событиями – Пискаревском.

Пискарёвское мемориа́льное кла́дбище — кладбище, расположенное на северо-востоке Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов...

4. Где проходила «Дорога жизни»?

«Доро́га жи́зни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро.

5. Назовите хотя бы 1 памятник, посвященный блокаде.

См. фото

    6. Зачем городу были нужны аэростаты?

Они предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов. Аэростаты заграждения наряду с другими средствами противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания.

7. Что обозначал стук метронома в блокадном Ленинграде?

В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться, и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.
У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах.

8. Где Ленинградцы брали воду, когда был разрушен водопровод?

Жители блокадного Ленинграда могли брать воду только из рек и каналов либо из немногих уцелевших на тот момент колодцев. Если жители центра города, где достаточно много водных артерий, в основном брали воду из рек и каналов, то на окраинах больше использовались колодцы. Именно на месте одного из них и размещён монумент.

9. Что обозначает слово «бомбоубежище»?

Бомбоубежище (защитное укрытие, убежище гражданской обороны) — специальное укреплённое защитное сооружение для экстренного укрытия граждан в случае ЧС военного или природного характера.

Чаще всего такие убежища располагаются под землёй, оборудованы и укомплектованы необходимым минимумом для автономного существования человека в течение небольшого отрезка времени (в среднем до 48 часов).

Физминутка.

В осеннем тумане           (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу          (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург              (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу!         (плавные движения руками волны)

С дворцами и парками строг и красив    (отводят руки вправо и влево)

Как будто вплывает в широкий залив    (движения руками, плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу   (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу!          (повороты головы)              

 

  Ребята, вы действительно, очень много знаете о блокаде Ленинграда. А вы знаете, что во время блокады, во время этих суровых и голодных дней, ленинградцы смогли сохранить городской зоопарк?

        В те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка. Конечно, сотрудники зоосада еще до начала осады пытались спасти животных. Срочно в Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось. В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, два ослика, обезьяны, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

Нелегко пришлось бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе со слонихой Бэтти. Конечно, ей повезло намного больше, чем ее несчастной подруге, которая погибла во время бомбёжки: она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи сотрудников зоопарка чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым. Сотрудники зоопарка ежедневно таскали из проруби в замерзшей Неве по 50 ведер воды, грели ее на обломках сгоревших по соседству домов, вручную мыли Красавицу, а потом натирали кожу жиром и камфорным маслом.

Во время блокады вместо привычных 40 килограммов корма она получала 4-6 кг смеси из овощей, травы, сена и жмыха и для заполнения желудка еще 30 кг распаренных опилок.

Чтобы накормить травоядных животных, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву.

Но как накормить хищников?  Если медвежата, возмущаясь, все же ели фарш из овощей и травы, то тигрята отказались от такой еды. Ради них отыскали завалявшиеся шкурки кроликов, набивали их смесью травы, смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду привередливым хищникам. 

А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.

 Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев.

Время блокады – это время ежедневных подвигов самых обычных людей. И мы с вами сегодня живущие в этом городе всегда должны помнить об этом.

«Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...