Методические рекомендации для молодых педагогов по работе с проектами
методическая разработка

Разработал: воспитатель МКДОУ

«Детский сад №58» г.о. Нальчик

Чеботарева Оксана Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_molodyh_pedagogov.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для молодых педагогов

по работе с проектами

Разработал: воспитатель МКДОУ

«Детский сад №58» г.о. Нальчик

Чеботарева Оксана Анатольевна

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.  

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников.    В основном используют метод проектов в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

При отборе содержания проекта необходимо опираться на имеющиеся у детей потребности и интересы, уделяя особое внимание созданию условий для превращения детей в субъекты своей деятельности. Педагогу надо продумывать методы и средства мотивации каждого ребенка, заранее моделировать проблемные ситуации, в то время как дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Цель проектной деятельности - развитие познавательных навыков детей, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • содействовать вхождению детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • содействовать развитию желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Структура проекта

Название проекта

Вид

Творческий, исследовательский, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный, нормативный

Участники

Возрастная группа

Сроки реализации проекта

Дата начала и окончания

Актуальность

её обоснование через описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка проблемы, краткий анализ её изученности

Формулирование проблемы

 Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (мониторинг, анкетирование, научные журналы, диссертации и пр.)

Выделение противоречий между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть.

Проблема (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению; каких средств не хватает для решения задач).

Гипотеза

Предположение о том, с помощью каких средств может быть достигнут результат – для исследовательских проектов

Цель проекта

Ориентирована на конечный результат, продукт проекта

Задачи проекта

Триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие для взрослых и детей); конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д.).

Ожидаемые результаты

Полученные  знания, подтверждаемые диагностикой, количественный и качественный результат

Продукт проекта

итоговые мероприятия: ООД, выставки, праздники, викторины, конкурсы, альбомы, обогащение РППС и т.п

По типу проекты классифицируются: Исследовательский, ролево-игровой, творческий, информационно-практико-ориентированный, нормативный.

Виды проектов: по составу участников – индивидуальный, коллективный, групповой, семейный, парный; по продолжительности – краткосрочный (от 1-2 занятия до 1-2 недель), среднесрочный (до 1-3 мес.), долгосрочный (до 1года)

Алгоритм реализации проектной деятельности в ДОУ

Мероприятия

Дата проведения

Исполнители

Результат

1 этап Предварительный

Создание интереса, постановка целей, задач.

Проектирование плана реализации проекта.

сентябрь

Воспитатели, дети, родители

Разработка перспективного плана; определение участников; определение возможных форм презентации результатов проекта

2 этап Основной (пример)

Изготовление физкультурных пособий:

октябрь

Родители, дети, воспитатели

Обогащение РППС

(мячи (d = 30 cм)

Сбор материалов для фотостенда

ноябрь

Воспитатели, родители

Фото-стенд «Физкультурный досуг в выходные дни»

«Я дружу со спортом»

декабрь

Воспитатели, родители, дети

Совместная прогулка на лыжах

3 этап Заключительный

Подготовка к презентации (презентация отражает сделанную работу по всем пунктам плана в графе «Результат»).

январь

Воспитатели

Презентация, выставка,

праздник и т.п.

По итогам реализации проекта создаётся презентация, в которой отражаются все результаты из графы «Результат». Материалы исходной и итоговой диагностики (если таковая проводилась) оформляются в таблицах (графиках, диаграммах). В исследовательских проектах выдвигаемая гипотеза подтверждается обобщением полученных данных. Презентация проекта завершается выводами по итогам реализации проекта. Слайды презентации (в распечатанном и читаемом виде) прилагаются к проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"

В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...

Методические рекомендации "Содержание и формы работы с детьми по реализации проекта "Уроки Мойдодыра""

Материал содержит план работы с детьми по формированию КГН в рамках реализации проекта "Уроки Мойдодыра"...

Методические рекомендации для молодых педагогов

Методические рекомендации для молодых воспитателей "Организация и проведение сюжетно0ролевой игры"...

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...

Методические рекомендации для молодых специалистов по организации сюжетно – ролевой игры в детском саду

В методическом пособии раскрывается специфика сюжетно-ролевых игр  дошкольников, даются методические рекомендации по организации игр. Данное пособие также освещает предварительную работу по ...