Методические рекомендации для молодых педагогов по работе с проектами
методическая разработка
Разработал: воспитатель МКДОУ
«Детский сад №58» г.о. Нальчик
Чеботарева Оксана Анатольевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для молодых педагогов
по работе с проектами
Разработал: воспитатель МКДОУ
«Детский сад №58» г.о. Нальчик
Чеботарева Оксана Анатольевна
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. В основном используют метод проектов в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
При отборе содержания проекта необходимо опираться на имеющиеся у детей потребности и интересы, уделяя особое внимание созданию условий для превращения детей в субъекты своей деятельности. Педагогу надо продумывать методы и средства мотивации каждого ребенка, заранее моделировать проблемные ситуации, в то время как дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.
Цель проектной деятельности - развитие познавательных навыков детей, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- содействовать вхождению детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- содействовать развитию желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Структура проекта
Название проекта | |
Вид | Творческий, исследовательский, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный, нормативный |
Участники | Возрастная группа |
Сроки реализации проекта | Дата начала и окончания |
Актуальность | её обоснование через описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка проблемы, краткий анализ её изученности |
Формулирование проблемы | Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (мониторинг, анкетирование, научные журналы, диссертации и пр.) |
Выделение противоречий между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Проблема (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению; каких средств не хватает для решения задач). | |
Гипотеза | Предположение о том, с помощью каких средств может быть достигнут результат – для исследовательских проектов |
Цель проекта | Ориентирована на конечный результат, продукт проекта |
Задачи проекта | Триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие для взрослых и детей); конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д.). |
Ожидаемые результаты | Полученные знания, подтверждаемые диагностикой, количественный и качественный результат |
Продукт проекта | итоговые мероприятия: ООД, выставки, праздники, викторины, конкурсы, альбомы, обогащение РППС и т.п |
По типу проекты классифицируются: Исследовательский, ролево-игровой, творческий, информационно-практико-ориентированный, нормативный.
Виды проектов: по составу участников – индивидуальный, коллективный, групповой, семейный, парный; по продолжительности – краткосрочный (от 1-2 занятия до 1-2 недель), среднесрочный (до 1-3 мес.), долгосрочный (до 1года)
Алгоритм реализации проектной деятельности в ДОУ
Мероприятия | Дата проведения | Исполнители | Результат |
1 этап Предварительный | |||
Создание интереса, постановка целей, задач. Проектирование плана реализации проекта. | сентябрь | Воспитатели, дети, родители | Разработка перспективного плана; определение участников; определение возможных форм презентации результатов проекта |
2 этап Основной (пример) | |||
Изготовление физкультурных пособий: | октябрь | Родители, дети, воспитатели | Обогащение РППС (мячи (d = 30 cм) |
Сбор материалов для фотостенда | ноябрь | Воспитатели, родители | Фото-стенд «Физкультурный досуг в выходные дни» |
«Я дружу со спортом» | декабрь | Воспитатели, родители, дети | Совместная прогулка на лыжах |
3 этап Заключительный | |||
Подготовка к презентации (презентация отражает сделанную работу по всем пунктам плана в графе «Результат»). | январь | Воспитатели | Презентация, выставка, праздник и т.п. |
По итогам реализации проекта создаётся презентация, в которой отражаются все результаты из графы «Результат». Материалы исходной и итоговой диагностики (если таковая проводилась) оформляются в таблицах (графиках, диаграммах). В исследовательских проектах выдвигаемая гипотеза подтверждается обобщением полученных данных. Презентация проекта завершается выводами по итогам реализации проекта. Слайды презентации (в распечатанном и читаемом виде) прилагаются к проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"
В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...
Методические рекомендации "Содержание и формы работы с детьми по реализации проекта "Уроки Мойдодыра""
Материал содержит план работы с детьми по формированию КГН в рамках реализации проекта "Уроки Мойдодыра"...
Методические рекомендации для молодых педагогов
Методические рекомендации для молодых воспитателей "Организация и проведение сюжетно0ролевой игры"...
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...
Методические рекомендации для молодых специалистов по организации сюжетно – ролевой игры в детском саду
В методическом пособии раскрывается специфика сюжетно-ролевых игр дошкольников, даются методические рекомендации по организации игр. Данное пособие также освещает предварительную работу по ...