Беседа "Героями не рождаются, героями становятся"
материал (старшая группа)

Зезюлина Ирина Васильевна

Беседа посвященная празднику- День героя Отечества.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности на основе исторической памяти и преемственности поколений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_geroya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в старшей группе тему:

«Героями не рождаются, героями становятся»

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ д/с №12

Зезюлина И.В.

                                                                                                               

                                               

Калининград

2024г.

Цель:

формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности на основе исторической памяти и преемственности поколений.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с праздником День Героев Отечества и его значением - дань памяти героическим предкам и чествование ныне живущих героев;

- формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий;

- познакомить с исторической личностью - князем Дмитрием Донским и событиями прошлых лет, которые связанны с историей нашего Отечества;

- формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий;

- закрепить представления детей о том, кто такие герои Отечества.

Развивающие:

- развивать любознательность, желание изучать историю России;

- развивать коммуникативные навыки через работу в группах;

- активизировать и обогащать словарный запас по данной теме (князь, доспехи, дружина, герои-защитники Отечества).

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своему Отечеству, к Родине, чувство гордости за героев нашего Отечества;

- воспитывать патриотические чувства на основе интереса к истории России;

- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки при организации работы в командах;

- воспитывать доброжелательность дружелюбие, эмоциональной отзывчивости ребёнка к близким людям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций картин с изображением великих полководцев, героев войны. Беседа о воинах прошлых лет, о русских богатырях и рыцарях, о Родине, о современных воинах - защитниках Отечества.

Рассматривание о героях космоса, пожарных,спортсменах. Чтение художественной литературы (былины), загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание предметных картинок о родах войск.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята сегодняшнее мероприятие посвящено самому молодому празднику,

который отмечает наша страна 9 декабря – День героев Отечества.

В этот день поздравляют Героев нашей страны. Ребята, а какого человека можно назвать героем (ответы детей…)

Молодцы.

Герой – это человек совершивший подвиг, храбрый поступок ради людей, Отечества, Родины.

И начнем наше занятие мы с игры-приветствия.

Игра-приветствие «Здравствуй, Родина моя!».

Задача: создать эмоционально комфортную атмосферу, формировать позитивный настрой, воспитывать любовь к родной стороне-малой Родине.

(Дети выполняют движения и подпевают за воспитателем)

Дети стоят в кругу.

Утром солнышко встаёт. Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя! (дети идут по кругу)

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне (легкий бег по кругу, руки в стороны)

Травы шепчут мне в пути, (дети присели)

Ты скорей, дружок, расти. (постепенно поднимаются)

Подпеваю травам я, (наклоны в стороны, руки на поясе)

Подпеваю ветрам я, (машут руками над головой)

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя! (руки вверху, чуть в стороны)

Основная часть.

Назовите, по какой улице вы сегодня пришли в детский сад? (Дети называют близлежащие улицы: улица имени Подполковника Емельянова, Леонова, Дмитрия Донского, пр. Гагарина,. Зои Космодемьянской и др.)

Проблемная ситуация «Почему так называется улица?».

Воспитатель: А вы задумывались над тем, почему улицы так называются? Чьи имена носят улицы в нашем городе? И как это связано с темой нашего занятия. (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Ребята, чтобы ответить на этот вопрос прослушайте отрывок из песни «С чего начинается Родина». Кто скажет, о чём эта песня? Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина».

Дети (предполагаемый ответ): Эта песня о родном месте, о нашей Родине, об Отечестве.

Воспитатель: правильно, эта песня о родном уголке, о родной стороне, о родной улице, о Родине.

Воспитатель: ребята, как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: как еще можно назвать родные места, Родину?

Дети: Наша родина еще называется Отечеством, потому что здесь жили наши отцы, деды и наши предки.

Воспитатель: Наше Отечество — это наша земля и она очень большая. Всё может родная земля: напоить родниковой водой, накормить тёплым хлебом, удивить своей красотой.

Как называется наш город? Калининград.

Воспитатель: А в названиях-именах, которыми названы улицы нашего города, запечатлена память о героях нашего Отечества.

Послушайте внимательно:

Патриотизм –это преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Как вы думаете, с этими качествами человек рождается, или они воспитываются?  Вот мы и определили тему нашей сегодняшней беседы «Героями не рождаются, героями становятся». И сегодня мы поговорим о тех, кто воспитал в себе все эти высокие качества: патриотизм, мужество, героизм.

Воспитатель: как вы считаете, какой человек может обладать этими качествами? (Предположения детей), (Герой)

- Кто такие герои?

Герой — это человек, совершивший или совершающий благородные поступки, связанные с риском для его жизни. “Существуют ли герои в сегодняшней день?” Герои существуют везде, где есть человек.

- Ребята, скажите, какой поступок можно отнести к героизму? (ответы детей) Поступок, совершенный с добрым умыслом, можно назвать героическим. Когда герой совершает поступок, он не думает о своем героизме, и том, что он совершает геройский поступок. Он просто приходит на помощь людям.

9 декабря в России отмечается праздник – День Героев Отечества. В этот день мы вспоминаем всех героев, которые совершили доблестный, подвиг во славу Отечества. А таких героев в истории России много! С давних времен славилась Россия своими войнами - богатырями.

В давние - давние времена, в Древней Руси стояли на страже нашей родины очень сильные люди-богатыри. Кто такие богатыри?

(Ответы детей)

Широко известны былины про славных богатырей: про трёх знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.(слайд с богатырями) 

Физкультминутка.

«Богатыри» музыка В. Оншина (фонограмма)

Богатырь — вот он каков: (изображают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём мы, и смотри (поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!

Воспитатель: Богатыри — это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, пословицы.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине?

Дети:

 -Жить - Родине служить.

- Тяжело в учении - легко в бою.

- Тот герой, кто за Родину горой.

- Смелость города берёт.

- Где смелость, там и победа.

- Если Армия сильна – непобедима и страна.

- Русский боец - всем образец.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь расскажу я вам о человеке, именем которого названа центральная улица нашего микрорайона. Это русский князь и настоящий богатырь Дмитрий Иванович Донской.

Воспитатель: чем же прославился Дмитрий Донской, мы сегодня узнаем. Я предлагаю вам отправиться в прошлое, когда не было электричества, высотных домов и машин, когда наши предки жили в избах, ездили на лошадях. Тогда народом правили князья.

Ребята, сейчас я покажу вам великого князя Дмитрия Донского.

(На слайде портрет Дмитрия Донского)

Это князь Дмитрий Иванович, выдающийся полководец, который возглавил борьбу против завоевателей земли русской.

В Москве правил князь Дмитрий Иванович, который вступил на престол в девятилетнем возрасте. В те далекие времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, быть защитниками своей земли. Юного князя мудрые наставники тоже обучали воинскому искусству.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете, что такое воинское искусство?

(Ответы детей).

Воспитатель: Воинское искусство того времени — это умение владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей.

Воспитатель: на протяжении века русские князья выплачивали дань Золотой Орде и подчинялись её законам, но князь Дмитрий Иванович вступил в конфликт с правителем Орды Мамаем и отказался выплачивать дань. На протяжении десяти лет князь собирал силы для борьбы с игом. Готовясь к сражениям, князь Дмитрий приказал построить вокруг Кремля стены из белого камня, тем самым укрепив и защитив границы города.

В ночь с 7 на 8 сентября князь Дмитрий Иванович со своим войском переправился через реку Дон и поставил полки на Куликовом поле. Утром началась битва. Сохранилась легенда, что богатырь Пересвет начал сражение поединком с воином Орды Челубеем, в котором оба погибли. Эту легенду отобразил в своей картине художник М. И. Авилова (Дети рассматривают репродукцию картины «Поединок на Куликовом поле»). Как художник изобразил накал битвы? Посмотрите, как изображены войска противоборствующих сторон? (Ответы детей)

Воспитатель: У Дмитрия Донского было своё войско, которое называлась дружиной, а воины - дружинниками. Ребята, назовите мне слова, которые похожи на слово дружина

Дети: (дружба, дружные.)

Воспитатель: Страшная и жестокая битва длилась целый день. Монголы начали теснить русских, но в тыл им ударил засадный полк, который скрывался в дубраве. Это и определило исход битвы. Князя Дмитрия Ивановича нашли после боя без сознания. Несмотря на иссечённые доспехи, сам он был жив и даже не ранен. За эту победу великий князь получил прозвище Донской. За ратные подвиги во славу земли русской мы чтим память этого человека и поэтому его именем названа улица нашего города.

9 декабря отмечают День Героев Отечества, и имена героев прошлых лет становятся в один ряд с именами современных героев защитников нашей огромной Родины - России.

Пальчиковая гимнастика «Моя страна. Моя Родина – Россия»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера, горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Воспитатель: Героем можно стать как в военное время, так и в мирное.

Как вы думаете, какую награду присваивают за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

Геро́й Росси́йской Федера́ции — государственная награда Российской Федерации — высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия — медаль

 «Золотая Звезда».( слайд с изображением награды)

А подвиги возможны и в быту и в семье и везде.

- В каких ситуациях проявляется героизм?

- Какие качества для этого нужны?

- Есть ли эти качества у вас?

- Где вы их применяете?

Герои военные наши земляки
Восьмого декабря 2022г, накануне Дня Героев Отечества, Владимир Путин вручил «Золотую Звезду» подполковнику Александру Завадскому (
слайд с портретом героя).

Паламарчук Валерий(слайд с портретом героя)  присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Павел Кретов первым из лётчиков России в сложнейших гидрометеорологических условиях ночью совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Годы спустя его коллега Игорь Матковский первым взлетел и сел на палубу того же судна в Средиземном море. (слайд с портретом героя)

Герой полицейский

Магомед Нурбагандов – полицейский, который погиб от рук террористов. (слайд с портретом героя).

Герои спасатели наши земляки.

Сергей Баринов и Валерий Фадеев (на слайде портреты героев) свой подвиг совершили 13 марта 1995 года. В Куршском заливе ураганным ветром оторвало льдину, на которой находилось более ста рыбаков. В течение пяти часов на лёгкой моторной лодке в шторм они перевозили людей на берег. Спасли 47 человек, в том числе ребёнка.
Герои пожарные

Евгений Чернышов (слайд с портретом героя).

Герои космонавты

Юрий Гагарин (слайд с портретом героя).

Алексей Леонов (слайд с портретом героя).

Воспитатель: А подвиги возможны и в быту, и в семье?

- В каких ситуациях проявляется героизм? (ответы детей..)

- Какие качества для этого нужны? (ответы детей...)

- Есть ли эти качества у вас? (ответы детей...)

- Где вы их применяете? (ответы детей...)

- Ребята как вы думаете, существуют ли дети герои. Есть ли они в наше время? (Ответы детей)

Давайте сейчас послушаем, какие же дети герои существуют в наше время.

О подвигах

Семилетний Денис Тарасов

Денис Тарасов с другом Алешей играли на горке. Алеша слишком резво скатился с горки и вылетел прямо на поверхность замерзшего водоема. Лед с треском провалился, и малыш начал тонуть. Ему на помощь примчался одноклассник.  Денис каким-то чудом сумел вытащить друга из воды. При этом парнишке самому пришлось встать на тонкий лед и изо всех сил тянуть одноклассника на берег. С трудом верится, что у него получилось, ведь, учитывая мокрую одежду и вес самого Алеши, спасать утопающего было бы затруднительно даже для взрослого. Но известно, что настоящая дружба творит чудеса.

Ребята. Какой подвиг совершил Денис? Как вы думаете, он настоящий друг?

Юлия Чернова из Белгородской области.

Юлии Черновой всего 10 лет, но она во время пожара спасла пятерых малолетних своих братьев и сестёр. Мама Юлии оставила ей пятерых детей присмотреть и отправилась в лесополосу за дровами.

Дом у них отапливался печью и вдруг начался пожар. Маленькие дети от испуга спрятались под кроватями и шкафами. Юля попыталась потушить огонь, но справиться ей не удалось — мощное пламя распространялось дальше с огромной скоростью

Прекрасно понимая, что в ответе за младших детей, Юля спокойным строгим голосом сказала им выбраться из своих укрытий и подойти к ней. Девочка разбила кулаком окно, выбросила на улицу одеяло, куртки и, хватая малышей одного за другим, стала вытаскивать на улицу.

Ребята. Какой подвиг совершила Юля? Сколько ей было лет?

 Заключительная часть.

 Нашу Родину, в разные времена защищали разные люди; но одно у них было общее: - сильная любовь к Родине. Любите свою Родину, гордитесь ей и помните имена и фамилии героев своего Отечества, своей Родины. Героев очень много и поэтому смотрите фильмы, а вырастите, читайте книги и помните об их подвигах.

Сейчас наши ребята прочтут стихи, которые приготовили к этому торжественному дню.

Саша Д, Алиса С., Степан М.

Список используемой литературы:

  1. Ветохина А.Я. Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СПБ Детство-Пресс 2010г.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: «Издательство Скрипторий 2003»
  3. https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/113353/content/5395d6c6-0fbd-40b8-9099-342c2b95794f.pdf
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/06/konspekt-besedy-9-dekabrya-den-geroev-otechestva-v-sredney-gruppe

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖАДИНАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЖАДИНАМИ СТАНОВЯТСЯ.

Не нужно думать, что жадность - это врожденное и естественное качество. Формированию жадности, как правило, способствует неправильное поведение взрослых, основанное в первую очередь на непонимании пот...

Героями не рождаются - героями становятся.

Прензентация проекта к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Подготовительная группа. Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у д...

Беседа с детьми "Героями не рождаются, героями становятся"

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни &nd...

Проект: «Героями не рождаются – героями становятся. Герои СВО живущие рядом с нами».

Проект:«Героями не рождаются – героями становятся.Герои СВО живущие рядом с нами»....

Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний.

О подвигах - стихи слагают.О славе – песни создают.“Герои никогда не умирают,Герои в нашей памяти живут!&rdquo...